КАЗАКИ

Такого стечения православного военного люда главный кафедральный собор Хабаровской и Приамурской епархии не видел с момента своего освящения. Торжественный молебен отслужил сам архиепископ Хабаровский и Приамурский владыка Марк.

Русская православная церковь благословила дальневосточных казаков на единство в любви к Богу и Отечеству. Но это не может быть выражено ни в чем ином кроме, как в единстве своих рядов, в сплочении своих усилий и помышлений. Сказано ведь: не может устоять Дом, разделившийся сам в себе.

Объединительный большой круг дальневосточных казаков состоялся в епархиальном здании Хабаровской духовной семинарии. Посланцев региональных казачьих войсковых обществ приветствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе В.И. Ишаев, командующий войсками Восточного Военного округа адмирал К.С. Сиденко. Было оглашено благословение и пастырское напутствие от лица патриарха Московского и всея Руси его Святейшества Кирилла. Владыка Марк освящал своим присутствием, благославляя, все действа объединительного большого круга дальневосточных казаков, совершаемые в порядке рассмотрения пунктов повестки дня и принятия решений по ним. Он сказал, приветствуя круг:

«Мы станем сильны и необоримы только своим единством в Боге и в деятельной любви к Отчизне. Там где двое или трое соберутся во имя Христа, там и Господь будет среди них. Во имя Христа русские казаки прирастили к России огромные земли в Сибири и на Дальнем Востоке. Богоугодные это были деяния наших предков. Долг нынешних поколений – хранить и благоустроять Родину. Теперь и здесь – в Дальней России. Православие, к которому возвращаемся, наша искренняя любовь к Отечеству, выражающаяся не словами, а делами – это и есть наше секретное оружие, прибегнув к которому станем непобедимыми во всех испытаниях»

Большой казачий круг начал работу рассмотрением рапортов, поступивших от атаманов Амурского окружного казачьего общества есаула А.В. Стрельцова и Якутского окружного казачьего общества «Якутский реестровый казачий полк» казачьего полковника А.Н. Канина, с просьбой о принятии округов, которыми они командуют, в состав Уссурийского войскового казачьего общества. Делегаты единогласно поддержали их рапорты. Теперь объединенное казачье общество в ДВО, сохранившее историческое свое наименование

– «Уссурийское войсковое казачье общество (Уссурийское казачье войско), включает в себя восемь окружных казачьих формирований ( по числу субьектов Российской Федерации в ДФО): Колымское (Магаданская область), Сахалинское, Камчатское, Якутское, Средне-Амурское (ЕАО), Хабаровское, Амурское, Приморское.

Под единым уссурийским Знаменем и гербом объединились 90 казачьих обществ, действующих на территории ДФО (окружные, отдельские, юртовые, станичные, хуторские и др.) с фиксированным членством общей численностью около 4700 человек. Настал исторический момент – в Дальней России родилось новое единое казачье формирование со своими самостоятельными структурами. Объединительный большой круг наибольшее внимание уделил обсуждению и принятию окончательного текста Устава казачьего общества, а также выборам войскового атамана, правления общества, совета стариков. - Устав - не дышло, сказал есаулец (выборный казачий чин, следящий за порядком на круге и руководящий его работой) подъесаул И.Г. Доценко, атаман Приморского отдела Уссурийского войскового общества,- каким его примем, по таким нормам и будем жить. Казаки – не бесшабашная вольница, какими их иной раз рисуют в обывательских представлениях. Казаки – люди государевы. Всегда были ими и будут. Кто во что горазд – это не по-казачьи. Открою небольшой секрет. Доценко – пограничник. Служил на Ханке. Гонял на катерах китайских браконьеров. Государеву службу знает. Потому ему и поручили составить проект Устава. Поручение выполнил грамотно, надо сказать. Подверглись детальному обсуждение только несколько пунктов. Как-то: на пять или на три года избирать войскового атамана, на сколько сроков подряд – на два или более, нормы представительства на большой круг– от пятидесяти или от ста казаков, вносить или не вносить финансовые отчисления от окружных обществ в общую казну войска и другое. По всем дискуссионным вопросам Игорь Геннадьевич дал делегатам толковые вразумительные, юридически выверенные и сообразующиеся с конкретными дальневосточными реалиями разъяснения.

Конечно, выбирать войскового надо на пять, а не на три года. Ибо территории наши – огромны. Треть России, больше четырех Европ. Собираться часто – не по карману. Потому и выборы высших чинов Казачьего общества – раз в пять лет. 50 казаков – один делегат на круг… Разумно? Разумно! Потянут ли «окружники» на командировочные расходы в Хабаровск, если делегатов по представительству надо будет послать слишком много? В целях экономии средств можно разрешить делегатам передавать свои голоса по доверенности другим казакам, выезжающим на круг. Ну и по поводу отчислений от окружного общества в войсковую казну, отчислять или не отчислять? Да, конечно же отчислять! Казаки не могут сидеть на шее государства или на чьей - либо еще. Они всегда сами себя кормили, обували и одевали, снаряжали в поход, содержали свои кадетские корпуса, сиротские приюты… Войсковая казна нужна будет войску, если оно желает быть войском, а не сборищем ряженых людей… Устав Уссурийского войскового казачьего общества был принят и стал непреложным Законом для казаков. Кроме прочих положений, документ закрепил порядок подчиненности в войске по вертикали строго вверх: хуторские атаманы подчиняются станичным, станичные – юртовым, юртовые – отдельским, отдельские – окружным. Эти последние – войсковому…

Закреплены традиционные для казачества положения и установки военной демократии в формированиях : выборность руководящих органов, общественный казачий контроль, ротация, как сказали бы сегодня, кадров, аппеляция к совету старейшин по спорным вопросам и их утверждающий вердикт по принимаемым решениям…

Атаманом войскового общества делегаты круга избрали казачьего полковника О. А. Мельникова (Приморский край) Сначала на нем расстегнули китель, распахнув полы. Затем приставы, обязанные поддерживать порядок на круге, долго возились, пытаясь расстегнуть нижнюю рубашку. Ничего не получалось. Наконец, один из них рванул ее от ворота до низа. Разорвал. Обнажилась грудь. И на ней – нагрудный православный крест на гайтане. И тотчас же епархиальный конференцзал огласился громкими:

«Любо! Любо! Любо!» Казачьим атаманом может быть только православный, знающий «Отче наш!» и Символ веры («Верую!»), владеющий саблей (оружием, знающим военное дело, то бишь), по- писаному осеняющий себя крестным знамением.

Олег Анатольевич многое сделал для единения казаков в Приморье. К Уссурийскому казачьему войску в свое время присоединил Камчатское и Сахалинское. Затем – Хабаровское, Средне-Амурское и Колымское. Как уже мы сказали, на объединительном круге к войску присоединились Амурское и Якутское окружные казачьи общества.

Казачий полковник Мельников принял присягу, целуя крест, на верность России и Российскому казачеству, казакам Дальней России, поклялся хранить и приумножать казачьи традиции, беречь общее достояние казаков, наращивать его и употреблять во благо общества и государства…

Евгений Корякин, есаул.

Фото Андрея Бичурова.