История самолета «Савоя С.55»

Рубрика:  

Итальянскому самолету «Савоя С.55» дальневосточники предлагают поставить памятник

«Савоя С.55» - первый пассажирский гидросамолет, связавший города и веси Дальневосточного края в XX веке. Именно на нем из Хабаровска в село Пермское прилетела госкомиссия, которая окончательно определила место для строительства Комсомольска-на-Амуре. Почему же итальянский самолет с легендарной судьбой оказался никому не нужен?

Находку в российской тайге итальянского гидросамолета «Savoia-Marchetti S.55X» («Савоя С.55X») уже сравнили с мамонтенком Димой - первым и когда-то единственным в мире полностью сохранившимся ископаемым животным из четвертичного периода. Если мамонта нашли на Колыме, то самолет из прошлого, родом из начала XXвека - чуть южнее - в Хабаровском крае, в распадке Чертова хребта, в 67 км от поселка Лазарев Николаевского района, на берегу Татарского пролива.

К итальянской летающей лодке, а точнее летающему катамарану, который разбился в тайге 26 июня 1935 года, за это время было совершено девять экспедиций. И с каждым походом почти целый (!) самолет, сохранившийся при падении, так как летел он на бреющем полете и задел макушку вековой лиственницы на малой скорости, превращался в груду металла, перкали и фанеры.

За восемьдесят лет самолет почти весь растащили. Удалось спасти лишь итальянское сердце самолета - две силовые установки «Isotta-Fraschini Asso 750» («Изотта-Фраскини Ассо»), каждая по полтонны веса. Это сделал местный житель Иван Шило с сыновьями. Он проделал целую операцию по эвакуации с горы из глухой тайги этих двигателей.

Он сохранил и сейчас хранит их на огороде, в одном из частных домов в авиационном центре Дальнего Востока России - Комсомольске-на-Амуре. Именно в этом городе, где стоит и работает Комсомольский авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ) - филиал холдинга компании «Сухой» - Иван Шило обратился к авиационным специалистам - узнать, что за двигатели и с какого они самолета?

Посмотрев двигатели и увидев «итальянский язык» на кожухе, Ивана Шило отправили к итальянским производителям авиационной техники, благо которые трудились на Комсомольском авиазаводе. Представителем в России был Carlo Bassani (Карло Бассани) - в то время вице-президент АО «Гражданские самолеты Сухого» («ГСС») - акционерами которой являются ПАО «Компания «Сухой» и стратегический партнер - «World’s Wing SA» (дочерняя компания итальянской «Alenia Aermacchi», группа Finmeccanica). Карло Бассани регулярно посещал комсомольский авиазавод и заинтересовался находкой.

Он попросил у Ивана Шило номер двигателя, сказав, что по нему в Италии расскажут все про самолет и подтвердят его подлинность. Оказывается, все эти годы, никакого официального подтверждения о найденном самолете в тайге не было - в том месте были лишь свидетели, который помнили еще, что СССР закупал в Италии самолеты, и они работали на пассажирских линиях в 30-х годах XXвека на Дальнем Востоке России.

Номер был 10531 (I-V AAB). Его передали в «Association of Seniores SIAI employed people» («Общество гидросамолетов Верхней, т.е. Северной Италии») то самое, которое строило гидросамолеты, начиная с 20-х годах в Италии. И выяснилось, что это действительно «Савоя С.55Х», 1933 года постройки, самый первый самолет, купленный СССР за золото!

На этом самолете, пилотируемом советскими летчиками: командир самолета А.С. Демченко (за этот сверхдальний, «ответственный перелет» он награжден орденом Красной Звезды), второй пилот Конкин, штурман Петров и бортмеханик Эренпрейс, 8 июля 1933 года был совершен сверхдальний перелет из Сесто-Календе (Sesto Calende, Италия) во Владивосток, через Стамбул (Турция), Одессу, с остановкой на технические испытания в Севастополе (проверяли устойчивость машины в турбулентных потоках). И, далее, в конце сентября 1933 года - самолет прилетел в оперативно-войсковой отдел на Камчатку - это ровно 22 тыс. км.

Самолет этот вообще был военный - дальний морской бомбардировщик или торпедоносец - и мог на борт брать настоящую торпеду! Но вооружения на «Савое С.55» самой современной тогда модификации «X» не предусматривалось, хотя в то время об этом знали лишь разработчики. Именно этот самолет, при пересечении госграницы в Одессе в 1933 году, не зная, что он уже советский, обстреляли зенитчики Украинского военного округа, но промахнулись!

В 1935 году самолет получив бортовой номер «СССР Л 840», его перегнали в гидропорт - аэростанцию Хабаровска, и стал он работать на пассажирской авиалинии «Хабаровск - Александровск-Сахалинский (тогдашняя столица Сахалина, половина которого была занята японцами)», а принадлежал Дальневосточному территориальному управлению Гражданского воздушного флота (ГВФ, Гражданвоздухофлот) - это было тогда полное название «Аэрофлота».

Летал на нем легендарный полярный летчик СССР, участник спасения челюскинцев на Чукотке в 1934 году Александр Павлович Светогоров. Именно его отправили в непогоду 26 июня 1935 года из Александровска-Сахалинска в Хабаровск с 9 пассажирами на борту. Самолет попал в туман, сбился с курса и залетел в горы, и как предполагают специалисты, ему не хватило каких-то 30 метров высоты, чтобы пролететь над макушками вековых лиственниц в распадке.

Машина упала, все 12 человек - 9 пассажиров и 3 члена экипажа погибли. Дело это засекретили, ведь отказывается с Сахалина на борту везли большую сумму денег (до 1 млн рублей), а первыми после охотников пришли туда спецслужбы НКВД. Начальника аэропорта расстреляли, но на месте катастрофы больше полувека было запрещено что-либо трогать. Это уже в нынешнее время, самолет стали разбирать по частям, а останки пассажиров и экипажа обходили стороной, они до сих пор так и не захоронены...

Между тем, вице-президент АО «Гражданские самолеты Сухого» Карло Бассани заявил, что двигатели с итальянского самолета «Савоя С.55» - уникальны. Они не сохранились ни в одном музее мира, даже в авиационным музеем «Воландия» (Volandia Aviation Museum) в Милане (Milano) - макет. И объявил эту находку в России, в Хабаровском крае сенсационной!

Причем, как заверяет сам Иван Шило - тот, которых спас и вывез двигатели, а также говорят и авиаторы - установки в полном порядке, и одну можно хоть сейчас заводить!

Здесь же выяснилось, что СССР в 1933 году в Италии купил 6 летающих лодок «Савоя S.55X» (всего в Италии их построено - 243), пять из них - для Дальневосточного управления Гражданвоздухофлота (одна разбилась при перелете, командир Б.Л. Бухгольц погиб), а головная, с полным зимним капотированием двигателей - для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП).

В авиационным музеем «Воландия» сообщили: один самолет «Савоя С.55» в 1933 году стоил 477 тыс. лир, что по тогдашнему курсу равнялось 1 млн рублей золотом, а по нынешнему курсу - это примерно 1 млрд лир, 530 тыс. евро или 37,3 млн рублей.

Все «Савои С.55» Дальневосточного управления Гражданвоздухофлота, впрочем и по всему миру, списали к концу 30-40-х годов и разобрали на дрова, деревянная конструкция требовала ангарного хранения, не всегда возможного в тогдашних условиях.

Авиационный инженер Франко Бугада (Franco Bugada) из Италии, сотрудничающий с авиационным музеем «Воландия» собирает информацию об итальянских самолетах «Савоя С.55» по всему миру. Он недавно прислал в Хабаровск письмо, в Общественный Совет по изучению и сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока.

Франко Бугада ссылается на своих коллег - представителя Общества гидросамолетов Верхней Италии «SIAI» Филиппа Майни (Filippo Meani) и председатель технического комитета музея «Воландия» Клаудио Товаглейри (Claudio Tovaglieri), которые в курсе истории, произошедшей с итальянским пассажирским самолетом в Хабаровском крае.

В Италии следят и за судьбой расследования причин катастрофы самолета С.55, ведь общественный Совет добился, чтобы по этому факту началось следствие (его ведет Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета России).

Франко Бугада заявил о готовности купить спасенные двигатели! Ведь местное хабаровское правительство заявило, что эти уникальные итальянские агрегаты «Isotta-Fraschini Asso» 82-летней давности «не несут экспозиционной привлекательности и информативности, что делает невозможным их использование в музейных экспозициях и выставках, а также нецелесообразным хранение в фондах Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова».

Появилось предложение, если и отдать итальянским авиаторам двигатели - то один, а второй оставить для потомков в России. А еще, увековечить «Савою С.55» - первый пассажирский гидросамолет, связавший города и веси Дальнего Востока, - поставить памятник. Ведь тогда, на востоке страны, не было ни одного сухопутного аэродрома.

Из героической хроники итальянского самолета известно, что именно на нем командир 13-го гидроотряда ГВФ Илья Мазурук доставил из Хабаровска в село Пермское госкомиссию, которая окончательно определила место для строительства Комсомольска-на-Амуре. И в свете послания президента России Владимира Путина, что «еще одним динамичным центром Дальнего Востока должен стать Комсомольск-на-Амуре», где как не в этом городе должен стоять памятник «Савое С.55».

Почему же итальянский самолет с легендарной судьбой оказался никому не нужен в России?

 

Биографические данные

 

Светогоров Александр Павлович (1904-1935) -

старший летчик сухопутной авиации,

5-й категории (1-й класс),

участник спасения челюскинцев,

налет 1200 ч. (типы самолетов: Р-1, Р-3, Р-5, У-2, Ш-2, ФД-11, Ю-21, ФС-4, С-62, С-55).

Родился 10 апреля 1904 г., уроженец д. Ширяево Клинского района (Воронинский сельсовет) Московской области, в Хабаровске проживал с 1930 г.,

с 1912 по 1916 гг. учился в сельской школе при бумаго-прядильной фабрике «Товарищества Высоковской мануфактуры» в д. Некрасино Клинского уезда Петровской волости,

с 1920 г. уехал в Москву, вступил в ряды РККА, работал водителем в Морском штабе Республики (Штаб Коморси), возил командующего Э.М. Панцержанского,

в 1923 г. поступил в Егорьевскую военную школу (Московская обл.) Красного Воздушного флота, в 1924 г. перевелся в Военную школу морских летчиков (ВШМЛ им. Троцкого) в Севастополе, работал там же инструктором,

в 1925 г. закончил Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове,

с 1925 г. служил в Московском военном округе (МВО), в 8-й эскадрильи ВВС РККА,

с 1927 года участвовал в борьбе с басмачеством, был прикомандирован к РВС САВО - Среднеазиатского военного округа - старшим летчиком из 8-й отдельной разведывательной авиаэскадрильи, переименованная затем в 30-ю авиаэскадрилью 10 авиабригады МВО (далее носила номер 13-й авиаэскадрильи/часть №1085),

в 1929 г. «за оперативную работу» представлен к ордену Красного Знамени (награжден/лишен?),

01.12.1930 г. уволен из рядов РККА, из 30-й авиаэскадрильи (приказ РВС СССР по л/с №920/278-30 г.),

с 1930 г. переведен в Хабаровск, на службу в гидроотряд Амурской флотилии ВВС,

с 1931 по 1933 гг. работал инструктором в Хабаровской краевой школы гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима (является учителем прославленной фронтовой летчицы, Героя СССР - Нины Максимовны Распоповой, как инструктор, Светогоров выпустил ее в первый самостоятельный полет в Хабаровске),

с 14.08.1933 г. по 20.02.1935 г. - служба в погранвойсках, летчик, командир звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи (авиаполк) погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО), база в Петропавловск-Камчатском,

с 19.03.1934 г. убыл в командировку «По спасению экспедиции т. Шмидта» (приказ командира погранотряда от 19.03.1934 г., №34),

председатель спецкомиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышев, в интервью иностранным журналистам назвал Светогорова «лучшим полярным летчиком СССР»,

«за спасение челюскинцев» был представлен к ордену Красной Звезды* (донесение ПП ОГПУ ДВК от 10.05.1934 г.)/не награжден - документы вернулись, как «неправильно оформленные»,

присвоено звание «Почетный чекист» и награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» «За участие в спасении челюскинцев» (постановление коллегии ГПУ от 07.07.1934 г., приказ ОГПУ СССР №131),

с 13.03.1935 г. зачислен на службу в ДВТУ ГВФ (Дальневосточное территориальное управление гражданского воздушного флота, Гражданвоздухофлот - «Аэрофлот») 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ (база в Хабаровске),

26.06.1935 г. погиб в авиакатастрофе**, управляя пассажирским самолетом «Савоя С.55X» (борт СССР Л840) в Дальневосточном крае,

летел по маршруту «Александровск-Сахалинский - Хабаровск», самолет нашли в распадке между гор Медвежьей и Полосатой Чертова хребта, в 67 км от нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области (областной центр - г. Николаевск-на-Амуре) Дальневосточного края - ныне рп. Лазарев Николаевского района Хабаровского края, до сих пор не захоронен.

 

Подготовил Константин Пронякин.

 

*     *     *

*По представлению руководства 60-го Виленско-Курильского пограничного отряда (дисл. в г. Петропавловск-Камчатский, с 1 мая 2015 году относится к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району, в то время, Приморский пограничный округ) Светогоров представлен к ордену Красной Звезды по решению полномочного представителя ОГПУ на ДВК Дерибаса Т.Д.

«...особо отмечаю: ...командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды. Полномочный представитель ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибас», из Донесения полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г.

Справка №170 от 23.09.1934 г. начальника авиационного отделения УПВО - Управления пограничной и внутренней охраны УНКВД ДВК Э.М. Лухта:

«4 мая 1934 года Светогоров прибыв на пароходе «Сталинград» в район Чукотки, взлетел на самолете «Савоя С.62бис» со льда на лыжах в районе мыса Олюторский с врачом Леонидом Михайловичем Старокадомским, перебросил группу челюскинцев от с. Уэлена до п. Провидения - точки сбора зимовщиков, также транспортировал горючее.

Всего Светогоров доставил в п. Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин». С врачом Старокадомским Светогоров в начале мая совершил полет на мыс Шмидта, откуда эвакуировал 6 больных цингой моряков с парохода «Хабаровск», так же зимовавшего во льдах Чукотского моря. Челюскинскую летную эпопею Александр Светогоров завершит без единой поломки».

**В Государственном архиве Хабаровского края имеется протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31.08.1935 г. по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, в чьем ведомстве и была «Савоя С.55Х», где записано: «основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду».

 С Сахалина самолет Светогорова был вызван срочной «диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго (Государственный архив Хабаровского края - ГАХК, фонд П-2, опись 1, дело №677, л.л. 33-36, гл. VIII Катастрофа Светогорова). Начальник Александровск-Сахалинского гидропорта Моничев за выпуск самолета 26 июня 1935 года в нелетную погоду отдан под суд и расстрелян.

Исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко сообщил в письме за 15.10.15 г. №03-291, что МАК «не видит оснований сомневаться в выводах о причинах катастрофы самолета «Савоя С.55Х» 26 июня 1935 года, сделанных комиссией Гражданвоздухофлота».

 

Константин Пронякин, участник девятой экспедиции.

Хабаровск.

 

ФОТО:

1. Пилот А.С. Демченко, 1929 г.

2. Пилот А.П. Светогоров. Последнее прижизненное фото, 1935 г. Публикуется впервые.

3. Последний взлет «Савои С.55» с бортовым номером «СССР Л 840». Александровск-Сахалинский. Публикуется впервые. Фото из архива Volandia Aviation Museum.

4 и 5. «Савоя С.55» с бортовым номером «СССР Л 840» 1933 года постройки, самый первый самолет, купленный СССР в Италии за золото (макет).