Талант под «кайфом»

Интернет всё стерпит

Недавно на одном из популярных столичных Интернет-сайтов появился пространный материал, отражающий взгляд автора на историю наркотиков и их роль в современной жизни. Нельзя сказать, что в материале содержится пропаганда наркомании. Но авторское невежество присутствует сполна. Искаженная информация неизбежно приводит к искаженным выводам.

Учитывая широчайшую Интернет-аудиторию (включая подростков и молодежь), иначе, как безответственной, эту публикацию не назовешь. В ней, например, говорится: «Американские индейцы тысячелетиями жевали листья коки, которые поднимали их боевой дух, поддерживали жизненную активность, позволившую создать великие цивилизации и возвести колоссальные сооружения… В наши дни кокаин оказался под запретом… Употребление гашиша  входит в религиозные ритуалы Ислама…

В США были созданы специальные институты по изучению медицинского применения ЛСД… Ученые получили за свою работу ученые степени… Наркотики, как бы к этому ни относиться,  поддерживали творческую активность многих выдающихся мастеров искусства…» И далее в том же роде.

Первые «наркодилеры» - крестоносцы?

Оставим в стороне те факты, что цивилизации индейцев Латинской Америки, употреблявших жвачку «бетель» с содержанием листьев коки, насчитывают не тысячелетия, а века, и судьба их печальна; а ЛСД еще в 70-х годах прошлого века был запрещен во всем мире под угрозой тюремного срока.

Когда и как, в действительности, человечество познакомилось с наркотиками, и правда ли, что они способны поддерживать чью-то «созидательную и  творческую активность»?

По мнению ученых, первое знакомство с наркотиками у человека состоялось около 40-а тысяч лет назад. В Месопотамии, Египте, Древней Греции, Индии обратили внимание на одурманивающее, опьяняющее, галлюциногенное и снотворное действие некоторых растений, в частности, грибов. Их свойства сочли проявлением высших сил и использовали в магических и религиозных обрядах. К таинствам приобщались исключительно жрецы и шаманы. Применение таких растений в лечебных целях было очень узким и жестко контролировалось  служителями культов.

В Европе органические наркотики появились в 13-м веке. Их привезли с Ближнего Востока крестоносцы – вместо святынь, которые они, якобы, отвоевывали. Веками наркотические и одурманивающие вещества использовались в медицине. Тогдашние доктора, по совместительству нередко  и алхимики, строго хранили от широкой публики эти, как писал средневековый просветитель Корнелиус Агриппа, «дары не то Господа, не то дьявола».

Виновата наука?

Лишь в 19-м веке наукой был сделан роковой шаг: удалось получить мощные экстракты из наркотикосодержащих растений. Так появились морфий и кокаин.  Благодаря, стремительно расширявшейся международной торговле, они распространились по всему миру. И вскоре привели к катастрофическим последствиям. Еще в 1909 году 13 европейских государств (в том числе и Россия), напуганные размахом наркомании, пытались создать международную «опиумную комиссию», которая должна была противодействовать наркоотраве.

В это самое время в России наблюдалась серьезная вспышка наркомании. Она в особенности коснулась творческих людей, в частности, литераторов так называемого «Серебряного века».  Тусовки поэтов-декадентов не обходились без кокаина. К. Бальмонт, В.Брюсов, А. Белый, З. Гиппиус, Ф. Соллогуб и многие другие знаменитые стихотворцы не скрывали своего знакомства с «порошком». Какую роль он сыграл в творческих судьбах, можно представить на самом, пожалуй, выразительном примере.

Гибель кумиров

В многочисленных литературных и научно-популярных изданиях о последних днях Александра Блока говорится обычно в трагических тонах. Поэт находился в духовном расстройстве и неладах с миром и самим собой. А потом скоропостижно скончался, чего никто не ожидал. Вид искаженного смертью лица поэта вселил в современников страх. Но, обычно, книги умалчивают о причине гибели Блока. А она последовала в результате… передозировки кокаина.

А несколько раньше талантливейший американский поэт, прозаик и журналист, Эдгар Алан По, умер на скамейке городского сквера, как последний бродяга, отравившись наркотиками. Он стал в США основателем не только литературного течения – романтизма, но и печального списка творцов – жертв наркотиков.

20-й век, особенно его вторая половина, ознаменовалась расцветом наркомании. От зелья массово гибли обычные люди, но особенно красноречива история рок-музыки. Джимми Хендрикс, основоположник хард-рока; Джимми Моррисон, лидер знаменитой группы «Дорз», талантливый певец и поэт, основатель психоделлического рока; Брайан Джонс и Томми Болан, гитаристы групп «Роллинг Стоунз» и «Дип Пёрпл»; рок-звезда Дженис Джоплин; барабанщик знаменитой группы «Ху» Кит Мун; один из основателей «Пинк Флойд» Сид Баррет и многие другие – все они умерли от передозировки героина.

Та же судьба лишь чудом не постигла всемирно известного рок-певца Эллиса Купера и лидер-гитариста тех же «Пинк Флойд» Роджера Уотерса. Наркотическая депрессия толкнула на самоубийство лидера группы «Нирвана» Курта Кобейна, а лидера скандально известной панк-группы «Секс Пистолз» привела к убийству своей возлюбленной. Этот печальный перечень можно продолжать и продолжать. На его фоне рассуждения автора Интернет-публикации, отражающей довольно распространенное мнение о наркотиках, как «катализаторе творчества», выглядят просто кощунственно.

«Чего ни кинься, ничего у вас нет!»

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» эту фразу произносит Воланд в беседе с редактором и поэтом на Патриарших прудах. Он имел в виду Бога и дьявола.

Но в Советском Союзе, действительно, много чего «не было» - от секса до наркотиков. Однако, кумир нескольких поколений, талантливый артист и поэт-бард Владимир Высоцкий, пытавшийся с помощью наркотиков излечиться от алкоголизма, лишь приобрел новую пагубную зависимость, от которой так и не смог избавиться. Она стала одной из составляющих его гибели. Да и сам автор упомянутого бессмертного романа лишь под конец жизни с большим трудом избавился от пристрастия к морфию.

Манчжурская конопля – извечный источник наркоотравы на Дальнем Востоке. Не редкость и мак – основа опиатов. Ветераны-оперативники краевого УВД хорошо помнят, как еще в 70-е и 80-е годы минувшего века изымали у наркоманов и наркосбытчиков марихуану – мешками, гашиш и маковую соломку – килограммами.  В Хабаровском крае нынче наркотики канабисного (конопляного) ряда составляют львиную долю всего наркооборота.

Недавно я  выступал перед студентами одного из хабаровских вузов. Некоторые молодые люди довольно легкомысленно высказывались относительно наркозаразы в целом и марихуаны в частности. Ссылались при этом на пример Голландии, где так называемые «легкие» наркотики разрешены. Можно, конечно, возразить, что власти и общественность Голландии давно и горько пожалели об этой опрометчивой «либерализации». Но на ум приходит другое, навеянное тем, что говорится в вышеупомянутой Интернет-публикации о религиозных ритуалах Ислама.

Аллах не любит наркоманов

В недавнем прошлом мне довелось несколько месяцев провести в Узбекистане. Там познакомился с местными коллегами, которые приглашали в гости. В патриархальных семьях, во дворах собственных домов, за высокими дувалами, старики традиционно предавались послеобеденному кейфу. Со стороны достарханов, где они располагались на отдых и курили кальяны, отчетливо тянуло конопляным дымком. Мои молодые знакомые пожимали плечами: «Старшие привыкли, что с ними поделаешь?!» «А вы?» - поинтересовался я. И узнал, что старшее поколение близко не подпускает молодежь к анаше, хотя и старается приобщить к вере в Аллаха. Умудренные житейским опытом мусульмане понимали, что Ислам вполне может обходиться без наркотиков, и активно ограждали свое потомство от пагубной привычки.

«Русские идут!»

Различные одурманивающие и галлюциногенные вещества были синтезированы на протяжении 20-го  века и стали настоящим бичом молодежи. С наступлением нового столетия они докатились и до российского Дальнего Востока. За недолгую историю существования органов наркоконтроля хабаровские наркополицейские несколько раз изымали «марки» с ЛСД – кусочки бумаги, пропитанные зельем. А синтетические наркотики, так называемые «экстези», у нас перестали быть редкостью.

О «благотворных» свойствах ЛСД красноречиво говорит сама история его создания. Химик Альберт Хофман, работая в Швейцарии над производством кровяных стимуляторов, случайно получил это вещество еще до Второй мировой войны. Но лишь в 1943 году, случайно приняв небольшую дозу, Хофман узнал о его галлюциногенных свойствах. Восхищенный ученый полагал, что нашел могучее средство от шизофрении. Но уже в 60-е годы прошлого века ЛСД на Западе получил широчайшее распространение среди молодежи, как обычный наркотик с необычными (и весьма пагубными) свойствами. Употребление этого вещества приводило к быстрому и необратимому разрушению организма, а непредсказуемые галлюцинации – к самоубийствам и самым диким преступлениям.

В период антисоветской истерии известный американский политик, накачавшись ЛСД, выбросился из окна своего кабинета на верхнем этаже небоскреба с криком: «Русские танки идут!» Газеты писали по этому поводу, что в лязг танковых гусениц галлюциноген преобразовал грохот обычной нью-йоркской подземки.

Сам Хофман, получивший лабораторию для своих исследований, быстро скатился к чисто наркотическим экспериментам, за что его с ближайшим помощником выставили из университета. Тогда Хофман организовал собственное «Общество по изучению ЛСД». Но его «занятия» с каждым разом все больше походили на сборища потребителей «дури».

ООН официально заявляет, что количество наркоманов в мире продолжает расти и составляет около двухсот миллионов человек. (К сожалению, тут официальная статистика, по мнению специалистов, далеко не отражает реального положения дел. Истинные масштабы наркоэпидемии гораздо шире и достоверно никому не известны.). Смертность от наркомании в развитых странах на много превышает число жертв автокатастроф и локальных войн. Не является исключением и Россия. (А Дальний Восток – один  из самых «наркотизированных» регионов страны.)

Поэтому всякие рассуждения о наркозаразе, типа: «С одной стороны – плохо, но с другой стороны…», - думается, вряд ли уместны. Эта «медаль» имеет лишь одну сторону. И на ней отчетливо значится: «Нет наркотикам!»

Кирилл Партыка.