В светлое Будущее на квадратных колесах. Малый и средний бизнес

Прежде чем рассуждать об экономической безопасности предпринимательства необходимо прояснить некоторые понятия, учесть ключевые факторы и уточнить основные термины. Не выполнив этих условий, участники Круглого стола сядут за ним нелепо - спиной друг к другу.

Поскольку речь пойдет о безопасности частных бизнес-структур, уточним некоторые из опасностей, нависающих над ними сегодня. Полный перечень этих угроз настолько велик, что если в регистрационном зале районной ИФНС оформить его  на стенде, очереди за ИНН резко сократятся.

А может, исчезнут вовсе.  Минное поле - до горизонта. Описано-расписано в сотнях кандидатских и докторских, монографиях и пособиях...проще подорваться, чем дочитать до конца. Поэтому выделим основные фугасы, а пехотные мины оставим пока без внимания. И так:

Абзац первый - Бизнес-воронье. За двадцать лет российского капитализма бизнес-структуры накопили большие объемы финансовых средств, объектов недвижимости и много всякого "вкусного",  вызывающего слюну  разного рода хищников - крупных, средних и мелких.  В лихих девяностых рейдеры с битами были попроще - пришел, увидел, отобрал. В настоящее время формула экономического разбоя чуть усложнилась - пришел, увидел, отсудил. Вроде и разница небольшая - глагол "отобрал" и глагол "отсудил". У них даже количество букв одинаково. Но присмотритесь - какой огромный эволюционный путь отделяет биту от судейского молотка! Как изменился состав претендентов на чужое добро! Место бесхитростных пацанов - китайский "адидас" и бита, заняли респектабельные бизнесмены - швейцарский Rolexи адвокаты. И крыши у них неслабые - друзья во власти. У крупных - в Москве. У средних - в крае. А мелкие по пятницам в баню ходят с главой поселковой администрации.  На всех ветвях древа Власти сидят наши "бизнемены" жирными воронами - кого-бы склюнуть там внизу?  Чей бизнес присвоить?  Какой генподряд получить или контракт на поставки? А еще в бизнес-подранков целят недобрым глазом. Рейдерское банкротство - милое дело! Почти чисто, почти честно. 

Возможны и более простые схемы склевать чужое. Не заплатить поставщику. Получить предоплату и не поставить товар. Не вернуть кредит. Не выполнить оплаченную работу.  И т.д. Список бесконечен.  А если суд выдаст потерпевшему  исполнительный лист - тоже не беда. Судебные приставы тихо закроют исполнительное производство за невозможностью взыскания с Должника. Отказ в возбуждении уголовного дела также предрешен - дочь начальника полиции секретарем в фирме числится и ежемесячно в денежной ведомости подпись тренирует. Так что - "... за отсутствием состава преступления, дорогой. Хозяйствующие субъекты бабло не поделили. Причем здесь Уголовный кодекс?  Не мешайте  бороться с преступностью, гражданин.

Вот она - одна из основных угроз российского предпринимателя- партнеры, контрагенты и  акционеры с "лоббистским ресурсом" за пазухой.  Бизнес-воронье.

Абзац второй - Паралич правовой защиты. Два слова о "лоббистском ресурсе". Иностранный политический термин приобрел в России криминальный подтекст, согласно которому лоббистами криминального бизнесмена являются: 

а) судья, отказавший в иске или рассмотревший его неправедно;

б) судебный пристав, не взыскавший с Должника по исполнительному листу;

в) орган дознания, не разглядевший состава преступления;

г) прокурор, не усмотревший нарушений законных прав потерпевшего органом дознания.

Заметьте, все перечисленные "лоббисты" содержатся государством за счет налогов, взымаемых с нашего потерпевшего. Собирая налоги, государство обещает ему разные госуслуги. В том числе - правовую защиту.  И Конституция, и федеральные законы содержат много всяких  правильных слов, однако реальная государственная защита предпринимательства остается пока красивой мечтой. Зато "лоббисты", за торговлю должностными полномочиями и на "мзде" сидят и деньги от государства получают. А еще форму, санаторно-курортное и проезд бесплатный.

Какой прок от угроз уголовного преследования госслужащих за халатность или злоупотребления должностными полномочиями?  Судебная практика по этим составам почти отсутствует, а практика оказания "лоббистских госуслуг" множится ежедневно. Безнаказанность - мать Беззакония и латентной преступности.

В результате всяких реформ по превращении милиции в полицию и победоносных планов противодействия коррупции российская "правоохранительная" система охраняет право сильного отнимать у слабого. При этом - за счет налогов, собираемых со слабого. Какое изящное уродство! "Россия, бескрайны крайности твои! То совы правят бал, то соловьи..." (В. Асмолов).  Сформулируем эту угрозу предпринимательству следующим образом - правовую систему  защиты малого и среднего бизнеса от криминальных посягательств разбил  паралич.

Абзац третий   - Борцы и Бобры.   Не будем тратить усилий, доказывая друг другу все разрушительные последствия коррупции в правоохранительных органах. Впрочем, одно из них все-таки рассмотрим.

 Вхождение во Власть криминальных бизнесменов обуславливает криминализацию этой самой Власти. С кем поведешься - от того и забеременеешь. Аксиома! Но может ли такая власть опираться на доверие населения?  Причем, на  доверие самой  активной  его части - предпринимательского сообщества? Едва ли.

 Вместе с тем, именно эта часть россиян наиболее пассионарна. (Пассиона́рии - люди, обладающие способностью  поглощать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохраненияи выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды).

Видоизменение окружающей среды,  в нашем случае, заключается в  преодолении негативных последствий алигархического и проамериканского периода новейшей истории России, реконструкции сырьевого уклада экономики, укреплении обороноспособности, политической и экономической независимости и еще многого чего, подтверждающего статус великой державы.  А "лоббисты" из второго абзаца препятствуют вовлечению пассионариев в процесс возрождения России. Как бобры ежедневно грызут они древо Власти, пытаясь настроить множество личных запруд. Желательно офшорных.

Пренебрежение законами порождает правовой нигилизм, который становится нормой. Недоверие предпринимателей к институтам власти активно расчленяет это сообщество - одни вовлекаются в криминальный водоворот, умножая воронью стаю. Другие, уставшие от борьбы, пополняют ряды бюджетников. Пособолезнуем им. А внимание уделим оставшимся борцам за право работать честно и жить достойно. Они того заслуживают.

Абзац четвертый - Самооборона Бизнеса. Не получив от государства защиты, обещаемой уголовным законодательством, предприниматели с начала 90-х строят разные крепости - собственные службы безопасности. Более двадцати лет суматошится стройка. Хаотично. Беспланово. Непрофессионально. Даже уборная, построенная на краю дачного участка более удачное строение. Без мезонинов, веранд и балконов - яма, дырка, гвоздик для газеты и сердечко над дверью для вентиляции. Все продумано и отлажено. И работает надежно в отличии от разношерстно-самодельных служб безопасности.

Второе направление в процессе формирования негосударственных структур безопасности возникло в 1992 году на платформе федерального закона "О частной охранной и детективной деятельности".  Тысячи офицеров, покинувших силовые структуры, рванули получать лицензии на охрану периметра различных предприятий. К настоящему времени конкуренция в охранном бизнесе оставила на этом рынке только боеспособных участников, которые и создали профессиональное сообщество.

А вот судьба частного детективного движения оказалась грустной. Не признав детектива субъектом оперативно-розыскной деятельности, Законодатель любезно разрешил ему носить каску, резиновую палку и балончик "черемухи". Но только при оформлении лицензии.  Здравого смысла в этой норме права нет, зато какой тонкий юмор!..Даже англичане не додумались бы искрить остроумием в правительственном Постановлении   № 587 от 14.08.1992г.  Оттого и не появился в России ни Франсуа Видок, ни Нат Пинкертон. Оттого и поднимают шлагбаумы автостоянок талантливые сыщики с многолетним бесценным опытом. Случайный заработок на выгуле неверных супругов не способен прокормить бывших оперов. Седеют головы, редеют редкие ряды. Не дождутся уже матерые сыскари золотого века российского частного сыска. Он настанет, конечно, но нескоро. А жаль.

К 2015 году Независимый научный Фонд "Институт проблем безопасности и устойчивого развития" разработал любопытную Концепцию. ( "Концептуальные и практические проблемы охранной и детективной деятельности и пути их решения" - Издательский  Дом "Мир Безопасности"). Сборник содержит множество нужных предложений по реконструкции действующего законодательства в области частной охраны и сыска. В приложения 1 и 2 собраны проекты федеральных законов, внесенных и подготовленных для внесения в Госдуму и Федеральное собрание. Начнется ли золотой век частных детективных структур после реконструкции законодательства в этой сфере?

Проблема в кадрах. Сыскные профи советского периода в годах, а молодежь вызывает большие сомнения. Технологический процесс становления  профессионала-оперативника очень сложный и трудоемкий. Пять лет ВУЗа - самое начало пути. Кроме природных задатков необходима практика работы по сложным составам и наставники типа Жеглова. А их только в советский период готовили.  Четверть века общество потребления формировало пласт потребителей, которые сейчас в должности начальников отделов, служб и управлений формируют кадры по образу и подобию своему. Наделить такого детектива новыми широкими возможностями - значит легализовать поддержку криминального бизнеса. Представляете, сколько оборотней, стряхнув погоны, уже безбоязненно продолжат развивать криминальный бизнес на вольных харчах (см. абзац первый и второй).

Выводы четвертого абзаца - система самообороны предпринимательства, также как и госуслуга по защите бизнеса от противоправных посягательств малоэффективна и требует профессиональной реконструкции.

Абзац пятый  - Как стать профессиональным безопасником? Едва возник спрос на специалистов негосударственных структур экономической безопасности нишу "предложения" заполнили ветераны силовых структур. Самые профессиональные дилетанты из всех дилетантов-профессионалов - самоучки 90-х. Это была первая бессистемная система подготовки специалистов в области безопасности предпринимательства.

Чуть позже заявил о себе профессорско-преподавательский состав юридических и экономических ВУЗов. В Интернете возникли призывы к переподготовке сотрудников служб безопасности коммерческих структур, банков и даже государственных организаций, имеющих высшее образование и стаж работы. Впрочем, брали всех. Курсы, ведь, платные. От  20 000 до 200 000 рублей. Сроки и формы обучения самые гибкие - дневная с отрывом, вечерняя без отрыва, заочная. А для самых продвинутых - интерактивная, дистанционная с применением мультимедийных технологий. Как здесь не выложить 200 000?!! По окончанию учебы полагался  диплом Российского Государственного социального университета. Как оказалось, впрочем, диплом удобней приобрести без всяких посредников. Дешевле и сразу. Заходите в Интернет - "хочу диплом РГСУ" - и вам расскажут - как купить и сколько стоит. (5 000 - 9 500 рублей )  Где только не встретишь старую знакомую - 159 статью УК РФ?  Поэтому и призывы к переподготовке  какие-то шпионские - мобильный телефон, эл. почта, "спросить Татьяну".

Это вторая система подготовки специалистов.

Теперь о третьей системе - государственной. Высшая школа только сейчас, в первом десятилетии нового века, скосила глаз на проблему подготовки специалистов экономической безопасности. Приказом № 19 от 14 января 2011 года Министерством образования и науки утвержден федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности "экономическая безопасность".   Код  080101.  И уже в 2012 году восемь дальневосточных ВУЗов приняли 493 студента по этой специальности. В 2017 году  полтысячи юных магистров пополнят седеющие ряды безопасников банков, коммерческих структур и госпредприятий. Будет кому бегать за водкой. Таким образом, можно заключить - в России постепенно формируется система профессиональной подготовки специалистов экономической безопасности.

Абзац шестой - Кому нужна система безопасности предпринимательства? Конечно, всем. Прежде всего, самим предпринимателям.  А также государству и населению. Но все не так очевидно, если рассмотреть вопрос через увеличительное стекло, которое мы уже применили в первом и втором абзаце. Перечитав их, вы получите ответ на вопрос - кому она не нужна? Эффективная система экономической безопасности бизнеса не нужна криминальным бизнесменам - мешает отнимать. Не нужна она и оборотням - мешает злоупотреблять полномочиями и получать за это мзду. Да, у них деньги и власть. Но нас больше.

О нас. Вот уже четверть века из одиноких вначале частных структур возникли и продолжают возникать различные союзы, ассоциации, некоммерческие партнерства. Цель создания подобных объединений - взаимная поддержка, лоббирование "цеховых" интересов в законодательном пространстве и коллективная безопасность. Как у гусей - кормятся порознь, а для перелета сбиваются клиньями. И вожака выбирают.

Теперь - о вожаке. Это важно. С какой целью его избирают  члены объединения?  Из всего обилия красивых слов в уставных документах, задача вожака типовая - представлять интересы членов организации. в органах власти. Уточним - чьи интересы?  Вариантов два: а) интересы членов - всех и каждого; б) интересы организации. А это "две больших разницы". Члены - содержание, организация - форма. Чем больше членов - тем шире лампасы. Тем выше органы власти, в которых вожак уполномочен представлять своих членов. А чтобы представительство было представительным нужен титул. Обычно президентский. Заместитель - вице-президент. Ну а дальше - по схеме: секретарь-референт, юрист-консульт, начальники департаментов , председатели комитетов и пр.   Да! Чуть не забыл - офис в центре.  Важно наличие региональных представительств - членские взносы и флажки на карте. Ну а дальше - типовая схема любого функционера: конференции, интервью, презентации, круглые столы и просто застолья - никакой личной жизни, только о России и думает золотой наш человек...

Если зайти на сайт больших общественных объединений предпринимателей, проанализировать их программные документы, а также планы по реализации этих программ, то едва ли вы обнаружите, что-то практически полезное для членов объединения. Планирование светлого будущего - вот основная работа. На создание эффективной системы  экономической безопасности  членов организации руки не доходят. И ноги тоже. Да и не знают они как это делается.

Абзац седьмой - Как создать эффективную структуру экономической безопасности?

Уточним - под структурой понимается Агентство, как элемент предпринимательского сообщества для защиты его членов от внешних и внутренних угроз. Под термином "члены" понимаются юридические лица, объединившиеся в некоммерческом партнерстве  для взаимной помощи, делового сотрудничества и безопасности своего бизнеса.

Агентство выполняет функции коллективной службы безопасности и решает проблемные вопросы в этой области в интересах каждого члена объединения.

Для решения конкретных проблем в сфере безопасности Агентство формирует профессиональный кадровый состав (3-5 человек), который привлекает на подрядной основе высококвалифицированных специалистов - правоведов. Диапазон услуг, которые Агентство способно оказать членам организации охватывает все области гражданского и уголовного права. А это чрезвычайно широкий диапазон.

Алгоритм работы Агентства по возмещению ущерба, причиненного юридическому лицу должен выглядеть следующим образом:

1. Всесторонне изучается проблема, с которой обратился Потерпевший, дается  юридическое заключение, на основе которого разрабатывается сценарий восстановления законных прав Клиента и определяется ориентировочная смета предстоящих работ. Если Клиент является членом объединения юридическая оценка в смету не включается. Калькулируется только оплата привлеченных специалистов.

2. На основании агентского договора и доверенности Агентство представляет интересы Клиента в судебных  и надзорных инстанциях, правоохранительных органах, учреждениях исполнительной власти,  в процедурах банкротства, в исполнительном производстве.

3. В рамках гражданского и (или) уголовного законодательства Агентство добивается восстановления законных прав Клиента и компенсации причиненного ему ущерба.

Вторым направлением деятельности Агентства является организация профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов экономической безопасности на основе федерального государственного образовательного стандарта - экономическая безопасность. Код 080101. С этой целью Агентство совместно с ДВФУ разрабатывает учебную программу, производит набор слушателей из числа сотрудников негосударственных структур безопасности и организует их учебу. Курс лекций и практических занятий проводится профессорско-преподавательским составом университета и опытными сотрудниками государственных и негосударственных структур безопасности. Ориентировочная стоимость месячного учебного цикла с проживанием в университетском кампусе - 60 000 рублей.

В связи с инновационным характером работ Агентство проводит научно-прикладные исследования в области экономической безопасности бизнеса, привлекая к участию  ведущих специалистов и практических работников государственных и негосударственных структур безопасности. Исследования проводятся структурным подразделением Агентства - лабораторией проблем безопасности предпринимательства по заказу заинтересованных организаций.  Продуктами научно-прикладных исследований могут быть:

а) рекомендации по созданию служб экономической безопасности в компаниях с различными организационно-правовыми формами и видами деятельности;

б) разработки комплексных мер экономической безопасности для компаний с  различными организационно-правовыми формами и видами деятельности;

в) регламенты внутренних расследований по фактам хищений и иных противоправных проявлений со стороны персонала компании;

г)  противодействие рейдерским захватам;

д) методика подготовки заявительских материалов в правоохранительные органы по фактам противоправных посягательств на активы компании;

е)  инвестиционная безопасность бизнес-проекта;

ж)  разработка антикризисных мер;

з)  разработка мер противодействия криминальному банкротству    и т.д.

Очевидно, что создание и содержание такой негосударственной структуры экономической безопасности целесообразно только в составе объединения предпринимателей. Как, допустим, общая водонапорная башня в поселке или пожарная команда вскладчину.

Очевидно и то, что в условиях агрессивной внешней среды бизнесмены имеют больше шансов на выживание, только объединившись в ассоциации-союзы-некоммерческие партнерства. При этом, члены объединения должны располагать онлай-контролем за своими вожаками, чтобы не выкармливать очередного функционера с морковкой на удочке (см. картинку в конце статьи).

И в заключении немного фактографического материала и статистики:

Фактически, малый бизнес в развитых странах является не только одной из ключевых экономических сил, без которых невозможно стабильное экономическое развитие. Учитывая количество экономически активного населения, занятого в этой сфере, малый бизнес – становой хребет, на котором базируется, в первую очередь, стабильность политической ситуации в стране. Это, по сути, и есть средний класс, без которого невозможно обеспечить политическую и экономическую стабильность в обществе.

Практически во всех странах Европы, да и не только Европы, МСП играют весьма заметную роль: свыше 50% ВВП создается малым бизнесом (в России — только 11%). Свыше 60% Европы трудоспособного населения занято в секторе МСП (в России —12%)

По данным экономистов, страна, в которой доля МСП в ВВП составляет менее 50%, - нищая страна. Для справки:
доля МСП в ВВП в странах Западной Европы составляет около 75%, в Японии - 78%, в России - всего около 11%. А если посмотреть по направлениям деятельности, то на долю производящих структур малого предпринимательства приходится немногим более 3%

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в развитых странах

Страна     Кол.предпр.    Кол.работающих,     Доля малого
                       Тыс.               млн.               бизнеса % в ВВП                     
Германия       2290              18,5                          50-52
Италия           3920              16,8                          57-60
США               7300              70,2                          50-52
Япония           6450              39,5                          52-55
Россия              844               8,3                          10- 11
 

По данным ФНС с декабря 2012 по август 2013 свернули свою деятельность свыше 500 тыс. ИП, что составило 12,5% от их общего числа. И вместо наполнения Пенсионного фонда получилось наоборот. «Деловая Россия» вместо запланированных пятимиллиардных поступлений оценила потери бюджета в 13,5 млрд руб

...Приведенные выше графики, которые были подготовлены к заседанию Правительства РФ в июле 2013 г., наглядно отражают сложившееся положение дел и роль малого бизнеса в экономиках разных стран. Хорошо видно, что российские малые предприятия в нашей стране как «трудные дети» не представляют большого интереса для государства либо не имеют значительных возможностей для своего активного развития.

спрос на продукцию МСП растет незначительно и темпы его роста, по оценкам самих предпринимателей, чаще оказываются ниже роста цен на бензин, коммунальные услуги и т.д. В результате снижается рентабельность бизнеса, уменьшается потенциал для инвестиций и развития. Приходится от стадии развития переходить к стадии смены направлений развития.

Безусловно, факты и цифры, приведенные здесь, постыдны и печальны. Но основания для гордости все-таки есть. Кто кроме нас способен двигаться в Светлое Будущее на квадратных колесах?!!

 

Супрун Александр Петрович – руководитель агентства «Кронверс»,  член Российской криминологической ассоциации, член Ассоциации Российских детективов, член СВГБ по ДВ региону

           2015г. 18 июня