Как пираты управляли кораблями

Знатоки навигации среди пиратов были очень редки. Большинству морских разбойников приходилось постигать эту науку на практике.

Алексей Дурново о том, что невежество часто играет роковую роль в судьбе человека.

Если вы читали «Остров сокровищ», то, несомненно, помните ту сцену, в которой Джим Хокинс узнает, что Сильвер и большая часть команды шхуны — отпетые пираты. Сильвер там очень подробно объясняет, почему капитану Смоллетту нужно сохранять жизнь как можно дольше. Потому что он один способен вычислить курс и вести корабль в нужном направлении. История очень характерная для пиратов.

Морским разбоем в XVIII-м веке, когда занятие это стало противозаконным, промышляли, в основном, бывшие матросы. У них был опыт службы на кораблях, многие проводили в море больше половины жизнь. Эти люди хорошо управлялись с пушками и снастями, но плохо ориентировались в пространстве. Захватить корабль они могли, а вот управлять им — нет. Этому нехитрому делу нужно было учиться.

Неслучайно самым успешным из пиратских капитанов XVIII-го века был Бартоломью Робертс. До того, как поднять черный флаг, он долго служил помощником капитана на судне работорговцев. И это дало Робертсу необходимые навыки. Три года он терроризировал Карибское море и Атлантику, легко курсируя между Америкой и Африкой. Робертс был практически неуловим, а погиб по чистой случайности. Но этого человека отличало знание навигации, которого очень не хватало остальным пиратским капитанам.

Широта

Чтобы ориентироваться в пространстве, необходимо знать систему координат. Но пираты никогда себя этим не утруждали. Слова широта и долгота были им неизвестны. Так Джек Рэкхем, знаменитый тем, что в его команде одновременно находились сразу две женщины, в буквальном смысле ходил по морю куда глаза глядят. Он был захвачен в плен, когда встал лагерем на Ямайке буквально в нескольких метрах от британского форта. Сам Рэкхем был уверен, что находится на одном из Каймановых островов.

С определением своего места в пространстве испытывал сложности и знаменитый Эдвард Тич, Черная Борода. Он, правда, поступал разумно и не уходил далеко в открытое море, всегда придерживаясь береговой линии.

Ни для кого не секрет, что широту объекта проще всего определить по полярной звезде. Угловая высота полюса мира над горизонтом всегда равна широте точке наблюдения. Знающему, этот нехитрый закон достаточно найти на небе Полярную звезду (ближайшая к горизонту) и при помощи секстанта высчитать угол.

Но вот все тот же Джек Рэкхем, обнаружив секстант на одном из захваченных кораблей, выбросил его в море, как предмет не нужный и бесполезный. Не говоря уже о том, что звезды для пиратов были, в основном, объектом наблюдения на небе. Мало кто из них мог найти на небе Малую Медведицу, а в ней, полярную звезду.

Долгота

Как известно, с определением долготы человечество долго испытывало проблемы. Проблему, в конце концов, решил знаменитый хронометр плотника Джона Харрисона. Но он был создан только в 1749-м году. Сам метод был придуман еще в XVI-м веке голландским математиком Фризиусом Геммой.

Именно он предложил определять долготу объекта по разнице во времени между точкой нахождения и портом отправления.

На протяжении двухсот лет этот метод почти не применялся, потому что не существовало часов, при помощи которых можно было бы определить эту разницу. До появления хронометра Харрисона долготу определяли путем крайне сложных вычислений — по положению спутников Юпитера. Здесь требовался не только набор астрономических инструментов, но еще и хорошая математическая школа. Будущие штурманы и капитаны английского, французского и голландского флотов получали эти знания в морских училищах. Пираты нужной школы не имели. Наивно было бы надеяться, что кто-то из них сможет вычислить долготу.

Эдвард Лоу — безумный пират, вершивший в Карибском море немыслимые зверства — не умел пользоваться картами. Эдвард Инглэнд испытывал затруднения при работе с компасом. Корсар XVII-го века Рок Бразилец не знал точно, где находится юг, а где север. У Рока, правда, был каперский патент, а на корабле у него служили достаточно опытные в вопросах навигации офицеры.

Прочие премудрости

К началу XVIII-го века человечество накопило достаточно много полезной информации о Новом Свете. Существовало несколько десятков книг, которые достаточно подробно описывали не только географию Америки, но и климатические условия. Эти знания зачастую спасали морякам жизнь. Например, европейцы довольно быстро познакомились с разрушительными ураганами, бушевавшими в Карибском море. Также не составило труда определить, что большинство их них образуются в период с августа по ноябрь. Потеряв некоторое количество торговых флотов, европейцы стали осторожнее. При встрече со штормом лучше вернуться в порт. Пираты пренебрегали этими знаниями.

Знаменитый и грозный капитан Сэмюэль Беллами в 1717-м году налетел на шторм в районе Флоридского пролива. У Беллами был шанс избежать встречи со стихией и переждать, но капитан решил, что проскочит. В итоге, корабль швырнуло на рифы. Из 146 человек выжили только двое.

Голландские лоции, XVI-го и XVII-го веко подробнейшим образом описывали морские течения Атлантики и Карибского моря. Их особенности были очень хорошо изучены. Существовало немало карт, на которые они были нанесены.

Чарльза Вейна, о котором не раз рассказывалось в предыдущих текстах, погубило именно незнание этих довольно простых вещей. Его корабль прочно сел на мель именно после того, как попал в одно из таких течений. Пока Вейн и команда пытались решить проблему, налетел шторм. Капитану и его людям удалось спастись, но корабль был потерян навсегда. А ведь морские течение у берегов Ямайки были изучены еще в начале XVII-го века.

Отдельная история, это, конечно, роза ветров. К середине XVII-го века существовали подробные карты пассатов — постоянных ветров, дующих между тропиками круглый год. У моряков даже существовало выражение «выйти к пассату». Кораблю нужно было дойти до точки встречи с ветром, после чего он сам гнал его в нужном направлении.

Тем, кто шел из Европы в новый свет, нужно было взять южнее и дойти до западной оконечности Африки. Здесь их подхватывал пассат, выносивший их в южную часть Карибского моря. При движении в обратную сторону надо было взять севернее и выйти к пассату в районе Бермуд.

Не знавшие этих простых хитростей капитаны рисковали угодить в так называемые Конские широты небольшие районы Атлантики, для которых были характерны субтропические антициклоны со слабыми ветрами. Здесь легко можно было угодить в абсолютный штиль на две три недели. Корабль двигался крайне медленно, много дрейфовал, а команда изнывала от жары и зноя. Хуже всех такие условия переносили лошади. Смертность среди них была почти стопроцентной, из-за чего эти широты и стали называть конскими. Примерно такая история произошла с довольно опытным и разумным капитаном Дэвисом. Его корабль угодил в конские широты почти на месяц, из-за чего на судне едва не вспыхнул бунт.

Пиратов зачастую губило элементарное невежество. Что любопытно, получить многие из описанных выше знаний можно было и без чтения книг. В конце концов, все они — результат опыта. Но пираты зачастую не учились не только на чужих, но даже и на собственных ошибках.

На фотографиях:

1.      Захват корабля пиратами

2.      Секстант – прибор для высчитывания угловой высоты полюса мира над горизонтом

3.      Голландский математик Фризиус Гемма, придумавший в XVI-м веке метод определения долготы

 

Источник: Diletant.media