РАДЕТЕЛЬ ДЕЛАНИЯ СВЯТОГО

       Во времена советские, не знаю  где как, но в погранвойсках с этим строго было, - с воинствующим материализмом.  Политорганы отслеживали зорко: чтоб каждый военнослужащий, тем более – офицер или   сержант  воинствовал. Иначе – двойка по марксизму – ленинизму.

       Ежемесячная сдача зачетов на так называемых семинарах.   Не увильнешь, не отвертишься. И чтоб четко, на зубок чеканили люди, что думали и говорили по этому поводу вожди мирового пролетариата. Сам Маркс вкупе с другом своим Энгельсом. Сам  Ленин. Сталина не цитировали.   Отрыжка  хрущевизма… И чтоб соответствующие свежие конспекты предъявляли руководителю занятий. Не дай Бог, если покажешь конспект годичной, к примеру, давности. Заклюют на партийном собрании.

       Так было.  Из песни слова не выкинешь. Как выкручивались офицеры застав командиры ПСКРов, лётных экипажей, и без того занятые службой по горло, уму непостижимо. Но выкручивались.

        Лично я, как газетчик, имеющий дело по преимуществу с чужими рукописями, испытывал к конспектам стойкое отвращение. И потому никогда таковых не вёл.    Но, отвечая на семинарские вопросы всегда полно и, как говорится, - на ять, потрясая толстой тетрадкою  (в коей отдельные выписки имелись таки) создавал видимость, что с конспектами у меня - полный ажур.

        Со студенческих лет марксизм -  ленинизм крепко накрепко навяз в зубах, глубоко впудрился в мозги. Искренне верил учителям пролетариата. Искренне исповедывал воинствующий материализм.    Хотя и крестила меня баба Дуня ещё младенцем в православной вере Христовой. Но был атеистом. До поры, до времени…

         Перелом наступил внезапно. На Камчатку  приехал на гастроли акапельный хор духовного пения. И вот, слушая Всенощную    Рахманинова, как-то – почти мгновенно -  повернул убеждения свои, что называется, на сто восемьдесят градусов.  Не моя, конечно, заслуга. Озарение.  Бывает и такое с человеками…

        На Камчатке открывались православные приходы.  Построили первый храм в областной столице – Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.   В райцентре Елизово, 15 километров от Петропавловска, действовала Успенская церковь Пресвятые Богородицы, где служил отец Диомид, будущий епископ на Чукотке.   К этому храму я как-то больше прикипел сердцем. Отец Диомид крестил моих дочерей  старшую  и младшую. Отец    Диомид и повенчал нас с женою  в своем храме.

         Средняя дочь училась в Хабаровске. Позднее её крестил настоятель Хабаровского  храма Святого благоверного князя Александра Невского отец Сергий.

           Если к вере Христовой обратился, так сказать, озарением, то укрепил меня в ней отец Диомид. Научил молитвам по Серафимову правилу. Посоветовал знать наизусть основные на каждый день молитвы: Господню «Отче наш…», Песнь Пресвятой Матери Божией «Богородице, Дево, радуйся!», Символ Веры, Святому Духу «Царю Небесный, Утешителю!», Христову Молитву и трехкратную «Господи, помилуй!» Отцу Диомиду исповедывался, от него причащался Святых Христовых Таин.   
         А с отцом Сергием  познакомил хабаровский военный журналист Алексей Зачеса, пригласивший посетить собеседование, устроенное настоятелем  храма Александра Невского.

              В молодости отец Сергий служил  на флоте. Был подводным пловцом-спецназовцем в элитных подразделениях ТОФа. Однажды, когда бойцов выстреливали из торпедного аппарата   погруженной субмарины, Сергея, как говорится, заклинило в стреляющем устройстве.  Что-то там не сработало. Не знаю, как часто подводный элитник обращался к Богу до этого случая. Но перед лицом, казалось бы, неминуемой гибели  моряк обратился к Нему с горячею, от всего сердца  льющейся молитвой.  И чудо свершилось! Аппарат  выстрелил! Сам собою…

           В  другой раз, уже  на гражданке, после «дембиля»,  Сергей, пересекая реку Тунгуску по молодому льду (возле её устья рядом с Краснофлотским районом Хабаровска) угодил в полынью. И при каждой попытке выбраться из студеной воды тонкий покров реки ломался. Вот-вот затянет под лёд сильное течение.   И тогда Сергей дал обет: если спасётся, посвятить оставшуюся жизнь служению Богу и людям на поприще священства.    И опять настали чудеса!  Не помня как, но очутился он на прочной кромке полыньи…

          После Камчатки я вернулся  в редакцию «Дальневосточного Пограничника». Отчёт о встрече   отца    Сергия с военными журналистами, напечатанный в моей газете, и стал  тем зернышком, из коего родились ежеквартальные выпуски православного вестника границы «Благовест». Приложение к газете выходило по благословению епископа Хабаровского и Приамурского  владыки Марка…Отец Сергий благословил и выпуск других приложений к «Дальневосточному  Пограничнику»: «Казак Дальней России», литературно-художественного «Багульник», военно – исторического «Патриот». По его благословению выходит и журнал «Аргументы  времени».

          О  чем беседовал с нами на той давней теперь уже встрече  отец Сергий? О православии, воинствующем на Земле и торжествующем на Небе. О знаменитой триаде Московского митрополита святителя Филарета (Дроздова) «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагов  веры!»  Особую актуальность обрели слова сии с началом горбачевской перестройки и в последующие лихие – девяностые годы.

        Знакомство с отцом Сергием вылилось в прочную, непреходящую приязнь. Как представляется, основой  дружбы с ним стали общая убежденность, взаимное уважение, единство целей, к  коим надлежит стремиться православному человеку.

        Отец Сергий первым из первых  вступил на стезю восстановления традиций православного окормления российского Хритолюбивого воинства.  Стал православным батюшкой для пограничников, моряков,  воинов внутренних войск, спецназовцев, ветеранов горячих  точек на карте России и  других мест ближнего и дальнего зарубежья. Он стал пионером благого делания на этом поприще.  Задолго до официального подписания соответствующих соглашений между высшими иерархами   РПЦ и верховным руководством Вооруженных Сил России.

          Помнятся первые крестные ходы, организованные протоиереем Сергием, устраиваемые на  ПСКРах «Ярославец» вдоль участка границы, охраняемом Хабаровским, Биробиджанским  и Бикинским  погранотрядами по Амуру и Уссури, с воздвижением поклонных крестов на заставах, в частях и подразделениях, с освящением пограничных кораблей и катеров. Во время этих деяний отца Сергия многие десятки, а, может быть, и сотни воинов, их домочадцев  приняли от него святое православное крещение.

         Позднее такие делания вошли в традицию и на других участках границы. И не только на Дальнем Востоке.   Но самым первым на благой этой дороге, бесспорно, был отец Сергий, ныне настоятель военного храма Святого Георгия Победоносца в поселке Сосновка под Хабаровском.
         Он первым возобновил практику Святой Иордани на Краснореченской протоке. Вошли в традицию ежегодные Крестные Ходы, ведомые протоиереем Сергием вокруг Богоспасаемого града Хабаровска. В них принимают участие многие православно верующие жители краевой столицы. На пограничном корабле  совершались  неоднократные Крестные Ходы и вниз по Амуру – до поселка Богородское.

        Июльскиий   2014-го года.Крестый  Ход вокруг Хабаровска был посвящен 700- летию святого Игумена Земли Русской  Преподобного Сергия Радонежского.

        За Богоугодные труды праведные по духовному окормлению воинов отец Сергий награжден   нагрудным знаком «Отличник пограничной службы» третьей степени.    Всероссийская общественная организация «Россия Православная» удостоила пастыря медали «Русская Земля».

        Отец Сергий, я бы сказал, не блещет особым красноречием. Но слушать его проповеди всегда стекается много православного народа. Людей покоряет его неподдельная искренность, глубокая убежденность в  правоте своих деяний.

                

Евгений Корякин, военный корреспондент, член СВГБ по ДВ региону, лауреат премии Московской городской организации союза писателей России "М.Ю. Лермонтов. 1814 - 1841"

Фото Андрея  Бичурова, члена СВГБ по ДВ региону