Святитель Лука исповедник, архиепископ Симферопольский

«Нет ничего нового под солнцем, но   
есть кое-что старое, чего мы не знаем».

Лоренс Питер
.

К большому сожалению, есть ещё очень много «кое-чего старого», о чём мы не знаем. Но если появляется желание пополнить свой скудный запас знаний, то  они могут черпаться ото всюду, откуда им появляться вроде бы нелогично.

Так, совсем недавно  мне довелось побывать у очень хорошего доктора  Маргариты Михайловны Васильевой, от которой  помимо высоко профессиональной консультации в связи с моим обращением по здоровью, я  впервые  услышала новое для меня имя - Святитель Лука. Он же  -  талантливый врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Более того, со слов Маргариты Михайловны, внук святителя Луки профессор Алексей Михайлович Войно-Ясенецкий, умнейший человек и талантливый врач, был её учителем и в настоящее время работает в 10-й городской больнице.


«Не обязательно быть ангелом,
чтобы   стать святым».

Альберт Швейцер
.   

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 году и прожил до 1961 года, немного не совпав по времени с нынешним старшим поколением. Его очень сложная жизнь была целиком и полностью заполнена высшим смыслом служения Богу и людям.
Отец его был ревностным католиком, часто ходил в костёл и подолгу молился дома. Мать была православной, но в церковь не ходила. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере.   
Вскоре семья переехала из Керчи в Киев. Валентин одновременно окончил Киевскую гимназию и Киевское художественное училище. Он хорошо рисовал, поэтому собирался поступать в Академию художеств, но, изменив свои планы, проучился год на юридическом факультете, а затем окончил с отличием медицинский факультет Киевского университета. Этим  размеренный период его жизни и закончился.

1904 г - война с Японией, Валентин Феликсович  работал в г.Чите заведующим хирургическим отделением госпиталя. Женился на сестре милосердия Анне Ланской, милой и набожной девушке.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губерний и проходил практику в Московских клиниках. Так сам решил: лечить простого мужика.
За это время им было сделано множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д.

1916 г .- защитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия», о которой его оппонент хирург Мартынов сказал: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил её». Получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого.

1917 г. - получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподавал в медицинской школе, преобразованной позже в медицинский факультет.

Вскоре  его постигло несчастье -  скончалась жена, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.
В.Ф.Войно-Ясенецкий, доверив воспитание детей очень надёжной женщине, продолжал напряжённую работу по развитию медицины. Именно он был одним из инициаторов создания Ташкентского университета и с 1920 года работал профессором топографической анатомии и оперативной хирургии в этом университете.
Хирургическое искусство, а с ним и известность профессора Войно-Ясенецкого всё возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем широкое признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса о его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приёмы больные шли непрерывным потоком.

Занимаясь лечением людей, сам он всё больше находил утешение в православной вере: изучал богословие, ближе сошёлся с духовенством, принимал участие в церковных делах.
Ташкентский епископ Иннокентий как-то сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». Ни минуты не размышляя, он ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

Рукоположение.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля – во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь профессором университета. В священном сане он не перестаёт оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.

1923 г. – волна обновленчества дошла и до Ташкента. Епископ Иннокентий покинул город, не передав никому кафедру. Отец Валентин вместе с протоиреем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, устроили съезд всех оставшихся священников и церковных старост.

В мае 1923 г. принял монашество с именем в честь святого апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.

Тайно, 12 мая 1923 г. хиротонисан во епископа.

Епископ Ташкентский и Туркестанский 

10 июня 1923 года был арестован   как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: связь с контрреволюционным казачеством и с английской разведкой.    В ташкентской тюрьме он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым труд «Очерки гнойной хирургии». В августе его отправили в московское ГПУ.

6 мая 1930 года - арестован   по делу о смерти  профессора И.П.Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. После года тюремного заключения был сослан на три года (без суда) в Архангельск.

В 1931-1933 годах живёт в Архангельске, ведёт амбулаторный приём больных ,  лечит в больнице с применением народных средств после должного их исследования. По окончанию ссылки он остался в Архангельске.

Весной 1934 года переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь заболевает лихорадкой, после неудачной операции   слепнет на один глаз. Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского института неотложной помощи. В этом же году ему удаётся издать «Очерки гнойной хирургии».

13 декабря 1937 года – новый арест. В тюрьме владыку допрашивают методом конвейера (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует высылка в Сибирь – село Большая Мурта Красноярского края.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года был доставлен в Красноярск.   Ссыльный хирург работал в местном эвакопункте, предназначенном для лечения раненых. Стал  лечить самых обречённых, с тяжёлыми ранениями. Буквально, жил в операционных, ежедневно сам делал по 5-6  сложных операций. Санитарки тайком кормили ссыльного хирурга. 

Вскоре был возведён в сан архиепископа. 27 декабря 1942 года  назначен на Красноярскую кафедру.       
В конце 1943 года переезжает в Тамбов, где ведёт активную работу в эвакогоспиталях, выступает с докладами, читает лекции для врачей.
В январе 1944 года назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Продолжает медицинскую работу (на его попечении 150 госпиталей).

Из воспоминаний  хирурга В.А.Полякова: «В один из воскресных дней 1944 года в Тамбове на совещании начальников и главных хирургов госпиталей Воронежского военного округа собралось много народа. Все расселись по своим местам…
Вдруг широко открылись обе двери, и в зал вошёл человек огромного роста в очках. Его седые волосы ниспадали до плеч. Лёгкая, белая, волнистая  борода лежала на груди. Губы под усами были крепко сжаты. Большие  руки перебирали чёрные матовые чётки.
Человек вошёл в зал и сел в первом ряду.  Председательствующий обратился к нему с просьбой занять  место в президиуме. Он поднялся, прошёл на подмостки и сел в предложенное ему кресло.
Это был профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий».

В 1944-1947 гг. он издал книгу «Поздние  резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». Кроме  множества трудов на медицинские темы, архиепископ Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания. В этот период он  завершает работу над большим богословским трудом «Дух, душа и тело», в котором разрабатывались вопросы о душе и духе человека, а также учение  Святого Писания о сердце, как органе богопознания.

В 1946 году  назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.  Несмотря на   то, что зрение его становилось всё хуже, в этот период он опубликовал три новые медицинские работы.
В 1958 году архиепископ Лука совсем ослеп.
Однако, по воспоминаниям современников, он продолжал служить: в храм входил без посторонней помощи, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем и произносил проникновенные проповеди. Ослепший пастырь не только продолжал управлять Симферопольской епархией, но и не отказывал в приёме больным, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил ещё в 1946 году, но продолжал помогать больным советами.
Епархией же он управлял до конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают, и диктовал свои работы.

Скончался Святитель Лука 11 июня 1961 года.  Похоронен на городском кладбище Симферополя.

О характере архиепископа Луки давались самые разноречивые отзывы. Человек, проживший такую долгую и трудную жизнь, до предела насыщенную самыми разнородными впечатлениями, мог проявлять себя по-разному. На вид был очень суровым, но когда начинал говорить, то лицо его менялось, светлело. Он не был ангелом. Это был человек, с неизбежными как у всякого человека недостатками, но в то же время стойкий и глубоко верующий, излучающий добро и правду.

Церковное почитание и награды.

В ноябре 1995 г. Указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых.

В августе 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был канонизирован для  общецерковного почитания.

В феврале 1945 г. предоставлено право ношения креста на клобуке.

Светские награды.

- Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
- Лауреат Сталинской премии 1 степени (февраль 1946), за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

«Святитель Лука благословил меня на долгую жизнь»

Из воспоминаний Н.А.Плиско, инвалида войны, 
прокурорского работника со стажем работы 40 лет.

Январь 2013 г, г.Хабаровск.

Мы беседовали с Николаем Андреевичем Плиско у него дома:

«После тяжёлого ранения в ногу, полученного мной в 1943 году во время боя на Синявских высотах, я был направлен в Канский военный госпиталь. Через два дня   мне должны были сделать операцию по удалению правой голени.
Один из раненых рассказал мне, что в Красноярске есть хирург – женщина, которая по новой методике оперирует подобные ранения: если  раздробленную ступню уже оставить невозможно, то стараются хотя бы  спасти голень.
Я отказался от операции в Канском госпитале и попросил направить меня в Красноярск. Это было сделано незамедлительно.

В Красноярском госпитале меня очень хорошо приняли, прооперировали, но через три дня операцию пришлось повторить, поскольку пошло нагноение и  повысилась температура. Обе операции проводила та самая женщина – хирург, о которой я был наслышан. Вторая операция тоже дала такое же осложнение.

Тогда  она, придя в палату, предупредила меня, что завтра меня осмотрит доктор, которого они специально привезут в свой госпиталь. Она сказала, чтобы меня не смущало то, что это будет священник. Он очень хороший врач, следовательно, поможет и мне, и медикам. Она убедила, что всё будет хорошо.
В назначенное время в палату вошёл  большой,   сурового вида человек. Он спросил, как меня зовут, сколько мне лет, посмотрел   мою прооперированную ногу, улыбнулся и душевным  голосом пообещал мне, что всё будет хорошо. Видимо, дал рекомендации врачам, и меня снова прооперировали. Но через два дня  повторилось то  же самое нагноение.

Съездили за ним ещё раз. Он не отказал, приехал, привёз какую-то мазь, повторно сам  меня оперировал. После операции он зашёл в палату, улыбнулся, что-то прошептал, видимо прочитал молитву, прикоснулся ко мне, сквозь очки пристально посмотрел мне в глаза и заговорил:

- Коля, у тебя всё будет хорошо, рана твоя заживёт, после этого ты сразу же поезжай в Иркутск,  для протезирования ноги. Коля, я тебе гарантирую очень  долгую жизнь».
После этого дело пошло на поправку.

Мне уже исполнился 91 год, а тогда было только – 19.  На всю жизнь запомнил этого человека, его душевную улыбку, мягкий, но уверенный голос. Я сразу поверил ему, хотя  знал о нём  только то, что рассказала мне мой врач. Это был профессор В.Ф.Войно-Ясенецкий, архиепископ Лука, благословение которого сопутствует мне всю мою жизнь».

Материалы подготовила В.И.Воейкова, лауреат международной 
литературной  премии имени Константина Симонова, член СВГБ.