Любите друг друга и молитесь друг за друга, а все остальное приложится

Мое первое знакомство со священником Павлом Кошелевым произошло в Христорождественском соборе много лет назад, в момент, когда моя семья делала первые неуверенные шаги к храму. Вот он - настоящий священнослужитель, именно такой, каким и представлялся нам, новоиспеченным прихожанам. Строгий, грамотный, знающий тонкости церковной жизни - первое, и по сей день неизменное впечатление, которое сложилось о личности отца Павла.

Сегодня я могу охарактеризовать протоиерея Павла уже не как прихожанин, а как священник, служащий с ним в одном храме. Отец Павел добрый, отзывчивый и ответственный человек. Несмотря на преклонный возраст и телесные недуги батюшка подает личный пример нелегкого церковного служения молодым священникам, наизусть знает большинство церковных песнопений.

Надеюсь, что Господь сподобит еще долго продолжать совместное служение с протоиереем Павлом Кошелевым, который с детства пронес свою крепкую веру через годы гонений и годы возрождения Православной Церкви по сегодняшний день.

 Протоиерей Владимир Белогубов, настоятель храма Успение Божьей Матери г. Хабаровска

- Отец Павел, давайте знакомиться. Расскажите о себе, своей семье.

 - Я родился в Курской губернии, там жил до 69 года. Детство у меня было трудное, бедное: война, голод. Семья моя была верующая всегда, мама ходила в храм, сестра пела в хоре и я пел. Моя крестная - монахиня, она то и научила меня петь и читать, а когда она умерла, я был в восьмом классе. Я тогда руководил церковным хором. В первом классе уже читал часы, шестопсалмие. Родители мои умерли рано, да еще в одном месяце. Я остался один, пришлось поскорбеть. Они в колхозе презираемые всеми были, бабку мою и деда в Сибирь сослали, раскулачили. Дед погиб, а бабка моя сбежала и пришла пешком на родину из Сибири. Моя жена, матушка моя, умерла рано в 95 году. Детей я всех поднял, когда маленькие были, ходили все в храм, исповедовались, причащались. А когда замуж вышли, да с армии пришли, начали отца учить, что Бога нет. Вот как оно бывает.

- А как вы выжили, тогда в детстве?

- Не люблю это рассказывать, как вроде хвалишь себя.
Но вся жизнь моя, прошла с Господом. Я служил псаломшиком 20 лет. Потом рукоположили в 89 году во священники, как Епархия Хабаровская образовалась.

- Это было вашим желанием с детских лет?

- С детских лет я думал стать дьяконом. У меня был голос хороший, я всю службу знаю наизусть. Приучили так с детства.

- Отец Павел, говорят с вами в детстве произошел один интересный случай, расскажите.

- Таких случаев было много, как я уже сказал детство мое было трудное, строй был советский, ходил в школу, меня так тяготили, так смеялись надо мной, ведь я ходил в храм с родителями, пел в хоре. Меня выставляли на школьные линейки, позорили. Один раз, под Пасху закрыли меня в учительской, чтобы я не ходил на ночную службу, подкинули через форточку кусок сала, искушали. Я не съел, конечно, того сала, я просто выпрыгнул через открытую форточку и ушел на службу.

- А хотелось?

- Не помню уже, мне тогда всего 10 лет было. Еще вспоминаю такой случай, лет четырнадцать мне тогда было, уж больно любил я звонить в колокола. И попросил соседского мальчишку, он старше меня был, чтобы принес мне такие предметы, от которых звон. Он мне принес, я развесил их во дворе и давай звонить, получился почти колокольный звон, мимо ехал глава поселка, так он это услышал, выскочил и давай меня пороть, еле ноги унес, убежал аж за три километра от него. Нашу семью очень не любили за то, что мы Богу молились.

- Откуда такая вера, вы же были мальчишкой совсем?

- Я так воспитан был, и я полюбил с детства Бога, Слово Божье, пение, чтение. Вспоминаю, диакон был у нас, он как на клирос заходил, одевал очки. Я приду домой и говорю, мам купи мне очки и я буду читать, я еще тогда в школу не ходил даже.

- Просто так удивительно, у нас сегодняшних не такая вера, как была раньше.

- Конечно, конечно. Сейчас к вере приходят уже в сознательном возрасте. А мы с малых лет. Богу так угодно.

- А, по Вашему мнению, как лучше? Сейчас многие мамочки говорят: не хотим за ребенка выбор делать, вот станет большим и пусть сам выбирает, какую веру ему принимать.

- Мне родители ничего не выбирали, они показали своим примером, и меня с детства влекла Божественная сила.
Именно она меня и привела на Дальний Восток. Я не имел представления в Курске о Хабаровске, но так угодно было Господу. И я поехал, не задумываясь ни на секунду. Нужно было поднять здесь дух в людях.

Я служил 25 лет в храме Александра Невского, собрал там хор. Но и там мне покоя не давала советская власть. Они меня всегда считали глупцом, так мне в лицо и говорили «Ты - глупец, зачем ты в церковь ходишь и еще поешь в храме»? А там такой был хор, из дедушек и бабушек. Ах, как они пели. Сейчас так не поют.

- А почему?

- А раньше ходили не за деньги, раньше ходили в хор славить Бога. С верой славили. А сейчас за деньги. Отпеть и получить. Веры такой нет сейчас.

- А что с этим делать, и кто виноват?

- А кто виноват? Безбожная власть и общество! Они нам вот такой «рай земной» сделали. Обещали ведь, вот и сделали. Люди не любят друг друга. Любви нет. Я живу в этой квартире 5 лет, я не знаю, кто живет у меня за стенкой. Не знаю. И никто не здоровается со мной. Да, поп идет и ладно.

- Отец Павел, в последнее время о своем религиозном поиске говорят не только простые люди, но политики, и музыканты, и артисты. Создается впечатление, что все как-то сразу уверовали. Как вы считаете, это дань моде или все-таки люди стремятся к поиску истины?

- Нет, это не мода, я бы сказал, народ ищет истину, ищет. Но и попадают иногда не в те сети - сектантские. Нам, православной церкви нужно активнее воспитывать наше общество. Слава Богу, что сейчас уже есть в этом плане подвижки. Побольше нужно общаться с людьми, уметь слушать людей, вникать в суть их проблем, не поверхностно все решать. Проводить воскресные школы для Взрослых, с молодежью работать активней, и подвижки в этих направлениях уже есть. Слава Богу!

- Вы думаете, будет возрождение, встанем с колен?

- Как говорил Серафим Саровский, «будет возрождение России, но ненадолго».

- А потом, что будет?

- Если коммунисты придут к власти, опять будет кровь.

- А выстоим?

- Как Бог даст. Дара пророчества у меня нет. Мы ведь все разрушали, более семидесяти лет все рушили. А строить тяжело. Общество-то живет беспредельно, особенно молодежь. И поэтому у нас так все идет. Молодежь хочет как - чтобы все было и ничего не было за это. Им нравиться гулять, веселиться. Вот скажите откуда все это? Да от безбожия все это! Нам обещали «рай земной» и свободу, вот мы и получили, а что с этим всем «добром» дальше делать нам не рассказали. Вот так и живем. Слава Богу, что все возрождается, церкви, монастыри  открываются. Любит нас Господь, любит.

- Батюшка, Вам знакомо такое состояние, как начать жизнь с чистого листа?

- Ну вот я когда приехал в Хабаровск, тогда и начал свою жизнь с чистого листа. Приехал я сюда, у меня уже было трое детей, нам дали комнатку от церкви. Огород был, хозяйство. И в храме служил псаломщиком. Вот и весь чистый лист. А потом попал в Успенский храм и служу теперь тут.

- Отец Павел, а в каком храме вам нравилось больше всего служить?

- Да в любом храме, если славишь Господа от сердца. Меня когда перевели в Успенский храм, я переживал, а Господь сам все за меня устроил и жилье дал рядом с храмом, и служба у меня хорошо наладилась.

- Отец Павел, а что такое любовь?

Ой, любовь - это Господь. Бог есть любовь. Но это не плотская любовь, а духовная. Священники проповедуют людям на проповеди - любите друг друга, бескорыстно, по божьему. А у самих у нас любви нет, такой, как мы проповедуем с амвона, не любим мы друг друга. Хотя мы и священники. Я говорю, прежде всего, за себя самого. Конечно, есть такие отцы замечательные, которые могут любить, как заповедал Господь, но их мало. В мире сейчас нет такого понятия, любить Бога, любить друг друга. А о врагах, чтобы мы полюбили врагов своих - и подавно. А как говорил Господь «Благословляйте врагов своих и любите врагов своих». А как же его полюбить? Набраться мудрости, божественной помощи, молиться и просто любить

- Почему сегодня нужно читать Евангелие?

- Почему именно сегодня? Его надо было всегда читать. Но его ж не читают, и неверующие во Христа не читают, да и верующие не читают. На исповедь многие приходят и говорят, что не читают они Евангелие, благословите на подвиг меня батюшка. Я спрашиваю, на какой подвиг? Евангелие читать? Евангелия читать - сегодня это подвиг! Тяжело ведь молиться и читать. А я вот как говорю: прочитал главу, не понял - обратно вернись и прочитай; не понял, снова вернись и читай. . Не надо спешить, не надо Евангелие читать, как художественную литературу. Если опять не понял, иди попроси священника объяснить.

- А Ваш любимый библейский автор?

- У меня все любимые. Я не различаю. Мне все божественное нравится. С отроческих лет, Господь определил.

- А если сегодня бы предложили уехать, куда уехали бы?

- Уже никуда. Я ведь бежал от советской власти, когда приехал сюда, от гонений. Вот зачем я приехал на Дальний Восток? Где Курск и Москва, и где Курск и Хабаровск? Можно было в Москву поехать - ближе. У меня тут тетка жила, они уехали на Дальний Восток еще в 20-х годах. Я заинтересовался, написал письмо тетке, она сказала: приезжай. Я бросил все и поехал в белый свет, нужно было Господу так. Предков моих сослали, мать была замучена, ее просто угробили, а все из-за того, что любили Бога. А кто любит Бога, тот всегда несет скорби и гонения, это в Священном Писании сказано, так Господь определил. Я все наказания уже претерпел.

- Думаете?

- Да хватит уже, а теперь поболею, поболею и пойду домой туда.

- Не страшно?

- Умирать? Нет, не страшно. Я уже и сейчас бы ушел домой. Но пока еще нужно зарабатывать душеспасения, молиться, поститься.

- Вы сейчас любите молитву как в детстве?

- А как же? Люблю, а как не любить?

- Сейчас значительная часть общества поглощена стяжанием богатства, денег. Люди, наверное, думают, что деньги могут сделать человека свободным и счастливым. Это так?

- Как объяснить, каждый человек живет во плоти, нуждается в одежде, в обуви, в питании. Так нужно человеку жить, но лукавым определено соблазнять человека, вот он и соблазняет - давайте, давайте, все больше и больше. А ведь чем больше есть, тем больше хочется, живут то многие без Бога, без любви, наше общество полюбило плотское.
Конечно, встречаются сегодня и богатые люди, душа у них болит, они помогают храмам. А есть и другие, думают, что тут на земле проживут и все закончится. А жизнь не закончится, еще там будешь нести ответ, за то что сделал на этой земле...

- А если ничего?

- Ну, если ничего, то тогда и ничего... просто ничего, жалко таких, от которых ничего.

- А Вы помните свою первую молитву, когда осознали, что через молитву все возможно верующему человеку?

- Первую молитву, ишь, куда загнула (смеется). Я только вспоминаю свое детство, как я ходил в лапоточках, да в порванной шубке. Вот приду в храм, на коленочки встану и молюсь без молитв. Я не знал молитв, и меня Господь слышал. Сердце должно молиться. Господь просит сердце наше, ведь нет таких слов в Священном Писании, отдай мне язык твой, а есть совсем иные слова. И вот я встану на коленочки. Молюсь и плачу в храме, а старушки, которые стоят рядом со мной тоже плачут.
Понимаешь, деточка, жизнь очень трудная была после войны. Но люди жили дружнее, чем сейчас, бедно, но дружно. Вместе ходили в храм, вместе торжествовали, гуляли вместе, хороводы водили. И я ж был молодым (смеется) и хороводы водил, я и в гармошку играл.

- Так вы были первый парень?

- А почему был? Почему был? Задай вопрос.

- А почему был?

- А потому, что комсомольцы ненавидели меня. Понимаешь. У них ячейки были, а я в церковь ходил, говорили, «Вон, попенок пошел». Я ведь был октябренком и пионером, но комсомольцем не был. Мне мама наденет крестик, проводит в школу. Я приду в школу, учитель сорвет крест, а галстук завяжет. Прихожу домой, мама галстук снимает, а крест вешает. Так несколько раз было, пока учительнице не надоело. И я остался просто верующим мальчиком. Сатане надоело, и он устал.

- А вы можете рассказать о чудесах в жизни вашей?

- Да нет у меня чудес в жизни, я больше видел в жизни скорбей, а не чудес. Ну, может через них и были чудеса, да я уже и не помню их, какие чудеса.

- Отец Павел, хочу поделиться с Вами. Вот мы ходим в храм, ради жизни будущей, ради того, чтобы попасть в рай, ради общения там с Господом. Мне всегда казалось, что это как-то очень эгоистично, мы ходим в храм ради чего-то, а не потому что… потому, что мы любим Господа...

- Знаешь, сейчас все больше в храм ходят, просят, чтобы Господь даровал им блага тут на земле. Приходят многие сейчас и просят освятить магазин, предприятие, чтоб жилось хорошо, чтоб доход был. А зачем это нужно Богу, чтоб у тебя доход был? Ты спасай свою душу. Спасать как? Иметь веру, иметь любовь к ближнему, ходи в храм, молись, исповедуйся, причащайся. Самое важное в жизни - это причастие! Соединение со Христом. А чтобы причаститься достойно, нужно подготовиться, простить всех и все. А мы прощаем? А раз мы не прощаем, значит мы недостойно причащаемся, не во спасение, а в осуждение. Мы соединяемся со Христом, а делаем те же дела, хоть и покаялись. Бессердечное покаяние, сокрушения сердца нет. Многие ходят в храм десятилетиями, но искреннего покаяния нет. Творят «чудеса» люди.

- Нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу?

- Это не работа, это Дар славить Бога. Многим этого не дается. Ну а вообще, самая тяжелая. Богу молиться и докармливать родителей - самая тяжелая работа. Я люблю служить, славить Бога, а сил нет уже... ну и слава Богу раз больной - значит живой!

- А кто Вас рукополагал?

- Меня рукополагал владыка Гавриил, хороший архиерей, строгий, я люблю таких.

- Говорят, он был чересчур строгий, до рукоприкладства даже дело доходило.

- Я не хочу и не могу клеветать на своего владыку, который меня рукополагал. Нельзя так. Он очень строгий архиерей и очень справедливый. А слухи, это всего лишь слухи мы все грешные.

- Отец Павел, дайте совет молодым девушкам, как найти хорошего мужа, как разглядеть?

- Сейчас девушки мужа-то ищут состоятельного. В мире настоящего мужчины есть три столпа, три опоры: Бог, дорогое сердцу дело - труд всей жизни и любимая жена, спутница всей жизни. Если человек богобоязненный, верующий, то на него можно положиться. А если хоть он и состоятельный, но ветер в голове, то на него положиться нельзя. Вот почему у нас сейчас много разводов. Потому, что воспитания не было, и нет должного.

- Что такое жажда Бога, как она рождается?

- Пить хочется - это жажда, есть хочется - это тоже жажда. Но все это плотская жажда, а есть жажда Божества. Душа не хочет, она не общается с Господом, не молится, не исповедуется, а потом лукавый досаждает до такого состояния, что человек уже начинает прям жаждать Духа Божественного.

Я когда жажду - пью воду, а когда жажду Божественного - бегу в храм. Вот захвораешь, но на службу нужно идти, и думаешь - голова болит, давление, а Ангел говорит на ухо: «надо идти!». Я собираюсь и иду, побуду на службе, а возвращаюсь бодрым. Вот так жажда. Жаждать Бога - значит любить надо его! Будешь любить Господа и Господь не оставит тебя никогда!

Я вот что хочу сказать. Мы, первые священники - это первопроходцы на Дальнем Востоке, меня владыка Иннокентий гонял много и шибко. И я ему за это очень благодарен. Служил я и в Чегдомыне, и в Троицком, в Вяземском, в Бикине, в Шимановске, в Свободном да еще много где, только в 90-е годы началось возрождение веры. Люди хотели креститься, вот я ездил, объяснял, служил, исповедовал, причащал, крестил. В Бикине я однажды окрестил 700 человек за один раз. А вот теперь задается вопрос, какой смысл крещения, того, что эти люди приняли?
Они не поняли, что это значит, и объяснять батюшке было некогда, потому, что народу много.

- Сегодняшние огласительные беседы - это хорошо?

- Да! Очень хорошо, но люди такие - они и этого не хотят, сбегают, не выдерживают. Особенно молодежь. Вера - она же в семье прививается, а сейчас мало семей, в которых все были бы верующими.

- Каков высший дар, который мы должны принести Богу?

- Сердце отдай! Приходят люди в храм свечи ставить. Да, это дар Богу, приношение, жертва. Но если этот дар идет не от сердца, то он не воспринимается Богом.

- Какие наставления, советы вы дали бы нашим читателям, чтобы укрепить их в трех богословских добродетелях: вере, надежде и любви?

- Понимаешь, я институтов не кончал, малограмотный, как я могу советовать? Одно могу сказать: где есть вера и любовь, там и Господь пребывает, а потому любите друг друга, и молитесь друг за друга, а все остальное приложится!

Беседовала Юлия Алексеева
из газеты «Образ и подобие» № 1(6) 2012