С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе...


чего начинается Родина?" Когда я был школьником, текст этой и многих других песен, вдохновляющих на победы, на любовь к стране, в которой родился и живешь, к березке, которая качается на ветру в поле, всегда были перед глазами, на слуху, у нас, у простых пацанов.

Да, мы, как и все мальчишки во все времена, могли пошалить, похулиганить, доставить, тем самым, хлопоты нашим родителям - вечно занятым строителям социализма.... Но! Всегда мы ощущали на подсознании, что-то святое, вечное, неоспоримое, что уже  заложено в наши души. Это что-то годами, десятилетиями, веками впитывалось с молоком матери, всеми нашими поколениями.

Уже повзрослев, отслужив в армии, связав свою жизнь еще на долгие годы со служением Отчизне, я прочитал где-то цитату  японского писателя и переводчика, как формулировку всего того, что ощущалось и мною, где-то глубоко, но остро, на подсознании:

«Наша память состоит наполовину из личных воспоминаний, наполовину – из памяти общества, в котором мы живем. И эти половинки очень тесно взаимосвязаны. Коллективная память общества и есть его история. Если ее украсть или переписать, заменить на протез, наш рассудок не сможет нормально функционировать». (Харуки Мураками)

Может быть потому, что в моем детстве, перед глазами и на слуху были примеры героизма: школа, где я учился, воспитала Пять Героев, потому, что примером трудового подвига для меня стала жизнь моей бабушки Н.П. Болеховской (заслуженного учителя РСФСР), потому что, как в песне В.С. Высоцкого:

...Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал. 

Моя мать покупала мне именно такие книжки, я и не смог усидеть на месте. Пошёл в народ – сеять, как я думаю, разумное.

Школа, уже другая, не та, где я грыз гранит науки, встретила мою инициативу "на ура!". Вот уже несколько лет мы плодотворно сотрудничаем с учителями и учениками. И в других школах моя инициатива получила поддержку.

Что я делаю? Я рассказываю. Про Родину. Про те испытания, которые пережил наш народ. Про героев, благодаря которым мы живем на этой земле. А они ушли... в свой последний бой.
Про ЖИЗНЬ... А она не простая. И иной раз, как нам взрослым кажутся, такими не значительными проблемы детей, что нередко мы отмахиваемся от их, наивных вроде, вопросов.

"А не рано? Валер, да вырастут, сами разберутся! Оно тебе надо?" - не раз слышал я и такое мнение адекватных с виду людей. И это-то в наше, непростое время, когда недавние "друзья", а иной раз и явные враги, так и норовят помочь нам забыть нашу  историю, переформатировать наши мозги, заставить танцевать нас, под свою дудку, умиляясь их ценностям!

"Надо!" - отвечаю я  - "А то, пока будем разбираться и ждать, поле зарастет таким сорняком, что не вспашем потом".

 

Болтов Валерий Александрович, старший сержант запаса, член Союза ветеранов госбезопасности по Дальневосточному региону

 

На фотографиях: Валерий Болтов проводит уроки Мужества

Фото: Е.А. Манойловой (преподавателя МБОУ СОШ № 47 им.Героя РФ В.А.Тамгина)