От зэка до генерала НКВД

Рубрика:  

Любая тема может, в конце концов, надоесть. Вот уже более полувека литераторы и журналисты усиленно «катают» темы антисоветизма и антисталинизма. И, казалось бы, мотивы «НКВД» и «ГУЛАГА» до такой степени «пережёваны», что от них уже подташнивает.
Но иногда история преподносит нам неожиданные подарки – информацию о выдающихся личностях, не часто бывавших на слуху. Это касается Нафталия Ароновича Френкеля, который с 1934 по 1938 год был начальником строительства Байкало-Амурской магистрали и начальником управления желдорстроя НКВД на Дальнем Востоке.

1. Обстановка на Дальнем Востоке в 30-х годах прошлого века.

Более четырёх лет, дольше, чем в других регионах России, длилась гражданская война на Дальнем Востоке. Только весной 1923 года были ликвидированы белогвардейские части в Охотске и Аяне. В 1925 году с северного Сахалина ушли японцы. Промышленность была полностью разрушена. Пришло в упадок сельское хозяйство. Особенно сильно пострадал железнодорожный, морской и речной транспорт: были разрушены мосты, требовали восстановления железнодорожные вагоны и паровозы, пароходы и баржи. В 1926 -1935 годы осуществлялся десятилетний план развития экономики Дальнего Востока. Крупномасштабное строительство привело к резкому росту грузовых перевозок. В 1932 году было принято решение о строительстве новой Байкало – Амурской дороги, которую Максим Горький назвал «БАМ» ( Байкало – Амурская магистраль). Совнарком СССР поручил строительство железных дорог на Дальнем Востоке исправительно-трудовым лагерям ОГПУ (НКВД). Был создан БАМЛаг.

2. БАМЛАГ.

С 1933 года основные усилия Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря направлялись на сооружение вторых путей Транссибирской магистрали. Сюда были направлены сотни тысяч заключённых.
Вторые пути Транссибирской магистрали рассматривались в числе самых значительных объектов второй пятилетки и в числе крупнейших железнодорожных строительств в нашей стране со времени возникновения этого вида транспорта.
В мае 1935 года все работы по вторым путям были переданы Байкало-Амурскому исправительно-трудовому лагерю. А в 1936 году БАМЛАГ развернул строительство дороги на западном участке «Карымская-Хабаровск» и на южном «Хабаровск-Ворошилов» протяжённостью 2228 км.
В мае 1938 года было организовано Управление железнодорожного строительства ГУЛАГАа НКВД на Дальнем Востоке. В его состав вошли следующие лагеря:
- Буреинский (строительство ветки Известковая – Ургал и большого БАМа).
- Восточный (г. Комсомольск) – для строительства большого БАМа.
- Юго-Восточный (ст. Волочаевка) – для строительства линии Волочаевка – Комсомольск (ВОЛК).
- Нижнее – Амурский (г. Комсомольск) – для строительства объектов специального назначения.

3. Нафталий Аронович Френкель.

Начальник БАМЛага Н.А.Френкель был исключительно незаурядной личностью. Он распространял своё влияние на всех без исключения, мог буквально гипнотизировать людей и, если не полностью лишать их воли, то в какой-то степени ослаблять и подавлять их волевые центры.
Известный писатель О.Волков вспоминал, что Френкель был рослым, здоровым мужчиной: «В шинели до пят и будёновке он казался монументом, ГУЛАГу не хватало лишь пьедестала. Помню давящее ощущение незаурядной злой силы, исходившей от него… Человек большого властолюбия и гордости, он считал, что главное для начальника – это власть, абсолютная, незыблемая и безраздельная. Если для власти нужно, чтобы тебя боялись – пусть боятся».
С февраля 1934 года Н.А.Френкель был начальником БАМЛАГа, строившего вторые пути Транссибирской магистрали. В мае 1938 года Френкель стал начальником Управления железнодорожного строительства НКВД ДВК. 4 января 1940 года он возглавил Главное Управление железнодорожного строительства НКВД СССР, став одновременно заместителем начальника ГУЛАГа страны. Френкель пробыл на этом посту более семи лет и 28 апреля 1947 года был освобождён от должности «по болезни» и уволен из НКВД в звании генерал-лейтенанта.

4. Компаньон Мишки Япончика.

Биография Н.А.Френкеля среди всех подвижников Сталина, пожалуй, самая интересная и необычная. Многие большевистские карьеры начинались стремительным взлётом и заканчивались пулей в подвале известного учреждения. И только карьера этого человека развернулась в обратном порядке: от несостоявшейся пули к генеральским погонам и высоким наградам СССР.

Родился Нафталий Аронович Френкель в 1883 году в Одессе в семье еврея-служащего. Окончил строительный техникум в Германии. С пятнадцати лет работал табельщиком в Херсоне, затем помощником прораба в стройконторе Гурфинкеля по постройке школ и клубов в еврейских колониях. В 1900 году стал прорабом экспортной фирмы «Штерн и К» в городе Николаеве. Именно эта фирма оплачивала его обучение в Германии. С 1915 года Френкель заведовал строительством у землевладельца Юрицина в городе Николаеве.
В 1918 году Френкель перебирается в родную Одессу, где став приёмщиком морских грузов, выполняет поручения Юрицина. Грузы нередко приходили некачественные. Чтобы побыстрее их реализовать, Френкель вступает в сговор с лавочниками, которым перепродаёт часть товара. Однажды на свой страх и риск выставляет товар на одесской бирже. Ему сопутствует удача.
После революции в России Юрицин был вынужден срочно свернуть дела и бежать за границу, бросив все товары на Френкеля. Френкель быстро стал миллионером.
Но в Одессе, где были деньги, там и бандиты.
Френкель вынужден был ввести в своё дело знаменитого Мишку Япончика. Япончику импонировала ловкость, с которой вёл дела коммерсант Френкель, а Френкель с его помощью устранил всех конкурентов.
В июне 1919 года, чтобы спасти свою многочисленную банду от облав, устроенных большевиками, Япончик сформировал отряд Красной Армии (54-й полк). В составе полка на фронт убывают Япончик и Френкель.
После расформирования полка Френкель возвращается в Одессу. В 1921 Френкелю опять повезло – ввели НЭП. Под прикрытием частной торговой фирмы Френкель приобрёл несколько пароходов, катеров, парусников, которые возили всевозможные товары по всему Чёрному морю, посещали порты не только России, но и Турции, Румынии. Контрабандный товар реализовывался через своих коммерсантов в лавках, ресторанах, гостиницах Ростова, Воронежа, Астрахани, Киева и других крупных городов.
Пограничная охрана, уголовный розыск, суды, крупные чиновники и даже сотрудники ОГПУ – всё было куплено.
Для ликвидации Френкеля-Япончика в Одессу была направлена группа из Москвы во главе с членом коллегии ОГПУ Дерибасом. Дерибас отправлял оперативные сообщения Дзержинскому, тайно, минуя одесский отдел ОГПУ. А в январе 1923 года в Одессу прибыл отряд московских чекистов. В ту же ночь вся верхушка одесской ЧК и все руководители треста во главе с Френкелем были арестованы и под усиленной охраной на том же поезде отбыли в Москву.
Коллегия ОГПУ вынесла Френкелю и его сподвижникам смертный приговор. Однако, в последний момент, когда арестованных привели в подвал на расстрел, Френкелю было объявлено, что смертная казнь ему заменена десятью годами лишения свободы с отбыванием наказания в Соловецком лагере.

5. От зэка до генерала НКВД.

На архипелаге живёт упорная легенда, что «лагеря» придумал Френкель. Что в ней правда, так это то, что он, действительно, стал нервом архипелага. Лагеря как будто были и до Френкеля, но до него они ещё не приняли окончательной единой формы. Всякий истинный пророк приходит именно тогда, когда он нужен.
Первое, что сделал Френкель, это, прибыв в лагерь, тут же дал взятку… и благополучно устроился нарядчиком. Присматриваясь к Соловецкому быту, сразу заметил нерациональное использование труда двадцати тысяч каторжан. Это был шанс – добиться реабилитации. Но вскоре «везунчику» подвернулся другой удобный случай.
На одном из пароходов на Соловки завезли сыпнотифозную вошь, которая превратилась в настоящее бедствие для остова. Лазарет был переполнен. Но Френкель не боялся заболеть. Немного поразмыслив, Френкель понял, что вредоносное насекомое поможет ему сделать новую карьеру.
Для борьбы с эпидемией по собственной инициативе Френкель делает проект самой большой бани на острове. Он предлагает начальникам срок рекордной постройки – двадцать четыре часа. Для этого ему разрешили отобрать тридцать крепких молодых людей из бывших кронштадтских матросов (участников мятежа) плюс двадцать немощных стариков.
Дул северный ветер, температура воздуха – минус 25 градусов. Перед шеренгой строителей Френкель произнёс короткую речь: «За двадцать четыре часа мы здесь должны построить баню. Если не успеем, нас всех расстреляют у одной стенки. Горячую пищу, мясо и стакан спирта привезут сюда. Всё!» Баню закончили на три часа раньше срока. Этот день стал для Френкеля началом нового взлёта.
В мае 1924 года по ходатайству начальника Управления Соловецких лагерей (СЛОН) срок Френкелю сократили вдвое. Через год его досрочно освободили и назначили начальником производственного отдела Управления (СЛОН).
В 1927 году Френкель подготовил несколько больших проектов по созданию рентабельных лагерей нового типа. Затем он реорганизует само управление СЛОН и получает одобрение на проведение эксперимента под названием «Хозрасчёт». С этого периода заключённые ГУЛАГа стали рубить лес, строить дома, прокладывать железнодорожные пути. Каторга превратилась в источник громадных денежных средств. Если раньше в Москве не знали, что делать с политзаключёнными, то теперь их катастрофически не хватало. На Лубянку летели просьбы – прислать новые партии зэков.
В 1930 году Френкель назначен начальником производственного отдела ГУЛАГ ОГПУ СССР.
В 1931 году он – начальник работ Беломорстроя ОГПУ, а в 1933 году – помощник начальника Беломорстроя.
В 1933 году Френкеля наградили орденом Ленина и направили на работу в должности начальника Байкало-Амурской железной дороги по сооружению вторых путей Траснссиба .
В 1937 году ему было присвоено воинское звание НКВД – дивизионный интендант(равное полковнику), позже – генерал-лейтенанта.
Прожил Н.А.Френкель 77 лет, мирно скончавшись в 1960 году в Москве.
Можно считать, что этот человек был идеологом и главным конструктором системы лагерей ОГПУ - НКВД - МВД. Об этом свидетельствует его биография.

                                                А.Г. Мережко, капитан П ранга запаса