ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ - ЭТО НОРМАЛЬНАЯ, ПОЛНОЦЕННАЯ ЖИЗНЬ

Протоиерей Олег Хуторской, секретарь Хабаровской епархии, настоятель Свято-Иннокентьевского храма г. Хабаровска, родился в городе Лысково Нижегородской области в 1965 г.

Окончив школу, поступил в техническое училище, по окончании которого пошел работать. Отслужил в армии в железнодорожных войсках в г. Комсомольске-на-Амуре и на БАМе. Там же стал все более серьезно задумываться о смысле жизни. Ответы «посадить дерево, построить дом, вырастить сына» не приносили удовлетворения, поэтому поиск смысла жизни продолжался. Вернулся после армии, женился. Объездил весь Дальний Восток, и, в итоге, стал жить в Хабаровске, здесь же впервые и пришел в храм. Найдя здесь ответы на многие свои внутренние вопросы, стал постепенно воцерковляться, через некоторое время повенчался.

Вскоре отцу Олегу поступило предложение трудиться в Хабаровской епархии, на которое он дал согласие и стал водителем епископа Иннокентия (Васильева). По словам самого батюшки, в тот период он многому  научился в смысле христианского отношения к людям. «Владыка был строгий, справедливый и мудрый, ни разу не слышал, чтобы он кого-либо осуждал, и я из всех сил старался ему в этом подражать. Осенью 1993 года он предложил мне рукоположиться в диакона. Желание было огромное, хотя всех сложностей я тогда еще не представлял». Отец Олег дал согласие и 4 декабря того же года был рукоположен в сан диакона. Два с половиной года он прослужил с владыкой Иннокентием, пока архипастыря не перевели на другое место служения. Приехал новый архиерей, епископ Марк, стал знакомиться с делами в епархии и предложил рукополагаться в священники, что и свершилось 22 октября 1995 года. Почти сразу же за этим батюшка был назначен секретарем епархии. Был настоятелем Покровского храма Хабаровска, настоятелем Христорождественского собора, настоятелем Успенского собора, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального собора, настоятелем Свято-Никольского храма г. Николаевска. Сейчас он настоятель Свято-Иннокентьевского храма г. Хабаровска.
За время своего служения организовал множество приходов и домовых храмов, и стремился жизнь в созданных им общинах и приходах строить по принципу братских христианских отношений.

- Отец Олег, Вы были рукоположены во священники уже в сознательном возрасте. Скажите, а какая жизнь была до...

- С позиции сегодняшнего моего положения могу сказать, что моя жизнь была по большей части бессознательная. Слава Богу, что в период воцерковления Господь уже многое во мне изменил, а благодать дара Духа Святаго, подаваемая через хиротонию, которая «и немощных врачует, и скудных восполняет», надеюсь, изменила еще больше.

- Что сложнее всего было менять в себе?

- Все, здесь нельзя выделить что-то конкретное, потому что жизнь становилась совершенно другой.

- Друзья осуждали?

- Друзья не осуждали, они скорее недоумевали, для многих было непонятно. У большинства из них была версия, что у меня в жизни произошло что-то трагическое, и это меня подвигло сначала в церковь уйти трудиться, а потом принять сан. Как я их не убеждал - не помогало.

- Вы всегда были верующим человеком?

- Да, скорее всего да. Я не был церковным человеком, но, все-таки, был верующим. Я вспоминаю школьные годы, 4-5 класс, когда заходил разговор, есть ли Бог, для меня этого вопроса не существовало. Я, может, не мог облечь свое мнение в правильную форму, но то, что Бог есть, это было очевидно.

- Расскажите, пожалуйста, в каком возрасте, и с каким событием в детстве связано Ваше первое осознание себя?

- Я помню такой случай из детства, мне было 4 или 5 лет. Ложась спать, мне как-то внезапно пришла в голову мысль, что мне же придется когда-нибудь умирать. Я стал горько плакать, и даже уговоры мамы, что у меня все еще впереди, на меня не действовали. Через десятилетия, когда стал уже верующим человеком, я подумал, наверное, это еще тогда мальчишеское сердце понимало, что смерть -это противоестественно, и от этого было горько.

- Когда пришло понимание того, что Вы православный священник и Вы в ответе перед Богом за свою паству? Было ли страшно, что не справитесь?

- У меня до сих пор нет этого понимания, стараюсь стать православным священником, но не могу сказать на сегодняшний день, что из меня до конца он получился. Я, конечно, умом понимаю, что я в ответе за свою паству, но сказать, что я себя всего без остатка отдаю служению, я, к сожалению, не могу. Надеюсь, что за те годы, которые Господь мне еще продлит, я все-таки смогу им стать.

- Было ли страшно, что не справитесь?

- Мне и сейчас страшно и, исходя из вышесказанного, я и сейчас понимаю, что не справляюсь, но надежда есть.

- Вы служили во многих храмах нашей епархии, какой из них самый родной и любимый?

- У меня нет любимого храма, во всех оставлена частичка трудов, поэтому они все для меня в равной мере дороги.

- Отец Олег, сегодня у Вас на приходе очень активно начинает свою работу приходская община, расскажите подробнее.

- Вы правильно сформулировали вопрос словом «начинает», поэтому вся работа, я бы так сказал, еще в зачаточном состоянии. Вернемся к этому вопросу через годик.

- Как Вы считаете, а что дает человеку активная приходская жизнь? Для чего она?

- Активная приходская жизнь дает возможность реализовать себя в полной мере как христианину, чтобы послужить теми  дарами и талантами, которыми  Господь наградил человека, Богу и ближнему. Для того, чтобы, когда придет время встречи со Творцом, мы услышали от Него: «Я был голоден, и вы накормили Меня, был Наг, и вы одели Меня, был в темнице, и вы посетили Меня...»

- Отец Олег, расскажите о Вашем приходском центре «Надежда».

- Центр «Надежда» создан для помощи бездомным людям, оставшимся без крова и попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Его возглавляет Константин Ветренко, пономарь нашего храма. Именно он и занимается всеми основными вопросами, связанными с жизнздеятельностью центра, он там, можно сказать, живет, ведь проблем хватает. А я к центру «Надежда» имею отношение только поскольку я настоятель храма святителя Иннокентия Иркутского: консультирую и немного помогаю финансово.

- Отец Олег, самый почитаемый Вами святой?

- Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец.

- Отец Олег, Вы рыбак, а подобные увлечения всегда связаны с рисками. Помню, в интервью известного путешественника отца Феодора Конюхова, меня удивил один факт: когда он попал в шторм и не мог уже в одиночку справиться со штурвалом, он крикнул: «Николушка, спасай - держи штурвал»! И его поразило, что в эту же минуту у штурвала оказался невидимый, воочию умелый капитан. Вот в Вашей жизни были ли такие моменты? Расскажите о них (тем более, что у рыбаков и охотников таких историй много).

- Так как верующий человек любое дело начинает с молитвы, соответственно, и все наши поездки на природу, на рыбалку мы тоже начинаем с молитвы. Я не могу похвастаться такими путешествиями, как у отца Феодора Конюхова, но в каких-то элементарных критических ситуациях всегда ощущалась помощь Божия и святителя Николая.
Но вспоминается забавный случай, как мы на рыбалке встретились с медведем. Когда отца Феодора (Рулева) назначили в поселок Де-Кастри настоятелем, он поехал через Николаевск. Оттуда мы, перебравшись на пароме через Амур, на ночь остановились на горной речке. Нас предупреждали, что там водится много медведей, и по следам, по остаткам съеденной рыбы было видно, что и вправду, их достаточно. С вечера пойманную рыбу мы поставили в пластмассовом ведре с плотно закрытой крышкой в воду под дерево. Утром, проснувшись, решили отслужить водосвятный молебен. Наша база была в метрах в 50 от воды. Придя на речку, мы увидели ведро, лежащее на боку, с открытой крышкой, что нас, конечно, сильно удивило. По окончании молебна, заметили, что в крышке 3 дырки от когтей, а рядом следы медведя. Догадались, что Потапыч приходил позавтракать, видимо, мы своим приходом его напугали, потому что рыба осталась нетронутой. Мы с о. Феодором начали чистить рыбу, складывая ее обратно в ведро. Последнего  ленка решили бросить тут же на песок для мишутки и ушли пить чай. В процессе завтрака отец Феодор вспомнил, что оставил на ветке кадило, сходил и обратно вернулся. Через 5 минут я вспомнил, что оставил ножик на берегу и тоже пошел за ним. Забирая ножик, я не обнаружил ленка, которого оставляли косолапому, чему я очень сильно удивился. Вернувшись, я спросил о. Феодора, когда он забирал кадило, была ли рыба на месте? Он ответил, что да, лежала на берегу, где мы ее и оставили. Удивило, что в такой короткий промежуток времени, 4-5 минут, можно сказать, у нас под носом приходил такой могучий зверь, а мы даже ничего не слышали. Решили все-таки убедиться, но рыбы и вправду не оказалось. Вернулись опять к завтраку, а через пару минут услышали удары по пластмассовому ведру. Поняли, что мало мы ему оставили, и он решил воспользоваться той рыбой, которая была в ведре. Решили сходить на него посмотреть и, как это не смешно бы теперь казалось, даже сфотографировать. Опытные таежники в свое время говорили, что медведь боится шума, и поэтому надо по тайге ходить, покрикивая, чтобы он слышал. Когда медведь слышит, он убегает. Мы и пошли туда, покрикивая. Еще надо сказать о том, что тропинка к берегу подходила так, что дерево, под которым стояло ведро, было скрыто за кустами.
Подходя ближе к речке, о. Феодор заметил разводы на воде и сказал, что медведь побежал на ту сторону. Я прибавил шагу чтобы хоть успеть сфотографировать убегающего медведя. Но, когда до берега осталось метров 8-10, из-за кустов появилась сначала спина, а затем и весь, во всей красе, крупный бурый медведь. Я сразу вспомнил, как учили бывалые таежники, что от медведя бежать ни в коем случае нельзя, нужно кричать, шуметь, подпрыгивать, хлопать, но не бежать, чтобы не давать повода. Ну, и, напрягая всю силу воли, я разворачиваюсь и кричу: «Авва, бежим!». Мы, конечно же, припустили со всех ног.
Убегая, я повернулся и увидел, что медведь дунул от нас в противоположную сторону, через речку. Тогда я крикнул: «Авва, давай обратно!», и трясущимися руками попытался сфокусировать фотоаппарат на убегающем медведе, но кроме каких-то размытых снимков у меня ничего не получилось. Мишаня же, в четыре прыжка преодолев водное препятствие, оказался на другом берегу и, остановившись, повернулся в нашу сторону. Четыре секунды очень неприятной игры «в гляделки», и медведь, развернувшись, ушел в тайгу. После ухода бурого  отец Федор спросил: «Ты знаешь, почему он убежал?» На мой недоуменный взгляд сам же и ответил: «Потому что он вор!». А я, сообразив, что после освящения воды, медведь трижды переходил через речку за рыбой, выдвинул версию, что  он теперь «крещеный, православный» и спросил о. Феодора, знает ли он, чем отличается православный медведь от дикого. О. Феодор ответил, что нет, а я ему объяснил, что дикий медведь, догнав тебя, сожрет сразу, а православный сперва прочитает: «очи всех на Тя, Господи,уповают...» Вот такая забавная история.

- Ради чего стоит жить?

- Ради жизни, которой нас Господь одарил.

- Герой нашего времени сегодня, кто он?

- Как и во все времена: честный, открытый, смелый, мужественный, верный, и главное, многотерпеливый.

- Отец Олег, говорят, что Вы очень строгий отец, но при этом очень добрый дед. Расскажите о Ваших методах воспитания.

- Я не знаю, строгий я или нет, может, разве что требовательный немного. Конкретных методов воспитания у меня нет, все скорее по наитию. Дедом себя еще абсолютно не ощущаю, у меня же Марк примерно того же возраста, что и Валюта.

- Что для вас семейная жизнь?

- Школа терпения и жертвенности, которая приносит огромную радость.

- Расскажите о вашей семье. Как вы познакомились с матушкой?

- Моя семья - я, моя супруга, трое наших детей и пока что одна внучка. Я служу, Марина занимается домашним хозяйством, старшая дочь Анна с внучкой живут отдельно, но часто у нас гостят, средний сын Иннокентий учится в Уссурийском Суворовском училище, младший Марк готовится к школе и радуется пока беззаботной жизни.

А познакомились... Матушка говорит, что я в детстве сломал у нее какую-то ходячую куклу, но я этого не помню, то есть говорить о каком-то конкретном моменте нельзя.

- Всегда ли вы советуетесь с ней?

- Часто.

- По вашему мнению, бывает ли любовь с первого взгляда?

- Если любовь понимать не в Евангельском смысле как самого Бога (а Он же есть Любовь), то бывает, и то, скорее бывает влюбленность, из которой может вырасти любовь, если он и она готовы жертвовать ради друг друга.

- Для вас любовь - это...

- Жертвенность.

- Отец Олег, а Вы помните Ваше первое признание матушки в любви?

- Первое не помню, потому что это было очень давно, но я до сих пор регулярно это делаю.

- Без эмоций, которые дает семейная жизнь, наверное, личность человека начинает деградировать...

- Это вопрос к человеку, который не живет семейной жизнью.

- Как Вы считаете, обращение к Богу нужно выстрадать? Только испытав скорби, человек может по-настоящему прийти к Богу.

- Я думаю, что нет. Просто в скорби острее чувствуется необходимость общения с Богом и в его помощи.

- Сейчас принято считать, что желания «поговорить за жизнь» становится в людях все меньше  и меньше – это плохо, как Вы считаете?       

- Если считать, «разговоры за жизнь» не пустой болтовней, то, конечно, плохо. Общение всегда обогащало, а сейчас, к сожалению, оно переходит в рамки разговоров через интернет, телефон, скайп. Сейчас не хватает чисто человеческих, дружеских отношений друг с другом.

- Отец Олег, как Вам удается, общаясь со светскими людьми, не смущать их и одновременно призывать к вере? Легко ли это -быть «своим среди чужих»?

- Во-первых, я считаю, что «чужих» людей для нас в принципе не должно быть. Мы все дети одних Родителей. Во-вторых, у меня никогда не стояло задачи привести всех к вере по одной простой причине, что это может только Бог. Я просто стараюсь общаться со всеми открыто, или как в девизе одного знатного рода: «Быть, а не казаться». Мне этот девиз очень пришелся по душе. К сожалению, не всегда получается, но я стараюсь.

- Вы человек, который долгое время жил в Хабаровске, служил в самом «главном» храме города, и вдруг - периферия, город Николаевск. Что дала Вам жизнь в таком далеком маленьком городе?

- Жизнь в Николаевске мне дала то же самое служение, которое было и в Хабаровске - служение Богу, церкви, на что, в принципе, в первую очередь призван каждый  священник, к тому же, она дала мне массу  невероятно приятных впечатлений от отношения с людьми, от природы. В это время шла реконструкция храма, поэтому вдвойне приятно, что Господь сподобил поучаствовать в его новом рождении.

- С какими трудностями вы столкнулись, неся служение в Николаевске?

- Я бы о трудностях вообще не говорил, потому, что это все обычные рабочие моменты - нормальная, полноценная жизнь.

- По учению церкви, душа по отлучении от тела, первые три дня посещает самые дорогие ей места, куда бы устремилась Ваша душа?

- Не знаю, по прошествии трех дней, если Господь позволит, я вам об этом расскажу, только надо заранее обговорить, в какой форме: смс, скайп или звонок по сотовому.

- Всегда ли вы знаете, какие слова сказать человеку в критической ситуации, приходящему к Вам за советом?  И как Вы поступаете в том случае, если понимаете, что он не последует Вашему совету, потому что духовных сил не хватит. Всегда ли можно помочь?

- Конечно, не всегда, очень часто бывают ситуации, когда действительно не знаешь, что посоветовать. Совет, он и не предполагает, что человек обязательно поступит по вашему предложению, это же просто совет, а не указание к действию. Я таких советов стараюсь не давать: на которые у человека заведомо не хватит сил. На мой взгляд, большая беда, если сам священник станет считать свои советы как непременное руководство к действию. Такие отношения могут быть только между духовным отцом и его чадом. В современных условиях я таких отношений даже представить себе не могу, боюсь огорчить кого-то, но по моему, чисто субъективному мнению, я не готов к серьезному духовничеству, да и мало таких прихожан, которые готовы всецело отдаться духовному водительству, чаще это все только на эмоциональном уровне.

- Чувствуете ли Вы себя счастливым? Что приносит Вам радость?

- Да! Во-первых, служение, которое я очень люблю, особенно служение Божественной Литургии. Приносят радость люди, которые меня окружают, семья… да вообще все!

- Были ли в Вашей жизни поступки, за которые Вам стыдно? И как жить, если исправить их невозможно, а вырвать из памяти не получается?

- Конечно были, и сейчас, к сожалению, я продолжаю их совершать. И вырывать из памяти их ни в коем случае нельзя, потому что именно такие поступки являются уроком, теми граблями, на которые не стоит наступать дважды.

- Сейчас много говорят о том, куда Церкви двигаться в будущем. Что Вам в этом плане подсказывает Ваш опыт священника, каких ошибок надо стараться избежать?

- Опыт священника мне подсказывает, что надо двигаться в сторону движения Церкви, а Церковь идет в Царствие Небесное. И, главное, не мешать ей своими человеческими амбициями, превратными взглядами и тщеславными действиями двигаться в этом направлении. Нужно стараться избегать разделения.

- Учиться постоянно делиться собой с другими - это и есть преддверие вечной жизни?

- Не знаю, не пробовал.

- Вы православный, потому что Вы русский.

- Я скорее русский, потому что я православный.

- По Вашему мнению, православие - этническая религия? И как Вы считаете, татарин обязательно должен быть мусульманином?

- Этнических религий вообще не бывает. Есть религия истинная и ложная, а все религиозные разделения, в том числе традиционно географически сложившиеся религиозно-этнические общины - это плод врага рода человеческого.

- Для многих смирение - это уступчивость, слабость и даже трусливость...

- Смирение - это дверь, через которую входит благодать Божия по неложному слову Спасителя, ибо гордым Господь противится, а смиренным дает благодать.

- А что или кто для вас является утешением?

- Храм, служба, журчащая речка, идущий снег, семья, общение с друзьями... все, что может быть утешительным, то и утешает.

Беседовала Юлия Алексеева

из газеты "Образ и подобие" №5 декабрь 2011