РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ КАК ИСТОЧНИК ПАТРИОТИЗМА

Рубрика:  

Кто мне сможет ответить на вопрос: почему наши дети плохо знают такой предмет школьной программы, как история? Причём повсеместно. И не то, чтобы не знают, а просто отмахиваются от неё как от назойливой мухи. Социологи говорят (пишут), что детишек, пренебрегающих этим предметом не много - не мало — в пределах 50-55 процентов. Но это в целом. Газета «Байкал-61» решила пообщаться с иркутскими школьниками, так сказать, в неформальной обстановке, и выяснить, как им преподают историю.

— Да, никак, — откровенно рассказывает учащийся одной из школ Ленинского района Иркутск а старшеклассник Иван И. — То, что написано в учебнике, то учитель и повторяет своими устами — слово в слово.

Это, к сожалению, подтверждают и другие школьники, и не только из Ленинского района Иркутска.

Школьница Кира Л. (Байкальский микрорайон г. Иркутска) даже сказала так:

— Историю нам преподают без души… И, наверное, без полного знания того, о чём говорят…

Удивила прямолинейность Александра К.: «А зачем мне история? Она мне не пригодится… Половина моих одноклассников отказались от сдачи экзамена по истории…».

Есть и такое мнение (Наташа Ж.): — Я люблю историю, но как её преподают в школе, мне не нравится. Учитель должен доносить исторический материал с настроением, с интересом, то есть так, чтобы деяния наших предков были для нас примером.

На днях в разговоре с двумя старшеклассницами Екатериной и Ольгой выявилось, что в их объединенном классе только один мальчик выбрал историю, как предмет для сдачи экзамена. А остальные (не менее 50 человек) называют учителя по истории — «историчка – истеричка, и её просто боятся, не то, что не любят. Естественно, такое же отношение и к изучаемому предмету.

В одном из интервью накануне своего 70-летия со дня рождения известный иркутский поэт Василий Забелло сказал такие слова: «Заметно упал интерес к истории государства Российского. Новоявленные учёные мужи стараются показать через различные программы нашу историю в искажённом, оболганном виде. Захлестнуло нас обезьянство, живём с оглядкой на Запад и Америку. Подавай шоу, фестивали, карнавалы… Но молчат об этом учителя истории, не бьют в полной мере тревогу писатели…»

Да, не все учителя способны зажечь интерес к истории и выработать у школьника цельный взгляд на исторический процесс. Ведь только в этом случае достигается настоящее понимание предмета. У таких преподавателей ученики, может быть, и знают исторические факты (например, как были вооружены кирасиры (тяжелая кавалерия) Наполеона), но не понимают причины и следствия главного факта (а почему она случилась эта Отечественная война 1812 года?).

А ведь учитель необходим в любом случае, ведь он рядом — «живой контакт». Но при этом бытует и такое выражение: есть учитель, а есть урокодатель. Вот и важно, чтобы был контакт с учителем как человеком, который ведет тебя к познанию мира, готов ответить на любой вопрос. К счастью, такие учителя тоже есть, но их меньшинство.

Все знают о древних цивилизациях Египта, Китая, Индии, Вавилона, восхищаются античной Грецией и могучим Римом. Но русских нет в этом списке. Открываем учебник по истории и читаем: тысячелетняя история Руси. Даже памятник тысячелетию поставлен. А где же Русь была две-три-пять тысяч лет назад? Что было на одной шестой части суши, когда в Греции возводился Парфенон, в Египте – пирамиды, когда Рим выводил свои легионы, а китайцы возводили Великую стену?

«А ничего не было» – с апломбом заявляют западные историки. «Сплошная дикость была» – вторят им отечественные подпевалы. Гегель, например, писал, что славяне – не исторический народ. «Славяне не способны к государственному строительству».

Историю Руси принято начинать с момента крещения. Эту традицию заложили еще первые наши историки Татищев и Карамзин, которые рассматривали историю нашей страны, прежде всего, как историю государства, но не как историю Руси. А историю государства, в свою очередь, как историю самодержавия. Князь Владимир крестил Русь и с этого момента начали стучать часы Российской истории. Но ведь были века ещё до этого. Куда они делись? Неужели так и было?

Нет, так не было. И многочисленные археологические изыскание давным-давно приподняли завесу над славной историей наших предков, некогда населявших просторы Евразии. Раскопки на Южном Урале, в Аркаиме, доказывают, что ещё во времена пирамид и английского Стоунхенджа на территории России была высочайшая цивилизация с развитыми ремеслами, плавкой металла, знанием астрономии и высоким искусством.

Но наши учителя-историки в основной своей массе детям об этом не рассказывают. Потому что, подозреваю, не знают об этом. Или слышали краем уха. Русь начинается с крещения князем Владимиром — и точка. А какие-то там скифы — так мифология всё это…

Чтобы стать хорошим учителем, ну жно не только любить и прекрасно знать свой предмет, но и быть тонким психологом, внимательным наблюдателем и уметь сопереживать. А еще, конечно, эта нелегкая профессия требует от человека, который её выбрал, огромного самообладания. Но и этого мало. Учитель, хороший учитель, должен постоянно самообразовываться, пополнять свой багаж знаний. Особенно учитель, преподающий историю.

История — очень важна и значима. При изучении её происходит формирование патриотизма у учащихся, уважение к опыту предков. Плюс ко всему развиваются умения устанавливать причинно-следственные связи. Каждый человек обязан знать историю своего края, страны, а также мира, этапов развития человеческого общества, причин многих важнейших исторических событий, для того чтоб предвидеть их в будущем и понимать происходящее в настоящем. История многогранная наука, связанная с обществознанием, политологией, экономикой и другими науками. Поэтому просто необходимо осознавать значимость её.

На протяжении веков нам, россиянам, отказывают в прошлом. Извращают прошедшие события. Потому что, сколько существует Русь-Россия, — она постоянно воюет, и не обязательно в её руках при этом холодное или огнестрельное оружие. Воюет, так сказать, на духовном уровне. Борется и с Западом и Востоком. И надо сказать, что, не сумев повалить наземь Россию физически (не получалось и не получится!), наши недруги давно используют другую тактику — невидимую, но более изощрённую. Так называемую идейно-духовную агрессию, ставя всё с ног на голову.

В нашей жизни всё связано с событиями прошлых лет. И если наше прошлое извратить, изолгать – то все поступки и действия людей, целого народа, могут превратится в безумие.

Америка и Европа призывают нас по другому жить, по другому мыслить, быть на поводке, то есть быть быдлом. Нас пытаются загнать в стойло. И искажение исторических фактов, фальсификация истории — одна из форм этого настоящего порабощения. Если мы были такие дикие – кому же униженно платили дань византийские императоры? Чей щит на вратах Царьграда? Великие, незабытые имена, но забыты труды их Кто разгромил могущественный хазарский каганат? Кто трижды спасал Европу от порабощения и в 1760 (Семилетняя война, когда Россия могла присоединить себе пол-Европы), и в 1813, и 1945? Наши предки показали своё превосходство и на суше (А.В.Суворов, М . Д . С к о бел е в ) , н а м о р е (Г.А.Спиридов, Ф.Ф.Ушаков) и в н е б е ( И . Н . К о ж ед у б , А.И.Покрышкин). Немало и других подвигов, совершённых в прошлом и в настоящем, которые мы чтим и гордимся.

Вот что писал о древней истории наших предков великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, пытавшийся разоблачить норманнскую теорию возникновения государства Российского: «В начале VI века во Христе славянское имя весьма распространилось. И могущество сего народа не токмо во Фракии и Македонии было страшным, но и разрушению Римской империи способствовало весьма много». Увы, кое-кто, в том числе наши учителя-историки, привыкли больше верить иностранцам, чем своим учёным.

Почему-то труды Михаила Ломоносова, Егора Классена не включены в курс истории. Россияне никогда перед собой такую цель, кого-то там унизить, не ставили. Они историю делали. А Запад в чём преуспел, – так это в умении историю переписывать (фальсифицировать). И продолжается подобное по сей день. Ведь кто-то же сумел в недавнее время сфальсифицировать даже подвиг 28 панфиловцев под Москвой в 1941 году. А в том, что представленный общественности документ — это фальшивка, ловко сработанная ложь, у меня сомнений не вызывает.

Хотелось бы, чтобы наши учителя учили своих воспитанников больше читать, больше знать о славных событиях прошлого, гордиться своими предками, учили отделять в исторических событиях зёрна от плевел, развивая в них патриотические чувства и гордость за своё Отечество.

Так почему же в Государственной Думе готовят законопроект об обязательном ЕГЭ по физике? И почему именно по физике, а не по химии? И куда делись литература и история? В нынешнем, 2017 году, выпускники школ проходили обязательное испытание по русскому языку и математике. Остальные предметы (ещё два) по выбору самого учащегося. К остальным (необязательным) относится также и литература, и история. Но ведь считалось и считается, что и литература, и русский язык, и история самые важные предметы в образовательных учреждениях. Предметы, без знания которых не будет культуры, не будет духовности, не будет нравственности, не будет отечественного патриотизма, — чем силён во все века российский человек.

Великий русский писатель Валентин Распутин, выступая на XIV Рождественских образовательных чтениях в 2006 году, сказал, что русский язык, русская словесность и российская история — триедины и нераздельны в своей сущности. Они помогут нам с молитвой встать на путь спасения.

А языковая оккупация и оболгание истории между тем продолжаются. И нам надо думать о создании надежной преграды этому. И не без помощи хорошо владеющих своим предметом учителейисториков. И не без помощи соответствующих государственных организаций. Или я не прав?

 

Павел Казаков, журналист

 

Газета патриотического воспитания «Байкал-61» №№ 9-10, сентябрь – октябрь 2017

г. Иркутск