ПРОВЕРЕНЫ НЕБОМ, ПРОСОЛЕНЫ МОРЕМ

ПРОФЕССИОНАЛЫ

У лётчиков ФСБ много праздников: День авиации, День чекиста и День пограничника они по-прежнему отмечают, а ещё - День Военно-морского флота. Какое отношение к последнему, спросите вы. Да самое прямое!

Обычная работа

Экипажи вертолётов палубного базирования Ка-27 несут службу в составе пограничных патрульных судов, обеспечивая их более эффективную деятельность. Поэтому о службе морской знают не понаслышке и крещение по морской традиции проходят самое настоящее, в первом походе выпивая плафон морской воды. А ещё лётчику, впервые выполнившему посадку на корабль, вручают тельняшку.

Пограничные корабли Отряда ПСКР во Владивостоке стали выходить в море с Ка-27 на бортув конце 2008 года, с того времени, как прошли модернизацию.

- Мы были первым экипажем, приписанным к пограничному патрульному судну, - говорит Владимир Какодей. - Обучить нас практическим навыкам пригласили экипаж с Камчатки, ведь для того, чтобы посадить вертолёт на палубу корабля ограниченных размеров, где слева-справа вода, а впереди рубка, в которой люди наблюдают за твоей посадкой, требуется специальное мастерство. Все движения должны быть чётко отработаны, а если корабль ещё и на ходу, то сложнее вдвойне.    

На Ка-27 стоит современное оборудование, позволяющее безошибочно определить место нахождения браконьеров. Совместная работа авиации и морских пограничных сил сразу показала эффективность - количество задержаний браконьерских судов увеличилось в несколько раз. Теперь выполнение спецзадач по выявлению промысловой обстановки стало обычным делом для вертолётчиков. Мы, говорят они, выполняем повседневную работу: вылетели, обнаружили судно, передали на корабль и полетели дальше.

Ещё одна из задач, которую выполняют лётчики, - тренировки с группами специального назначения.Отрабатывают различные ситуации, которые могут возникнуть в море. Например, захват террористами корабля. Один вертолёт десантирует бойцов спецназа на спусковых устройствах на судно, другой в это время работает на прикрытии.  

Экипаж

Командир экипажа Ка-27 Владимир Какодей служит в авиаотряде почти восемь лет, с момента окончания Курганского пограничного института.

- Почему пошёл учиться на лётчика?  Помню, как в 9-м классе пришёл к нам курсант этого вуза и так увлекательно рассказывал об институте, что я загорелся. Первые полтора года учиться было тяжеловато: совмещал учёбу и военную службу. Некоторые курсанты, не выдержав нагрузок, отсеялись уже на первом курсе, а к концу выпуска из 68 остались лишь 47 человек, - вспоминает Владимир Владимирович.

Штурман Илья Симонов - одногруппник Владимира Какодея и его земляк. Неподалёку от дома, где жил Илья, располагался гражданский аэродром. Так что всё детство и юность прошли рядом с авиатехникой. С двенадцати лет занимался в «ДОСААФ» и уже школьником летал на самолёте Як-52. А в тринадцатьИлья совершил первый прыжок с парашютом. Вопрос о выборе института не стоял.

После выпуска оба летали на Ми-8, а потом пересели на Ка-27. Правда, для этого пришлось проходить дополнительное обучение в Ставрополе.

- Переучиваться было не сложно.Основные двигатели и приборы на Ка-27 те же, что и на Ми-8, - делятся товарищи.
Переобучение прошёл и старший бортовой авиационный техник Владимир Лысенко. В отличие от командира и штурмана он в части сравнительно недавно - с ноября 2012 года. До этогослужил на Камчатке.

- Задачи одни и те же, что там, что здесь. Разные только корабли, - рассказывает Владимир и вспоминает недавний случай из своей службы: - ПСКР «Дзержинский», пришедший с Камчатки, дислоцировался в Находке. Мы поднялись с его палубы, чтобы разведать обстановку. В одном из районов обнаружили шхуну под российским флагом без опознавательных знаков на борту. Передали данные на ПСКР. Командир корабля принял все меры к его задержанию, вплоть до предупредительной стрельбы. Но это не остановило нарушителей. Во время опасного маневрирования произошло столкновение шхуны с пограничным кораблём. Только после этого судно удалось задержать и отконвоировать в Находку.    

Рассказы о службе лётчиков Ка-27 очень напоминают рассказы экипажей пограничных кораблей. Всё верно, ведь они выполняют в море одну задачу, только одни на его поверхности, другие над ним. И также, как и морские пограничники, лётчики вертолетов Ка-27, часто встречают праздники в море. Как, например, этот Новый год. Корабль не успел вернуться к концу декабря: погода внесла коррективы. Встречали 2013-й на борту: с Дедом Морозом, Снегурочкой мантами ручной лепки. Весело и интересно, но при этом всё время начеку.


Екатерина Ильченко.
Фото автора и из архива авиаотряда.

Региональная еженедельная газета ФСБ России "Граница России Дальнего Востока"