По долинам и по взгорьям…

Рубрика:  

История создания панорамы «Волочаевская битва»

Панорама «Волочаевская битва» –единственная в стране, посвящённая истории Гражданской войны, внесена  в Международную энциклопедию музейных панорам и имеет  общероссийское культурно-историческое значение наряду с панорамами «Бородинская битва» в Москве, . . . . . 

«Сталинградская битва» в Волгограде  и «Оборона Севастополя в 1854–1855 гг.» в Севастополе.

 Эта панорама, воссоздающая картину событий  12 февраля 1922 года, была открыта 30 апреля 1975 года в здании Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ  о 1960-х

Время от времени я перебираю архив своего отца, к слову, родившегося  в год  окончания Гражданской войны, и каждый раз нахожу что-то новое для себя.  Как-то просматривая старые фотографии, наткнулась на несколько любопытных снимков, привлёкших моё внимание. Волочаевская сопка! Эти чуть пожелтевшие  фотографии задели струны моей души.

Вспомнился солнечный майский день 1960-х, когда нас, школьников, привезли на экскурсию на Волочаевскую сопку. Почувствовала запах свежей  листвы и ощутила радость, что я опять здесь…

Помню, экскурсовод рассказывал о Гражданской войне, знакомил с диорамой «Волочаевский бой».  Мы подолгу рассматривали фигурки сражавшихся, невольно становясь участниками  тех далёких событий. Потом с удовольствием лазили по сопке, выискивая в траве следы давних боёв – старые гильзы от патронов. Но поиски были тщетными…  А душевный трепет от этих поездок  остался навсегда.

Позднее в Хабаровском краеведческом музее была открыта большая панорама  «Волочаевский бой», и тут я узнала,  что к её созданию имеет отношение и мой отец, Петров  Алексей Сергеевич. Он рассказал, что его пригласило к сотрудничеству руководство  музея. Тогда же отец познакомился и подружился с художником Анатолием Андреевичем Горпенко,  создателем панорамы, бывал у него в гостях в Москве в доме 5/13 на Смоленской набережной. Хотел, чтобы и я навестила его московского товарища,  когда впервые поехала в столицу.  Но я по молодости лет просто забыла об этом, а телефон и адрес художника сохранился в записной книжке.

Из рассказа отца я  также узнала, что на сопке для исторической достоверности были сооружены заграждения, имитирующие укрепления 20-х годов, а воины  – военнослужащие КДВ –  разыгрывали сражение. Отец фотографировал.  Эти снимки в дальнейшем художники использовали при написании эскизов для панорамы «Волочаевский бой». Поэтому всё выглядит так живо, реально и ненадуманно. В семейном архиве  остались фотографии и негативы подготовительной работы при создании панорамы, но, конечно, не все. Есть снимки Волочаевской сопки и авторов панорамы, снятые и в летнее время, фотографии открытия панорамы с участниками  Волочаевского боя и руководством Хабаровского края.

 

ЛЕГЕНДАРНАЯ  СОПКА, или Как это было…

 В конце 1921 года  под командованием генерал-майора  В. М. Молчанова начался поход белоповстанцев против Народно-революционной армии (НРА). Части белой армии решительно продвигались с боями по территории ДВР и после захвата Хабаровска укрепились в пятидесяти километрах от города, на сопке Июнь-Корань (Волочаевка), создав здесь мощный укрепрайон.

 Окопы и траншеи были укреплены мешками с песком, обнесены четырь­мя рядами проволочных заграждений общей протяжённостью 18 км. Для того чтобы приблизиться к Волочаевке, войскам НРА надо было преодолеть огромное пространство, занесённое глубоким, выше колен, снегом и простреливаемое огнём противника из многочисленных пулемётных гнёзд и хорошо укрытых батарей. Рядом пролегала железная дорога, по которой курсировали бронепоезда, прикрывая подступы к сопке с юга.

Белая армия имела преимущество  и в личном составе. Так, сообщается, что укрепрайон  оборонялся почти 5 430 пехотинцами и  2 260 кавалеристами при 19 орудиях, 103 пулемётах и двух бронепоездах.  Наступающие части  НРА насчитывали 4 335 штыков, 1 303 кавалериста,  30 орудий, 170  пулемётов и три бронепоезда.

 В середине января 1922 года общий план Волочаевской операции    был разработан и утверждён.  Сражениеразвернулось 5–14 февраля 1922 года на площади около трёх тысяч гектаров, арешающее наступление на Волочаевку началось 12 февраля. http://www.museum.ru/xkm/5_6_1_1.htm Боевые порядки вновь и вновь шли в атаку. Командиры шашками рубили заграждения. Бойцы рвали проволоку – кто лопатой, кто руками, а кто – тяжестью своего тела. Штурм, начавшийся в 7.30 утра, к полудню завершился.

Путь на Хабаровск был открыт, белогвардейские части покидали город без боя. Именно эта победа красных стала началом конца белого движения. В ноябре 1922 года  ДВР вошла в состав РСФСР и Гражданская война в России закончилась.

Обе стороны понесли большие потери. Официально НРА потеряла 570 человек убитыми и более 1250 ранеными и обмороженными.  Потери Дальневосточной белой армии достигали  одной тысячи. Историки отмечают невероятное мужество, проявленное обеими противодействующими сторонами.  

В Волочаевском  сражении особенно ярко выявился её братоубийственный характер. Кровь проливали граждане одной страны, брат шёл на брата, сын на отца, друг против друга воевали земляки, бывшие однополчане.  

В феврале 2012 года, к  90-летию Волочаевских боёв, на вершине сопки  впамять о погибших  был создан мемориальный комплекс  с часовней во имя иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»  – как символ примирения павших.

А ещё раньше…

 

МЕМОРИАЛЫ ВОЛОЧАЕВКИ

К первой годовщине победы у ст. Волочаевка на сопке Июнь-Корань воздвигли простойдеревянныйпамятник с изображением штыка, сабли и снарядов  и установили мемориальную доску. А 11 ноября 1928 г. на вершине сопки рядом с братской могилой был торжественно открыт новый памятник с помещением для школы, на крыше которой установили скульптуру народоармейца.  

К 1945 г. в здании школы-памятника «Героям волочаевских боёв» располагался уже мемориальный музей. В  начале 1950-х была создана  диорама  «Волочаевский бой», которая  наряду с экспонатамидемонстрировалась в Волочаевском музее до середины 1980-х годов. Ежегодно 12 февраля на Волочаевской сопке проводился митинг в честь героев битвы. Здесь принимали в пионеры и комсомол, молодые воины принимали присягу. Особой популярностью пользовались туристические поезда «Волочаевские дни», следовавшие от Хабаровска до Волочаевки, лыжный переход «Волочаевская лыжня» – это  путь, который преодолели бойцы НРА пешком по снегу,  бездорожью  в сильный мороз (у меня в архиве сохранился памятный диплом участника лыжного перехода, полученный отцом, когда он сопровождал его в качестве фотографа).

В 1990-е интерес к памятнику оказался утрачен, музей-мемориал на Волочаевской сопке остался без охраны, его здание  начало ветшать, поэтому его вначале закрыли для посещений, а потом и вовсе заложили кирпичной кладкой, тем самым сохранив оставшиеся экспонаты.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАНОРАМЫ

 Ещё до создания панорамы в одном из залов Хабаровского краеведческого музеяс 1959-го  по 1975 год экспонировалась восьмиметровая картина «Волочаевский бой», которая сейчас хранится в его фондах. 

Директор музея В. П. Сысоев, видевший в Москве панораму Бородинской битвы,  задумал сотворить подобную на материале Гражданской войны в Хабаровске. К музею на Волочаевской сопке сложно добираться, а панораму можно было разместить в центре города в будущей пристройке к историческому корпусу краеведческого музея. Консультантом проекта стал однофамилец Всеволода Петровича, полковник А. С. Сысоев, а воплотили идею знаменитые московские художники-баталисты  –  А. А. Горпенко, один из создателей панорамы «Сталинградская битва»и исполнительмозаичногопанно в траурном зале мемориалав Трептов-парке в Берлине, и член Союза художников  и  С. Д. Агапов.

Анатолий Андреевич  Горпенко  и Сергей Дмитриевич Агапов прибыли в Хабаровск в начале марта 1971 года и вскоре выехали в деревню Волочаевка на этюды. Для более точного воспроизведения картины исторического сражения В. П. Сысоев обратился за помощью к командованию Дальневосточного военного округа, которое дало задание одному из подразделений  фрагментарно воссоздать оборонительные рубежи белогвардейцев: блиндаж, траншею и проволочные заграждения. А потом на заснеженной равнине проводились специальные манёвры с участием инженерной роты и бывших участников битвы за Волочаевку. По воспоминаниям моего отца, интересно то, что воины настолько прочувствовали ту ситуацию, дух времени, что казалось, они не разыгрывали бой, а были  участниками событий 12 февраля 1922 года. Время будто сместилось…

Художники делали наброски, рисовали, стараясь как можно больше сделать эскизов, успеть воплотить на бумаге увиденное, а отец всё снимал, снимал и снимал…

В дальнейшем весь собранный материал – зарисовки и фотографии  – Агапов и Горпенко увезли в Москву для продолжения работы над панорамой. Но только второй эскиз был рассмотрен и принят лично министром культуры  СССР  Е. А. Фурцевой.

Идея воплощалось на протяжении четырёх лет. Открытие уникального музейного сооружения «Волочаевская битва» приурочили к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.30 апреля этого года панораме исполняется сорок один.

 

Андык С. А., лауреат премии «Золотое перо границы», редактор ДВГНБ.

Использованы материалы КГБНУК ХКМ им. Н.И. Гродекова, О.В. Пузиковой «И на Тихом океане свой закончили поход» (Волочаевское сражение).