Начато строительство объектов системы слежения «Гармония»

Согласно последним сообщениям, в обозримом будущем российские вооруженные силы введут в эксплуатацию новейший комплекс слежения, который позволит контролировать различные акватории, выполняя обнаружение надводных, подводных и воздушных объектов. Отечественные средства массовой информации сообщают, что к настоящему времени новый проект дошел до стадии строительства некоторых объектов, приближающей момент начала полноценной работы. По имеющимся данным, новая система гидроакустического слежения носит название «Гармония».

Подробные сведения о текущих работах в рамках программы «Гармония» были опубликованы 25 ноября изданием «Известия». В статье «Россия разворачивает глобальную систему морского слежения» раскрывались некоторые подробности текущих работ и общего облика перспективных средств слежения. Ранее в свободный доступ уже попадали некоторые данные о новейшем проекте. Последняя на данный момент публикация серьезно дополняет существующую картину и раскрывает новые подробности. При этом, однако, большая часть информации о проекте «Гармония» до сих пор не подлежит разглашению и, по-видимому, будет оставаться секретной в течение нескольких следующих лет.

По данным «Известий», российское министерство обороны уже приступило к развертыванию перспективной системы слежения и начало строительство нескольких объектов из ее состава. Сообщается, что в г. Североморск начата подготовка к строительству т.н. цеха подготовки роботизированных изделий мониторинга Мирового океана. Эта часть программы обозначается как «Гармония-С». Строительством объекта займется Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой). Сроки завершения строительства и монтажа оборудования не уточняются.

Кроме того, уже ведется строительство объекта, с которого будет вестись управление новой системой слежения. На территории воинской части, расположенной в поселке Белушья Губа (архипелаг Новая Земля) строится новый командный пункт, которому предстоит управлять работой комплекса «Гармония». Проект строительства пункта управления получил условное обозначение «Гармония-НЗ». По-видимому, дополнительные литеры в названии объектов были образованы от названий районов их размещения.

По имеющимся данным, разработка системы «Гармония» началась несколько лет назад в соответствии с заказом министерства обороны. Головным исполнителем заказа является корпорация космических систем специального назначения «Комета», входящая в состав концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». Также к работам были привлечены Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» и Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический аккумуляторный институт «Источник». Задачей этих организаций являлось создание отдельных элементов системы слежения.

Известно, что СПМБМ «Малахит» в рамках программы «Гармония» занималось опытно-конструкторскими работами под шифрами «Гармония-Гараж» и «Гармония-Галька». Задачей НИАИ «Источник» было создание новых аккумуляторных батарей для автономных устройств системы слежения. Подробности работ «Малахита» неизвестны, тогда как некоторые сведения о достижениях «Источника» не так давно были опубликованы.

По данным отечественной прессы, основным элементом перспективной системы наблюдения является т.н. автономная донная станция (АДС). Это изделие представляет собой комплекс, состоящий из различных средств наблюдения, обработки сигнала и связи. К месту работы АДС должна доставляться при помощи специально оборудованных подводных лодок. Далее станция сбрасывается на грунт и приводится в рабочее положение. При помощи имеющихся средств АДС самостоятельно следит за акваторией и выполняет обнаружение различных объектов. Данные о найденных объектах по радиоканалу передаются на пункт управления системы.

Как следует из имеющихся данных, автономная донная станция имеет в своем составе набор различного специального оборудования и системы управления им. Так, проектом предусматривается применение крупногабаритных многоэлементных гидроакустических антенн, обеспечивающих слежение за обстановкой и обнаружение целей в широком диапазоне дальностей. Упоминается, что гидроакустическая станция из состава АДС может работать в пассивном и активном режимах. Заявлена возможность поиска подводных лодок, надводных кораблей и даже самолетов, находящихся в воздухе.

Сигналы с гидроакустических систем должны поступать на блок обработки данных, определяющий основные параметры цели, такие как направление на нее и предполагаемая дальность. Полученные данные в автоматическом режиме должны пересылаться операторам комплекса. В составе средств связи донная станция должна иметь буй, поднимающий передающую антенну на поверхность воды.

Специально для станций системы «Гармония» были разработаны аккумуляторные батареи нового типа, характеристики которых соответствуют особым требованиям. Согласно опубликованным документам, в рамках опытно-конструкторской работы «Гармония» НИАИ «Источник» разработал конструкцию и технологию производства литий-полимерных аккумуляторов типов ЛП-16 и ЛП-16М, а также батарей 22S-1P ЛП-16 и 16S-2P ЛП-16М на их основе. Батареи новых типов предлагается строить на основе перспективных аккумуляторов с использованием электронной системы управления, контроля и диагностики. Задачей последней является улучшение характеристик батареи и повышение безопасности эксплуатации.

Аккумулятор ЛП-16 представляет собой устройство размерами 253х172х6 мм массой 450 г. Номинальная емкость определена на уровне 16 А∙ч, номинальное напряжение – 3,65 В, однако диапазон рабочих напряжений находится в пределах от 2,6 В до 4,2 В. Максимальный ток разряда – 80 А. ЛП-16М имеет схожие параметры, но отличается емкостью, увеличенной до 17,5 А∙ч и максимальным током разряда 88 А. также конструкторам удалось добиться некоторого сокращения массы изделия. В случае с обоими аккумуляторами обеспечивается работоспособность при температурах от -10°C до +45°C.

Батарея 22S-1P ЛП-16 имеет номинальную емкость 16 А∙ч и номинальное напряжение 80 В. Ток разряда – до 80 А. Батарея в полностью собранном виде, с установкой разъемов и т.п. оборудования, имеет габариты 386х214х255 мм и весит не более 22 кг. Изделие 16S-2P ЛП-16М крупнее и тяжелее: 396х300х262 мм при 24 кг массы. При этом оно имеет емкость 24 А∙ч и номинальное напряжение 58 В. Максимальный ток разряда – 27,5 А. Наработка аккумуляторов и батарей на их основе составляет 300 циклов. Срок службы определен в 5 лет.

Новейшие средства питания должны обеспечивать длительную работу гидроакустических и других систем автономной донной станции. Срок работы на одном заряде батарей, тем не менее, не сообщается. Обслуживание аккумуляторов должно производиться на соответствующих объектах военно-морского флота или, возможно, силами экипажей судов либо подлодок-носителей.

Утверждается, что АДС нового типа получат возможность автоматического свертывания перед возвращением с дежурства. При этом станция самостоятельно будет убирать антенны и буй радиосвязи, после чего соответствующими средствами сможет возвращаться на берег для подготовки к следующему этапу работы.

По данным «Известий», автономные донные станции системы «Гармония» могут объединяться в единый комплекс и работать совместно. Несколько АДС, связанные друг с другом и единым пунктом управления смогут одновременно следить за крупными и протяженными акваториями. Конкретные параметры зоны ответственности такого комплекса или отдельной станции не уточнялись. Речь идет о сотнях квадратных километрах при совместной эксплуатации нескольких АДС.

Оглашенные архитектура и принципы работы системы «Гармония» и ее автономных станций говорят о необходимости применения неких судов, задачей которых будет вывод АДС к месту дежурства с последующей их установкой. Точные данные на этот счет пока отсутствуют, но уже высказываются определенные предположения. В составе российского военно-морского флота имеется некоторое количество подлодок и кораблей специального назначения, которые, как минимум, в теории могут стать носителями автономных донных систем.

Следует отметить, что наиболее удобными и многообещающими носителями АДС должны стать специально оборудованные подводные лодки. Такая техника, в отличие от надводных кораблей, имеет возможность скрытного выхода в заданный район с последующим развертыванием донной станции. При этом потенциальный противник будет иметь минимальные шансы узнать о местах размещения автономных донных станций, благодаря чему районы размещения элементов системы «Гармония» останутся секретом.

В качестве возможных носителей АДС «Гармония» могут рассматриваться несколько специальных подлодок отечественного флота. По разным данным, возможность транспортировки схожей полезной нагрузки имеют дизель-электрическая подлодка Б-90 «Саров» проекта 20120, а также атомные БС-411 «Оренбург» (проект 09774), К-139 «Белгород» (проект 949АМ) и некоторые другие корабли. Согласно ранее появлявшейся информации, имеющиеся специальные субмарины могут решать задачи транспортировки и применения робототехнических комплексов различного назначения. С определенной точки зрения автономные донные станции системы обнаружения «Гармония» тоже являются роботами, что может быть аргументом в пользу версии об использовании существующих подлодок.

Разработанная система слежения и обнаружения «Гармония» в будущем должна будет решать одну из важнейших задач по защите рубежей страны. Развертывание некоторого количества АДС, управляемых с одного или нескольких командных пунктов, позволит вести постоянное наблюдение за выбранной акваторией. По имеющимся данным, такая техника сможет выявлять подводные лодки или надводные корабли, а также выполнять обнаружение некоторых летательных аппаратов. Таким образом, потенциальный противник фактически лишится возможности скрытного выхода в район размещения донных станций. При приближении подлодки или корабля к развернутым АДС на определенное расстояние автоматика будет фиксировать их присутствие и передавать данные дежурному расчету пункта управления.

Опубликованные данные относительно облика системы «Гармония» представляют определенный интерес с точки зрения возможных методик применения. Так, создание автономной станции, пригодной для вывода в заданный район и снятия с дежурства в определенное время, дает всему комплексу некоторые преимущества. Мобильность отдельных средств системы слежения в теории позволяет производить развертывание необходимых объектов в любых районах Мирового океана. Прежде всего, такие средства должны будут прикрывать российское побережье, но при необходимости АДС могут быть установлены в любых других районах, представляющих интерес для военно-морского флота России.

На данный момент известно о подготовке к строительству одних объектов перспективного комплекса и начале работ по созданию других. Информация о ходе разработки автономных донных станций и сведения об их носителях пока не оглашалась и, вероятно, не станет достоянием общественности в ближайшем будущем. По этой причине пока некоторые аспекты перспективного проекта являются темой для прогнозов и обсуждений. Среди прочего, под вопросом остаются сроки начала эксплуатации «Гармонии». Так, уже упоминается начало эксплуатации отдельных элементов комплекса, однако их состав и прочие особенности, по понятным причинам, остаются тайной.

На завершение строительства новых объектов и освоение перспективной техники флоту понадобится некоторое время. Только после выполнения всех необходимых работ система слежения «Гармония» сможет начать полноценную работу по защите морских границ. Наиболее вероятными сроками можно считать конец текущего десятилетия. К 2020 году в строй войдут все новые объекты, а также, возможно, будут полностью завершены работы над созданием отдельных элементов комплекса. Следует отметить, что возможны и отклонения от такого «графика» в обе стороны. Отсутствие официальных данных не позволяет делать точные прогнозы.

Как следует из последних новостей, в обозримом будущем российские вооруженные силы получат новые средства наблюдения за важными акваториями. Усилиями нескольких предприятий оборонной промышленности создана перспективная система слежения «Гармония», включающая в себя ряд различных компонентов. Часть элементов этой системы уже может быть готова, тогда как другие только строятся. Все требуемые работы должны будут завершиться в течение нескольких следующих лет, после чего военно-морской флот получит новые средства обнаружения противника в том или ином районе.

 

По материалам сайтов:

http://izvestia.ru/

http://rgmt.spb.ru/

http://deepstorm.ru/

http://bmpd.livejournal.com/

Подробные данные об аккумуляторах разработки НИАИ «Источник»:

http://rgmt.spb.ru/catalog/upload/files/Garmoniya.pdf

 

Рябов Кирилл

 

© 2010-2016 «Военное обозрение»