Святые спасители России

Россия — крупнейшая ключевая страна Евразии,  являющаяся связующим звеном между Востоком и Западом.

До нее подобное положение — «на пересечении миров» — занимала древняя Византия, разрушенная турками в 15 веке.

Многие из принципов взаимоотношений Византии с окружающим миром перешли от нее к России.

От древней Византии — Второго Рима — перешло к России православие, составившее фундамент нашей культуры и менталитета.

Византийское влияние красной нитью проходит через всю нашу историю и культуру, у неё же мы позаимствовали славянскую письменность.

От византийской принцессы Софии Палеолог (супруги - Иоанна III) нашей Родине передалась прямая имперская преемственность и герб нашего Государства — двуглавый орел.

Даже государственное устройство наша Родина позаимствовала у Византии… 

Так почему же пала самая богатая и могущественная страна Византия, простояв более 1100 лет? Страна, создавшая стройную систему государственного управления; самую надежную в истории  финансовую систему; свою юриспруденцию и законодательство; дипломатию; школьное и высшее образование; инженерное и архитектурное искусство, которые были лучшими в мире.

Причин много, они были и внешними и внутренними:

1.      Первое и самое важное: Ослабление православной веры в связи с давлением на правящих императоров католического папства. Византийцы более 1000 лет блюли чистоту Православной веры, которая объединяла все нации и народы. С проникновением в страну разношерстных предпринимателей, в Византии начало распространяться язычество, католицизм, соблазнявшие аристократию. Зародившийся на подготовленной почве национализм разделил империю на враждующие друг с другом народы. Многонациональное  государство, скрепленное до этого одной верой и одним Духом стало разрушаться.

Последним и самым страшным ударом стала церковная уния, подчинившая византийскую Православную Церковь римскому папе. Очередная внешняя агрессия поставила Византию перед выбором – надеяться на Бога и на свои силы или поступиться вековыми принципами, на которых основывалось государство, но за это получить военную и экономическую помощь латинского Запада. В 1274 году Михаил Палеолог решился на коренную уступку Западу. Посланцы византийского императора в Лионе признали главенство римского папы. Но союз с Римом продлился недолго. Папа Римский требовал, чтобы Византия полностью изменилась по образцу Запада. Когда ожидаемых  изменений не произошло, то он призвал Европу к новому крестовому походу на Византию. Обращённые в униатство православные были объявлены плохими католиками. Византийцы должны были понять, что Западу нужно только полное и безоговорочное религиозное и политическое подчинение. Непогрешимым для византийцев должен был стать не только папа, но и сам Запад.

2.      Постепенное исчезновение вертикали власти. То есть исчезла последовательная, стабильная политика, передававшаяся от одного императора к другому.

3.      Разногласия и коррупция среди правящей элиты, интриганство против действующего монарха и его предательство в условиях нападения внешних врагов. Олигархи постепенно обзавелись целыми армиями под видом слуг и охраны и ввергали государство в гражданские войны. Все это происходило на фоне сильного разделения масс по благосостоянию: центр богател, провинции нищали.

4.      Демографическая проблема. Рождаемость у коренного населения постепенно падала. Империю стали заселять чуждые народы, уверенно вытесняя коренное православное население. На глазах происходила смена этнического состава страны. Но и это было не самым страшным, такое временами случалось и раньше. Катастрофа была в том, что народы, которые теперь вливались в империю, больше не становились православными, как раньше, а навсегда оставались чужими, агрессивными, враждебными… Пришельцы относились к Византии не как к своей новой родине, а как к потенциальной добыче, которая, рано или поздно, должна перейти в их руки. К образованию детей подключились иностранцы, презрительно относившиеся к национальной вере, культуре, истории и традициям. Молодёжь стала эмигрировать в чужие страны. Император Византии Фёдор IIпредрекал: «Отринутая наука станет врагом нашим и ополчится на нас». Предчувствия не обманули его. Во время последней осады Константинополя учёный-литейщик венгр Урбан предложил создать императору большие артиллерийские орудия, которые могли бы разметать турецкое войско. Но казна была пуста, а константинопольские богачи денег не дали. Не получив платы, оскорблённый учёный предложил свои услуги султану Мехмату. Султану Мехмату понравился план орудия, которое может сокрушить неприступные ворота, и он открыл неограниченное финансирование проекта. И, в конце концов, пушки Урбана, лучшего ученика византийской школы, решили судьбу Империи.

5.      Государство выпустило из своих рук контроль над торговлей и промышленностью. И, в конце концов, отдало свои торговые и экономические ресурсы иностранным предпринимателям. Проникновение иностранного капитала в экономику привело к ослаблению национальной валюты. Последний император допустил ошибку  и на самых невыгодных условиях подписал договор о вступлении в прообраз будущего ВТО -  Золотая булла. Договор оказался кабальным и выгодным только Западу. Разорились и попали под зависимость иностранцев все византийские предприниматели. Когда спохватились – было уже поздно… Народ утратил доверие к власти. Алкоголизм стал бичом мужского населения, на фоне которого происходило падение нравственности и крушение семейных ценностей.

6.      Ранее армия Империи состояла из национальных рекрутов, набранных и обученных  воинскому искусству. Со временем была создана профессиональная армия по западному образцу, а в критические моменты стали прибегать к чужеземной, наемной армии, которой были чужды национальные интересы. Она воевала, пока ей платили…

7.      Сильные внешние враги, которые с завистью смотрели на несметные богатства Византии. В 1204 году германские, французские и венецианские войска разграбили и сожгли Константинополь. При этом венецианцы объявили на весь мир, что восстанавливали попранную законность – права на свободную торговлю и боролись с режимом, отрицающим общеевропейские ценности. На Западе стал создаваться образ Византии как еретической империи зла. Но государство тогда устояло.

Византия пала 29 мая 1253 года. Последний император Константин Палеолог был убит завоевателями, а потомки великой Византии стали изгоями на своей собственной земле.

Погибла самая мощная и богатая империя всех веков и народов того времени, изменив особому, православному пути и собственным исконным ценностям.

У дореволюционной Росси и Византии много общего, как в развитии, так и гибели. Но есть и две особенности, то есть две личности, которые позволили России, в отличии от Византии, удержаться на краю пропасти и сохранить свою государственность и духовную идентичность.

Упразднение  Петром I патриаршества, после его путешествия в Европу, насильственное насаждение европейской культуры, духовное разложение аристократии, положило начало ослабления православия в России, чуть не закончившегося полным исчезновением её, как государства в ХХ веке.  

Петр IРоссийскую империю «переконструировал» по западноевропейскому образцу. Тем не менее (и это важно) она не утратила самого института царства, священного для Византии. Однако, встроив Россию в европейскую систему международных отношений, позаимствовав европейскую культуру и ценности, наша политическая элита того времени во главе с государем,  перестала быть носительницей идеи о Третьем Риме, идеи о России как о православном царстве, несущем свет православия миру.

К ХХ веку Россия подошла с расцерковленным общественным мировоззрением, после отмены закона об обязательном присутствии госслужащих на богослужении, в церквах осталось около 10 процентов от тогдашнего 145 миллионного населения России –  предательство Христа совершилось! И поэтому и православное государство, и его государь стали не нужны большинству населения страны.

Тогда почему, при разрушении российской монархии, в условиях мировой и гражданской войн на своей территории, иностранной интервенции, в условиях разрушения всех институтов, голода и разрухи, Россия устояла? Что или кто послужил удерживающим началом, тем духовным стержнем, благодаря которому сохранилось государство и Церковь, не смотря на гонения, на невероятные жертвы и вытравливание национальной памяти?

В этом году исполнилось сто лет со дня жестокого убийства царской семьи. О том, что это произойдет, Николаю II было известно заранее. Так почему же он не эмигрировал и не спас свою семью, хотя такая возможность была и не один раз? Почему он добровольно и осознанно готовился сам и готовил своих близких к терновому венцу в ипатьевской Голгофе? Что руководило и двигало последним русским императором? И ответом будет его горячая, беззаветная любовь к России, ответственность за свой народ, и готовность пожертвовать собой ради её сохранения.

Задолго до революционных событий 1917 года,  царь неоднократно получал предупреждения о грядущих грозных событиях. Среди них и православные святые, и зарубежные прозорливцы, записанные свидетелями, они дошли до наших дней в воспоминаниях, рассказах, остались в переписке подданных.

Насколько же сильна духом была семья православного монарха российского, насколько смиренны и послушны они были воле Божией, что их выбор служить отечеству остался неизменным ни после грозных предупреждений, ни после начала событий, предсказанных задолго до их начала.

Своим выбором между эмиграцией и мученическим венцом, в пользу последнего, они сохранили Россию от полного исчезновения, как это произошло с Византией. Ибо нет большего подвига, чем «положить жизнь за други своя». Добровольный и смиренный их выбор между возможностью спастись за рубежом и жертвой во имя её сохранения, был сделан  всей семьей последнего монарха единодушно.

Нами, потомками русских, того грозного, страшного времени, этот подвиг еще не осознан. Еще не принесено всенародное покаяние  за добровольное отвержение служения Христу. Покинутый своими подданными, ограбленный и оплёванный русский монарх принес в жертву себя и свою семью, положив её на алтарь будущего России.

Будучи наследником престола, в 1891 году, Николай II отправился в кругосветное путешествие, которое закончилось в Японии. 29 апреля по старому стилю на него было совершено покушение японским фанатиком. За несколько дней до этого, по воле случая, он встретился близ Киото с буддистским отшельником и предсказателем Теракуто. В воспоминаниях сопровождавшего Николая переводчика, маркиза Ито есть запись пророчества этого отшельника. Теракуто предсказал цесаревичу опасность для жизни: «Опасность витает над твоей главой, но смерть отступит, и трость будет сильнее меча, и трость засияет блеском». Действительно, фанатик ударил его мечом по голове, но второй удар предотвратил своей тростью сопровождавший цесаревича принц Георг. По возвращении в Санкт-Петербург, по распоряжению Александра III, эта трость была украшена множеством алмазов и действительно «воссияла». Менее известна вторая часть пророчества Теракуто: «...Великие скорби и потрясения ждут тебя и страну твою... Все будут против тебя… Ты принесешь жертву за весь свой народ, как искупитель за его безрассудства...». Все сопровождавшие его в те дни (еще до покушения) отмечали, что император был глубоко опечален.

Второе предсказание о своей насильственной смерти Николай II узнал в августе 1896 года, когда вскоре после коронации был со своей супругой Александрой с официальным визитом в Англии. О предсказании астролога Луиса Хамона, более известного под псевдонимом Кайро, российский Император узнал от принца Уэльского, будущего короля Великобритании. Дело в том, что принц незадолго до визита Николая II попросил известного астролога сделать прогноз для своих родственников. Кайро обладал особым талантом предсказывать естественную или иную смерть известных людей. Сам Луис Хамон умер в Калифорнии в 1936 году, точно в то время и в том месте, которые он сам себе предсказал. На листе с данными рождения Николая было написано: «Кто бы ни был этот человек, дата его рождения, числа и другие данные показывают, что в течение своей жизни он часто будет иметь дело с опасностью ужасов войны и кровопролития; что он сделает все от него зависящее, чтобы предотвратить это, но его Судьба настолько глубоко связана с такими вещами, что его имя будет скреплено с двумя самыми кровавыми и проклятыми войнами, которые были когда-либо известны, и что в конце II войны он потеряет все, что он любил больше всего; его семья будет вырезана и сам он будет насильственно убит» («Мемуары Хейро», 2008 год).

В третий раз император получил предупреждение на Родине. Из письма М.Ф. Герингер, урожд. Аделунг, обер-камерфрау Императрицы Александры Феодоровны: «В Гатчинском дворце, постоянном местопребывании Императора Павла I, когда он был Наследником, в анфиладе зал была одна небольшая зала, и в ней посередине на пьедестале стоял довольно большой узорчатый ларец с затейливыми украшениями. Ларец был заперт на ключ и опечатан. Вокруг ларца на четырех столбиках, на кольцах, был протянут толстый красный шелковый шнур, преграждавший к нему доступ зрителю. Было известно, что в этом ларце хранится нечто, что было положено вдовой Павла I, Императрицей Марией Феодоровной, и что ею было завещано открыть ларец и вынуть в нем хранящееся только тогда, когда исполнится сто лет со дня кончины Императора Павла I, и притом только тому, кто в тот год будет занимать Царский Престол в России. Павел Петрович скончался в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Государю Николаю Александровичу и выпал, таким образом, жребий вскрыть таинственный ларец и узнать, что в нем столь тщательно и таинственно охранялось от всяких, не исключая и царственных взоров.

В утро 12 марта 1901 года <....> и Государь и Государыня были очень оживленны и веселы, собираясь из Царскосельского Александровского дворца ехать в Гатчину вскрывать вековую тайну. К этой поездке они готовились как к праздничной интересной прогулке, обещавшей им доставить незаурядное развлечение. Поехали они веселы, но возвратились задумчивые и печальные, и о том, что обрели они в этом ларце, никому <....> ничего не сказали. После этой поездки <...>Государь стал поминать о 1918 годе как о роковом годе и для него лично, и для Династии».

В статье «Таинственное в жизни Государя Императора Николая II» её автор А. Д. Хмелевский писал: «Императору Павлу I Петровичу монах-прозорливец Авель сделал предсказание «О судьбах державы Российской», включительно до правнука его, каковым и являлся Император Николай II. Это пророческое предсказание было вложено в конверт с наложением личной печати Императора Павла I и с его собственноручной надписью: «Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины». Документ хранился в особой комнате Гатчинского дворца. Все Государи знали об этом, но никто не дерзнул нарушить волю предка. 11 марта 1901 года, когда исполнилось 100 лет согласно завещанию, Император Николай II с министром двора и лицами свиты прибыл в Гатчинский дворец и, после панихиды по Императоре Павле, вскрыл пакет, откуда он и узнал свою тернистую судьбу. Об этом пишущий эти строки знал еще в 1905 году».

Сведения о монахе-провидце Авеле приводит С. А. Нилус, ссылаясь на рассказ отца Н. в Оптиной Пустыни 26 июня 1909 г. Записав этот рассказ, он поведал широкой публике многие предсказания Авеля, вплоть до грозных событий 1918 года.

Сведения о монахе Авеле, собранные С.А. Нилусом, подтвердились недавно публикацией материалов следственного дела 1796 г. Крестьянин Василий Васильев (так звали в миру прозорливца) родился в 1757 г. в д. Окулово Тульской губернии, а умер в суздальском Спасо - Евфимиевом монастыре в 1841 г. ("Литературная Россия", 11.9.1992, с. 14)

Петр Николаевич Шабельский-Борк (1896-1952) в начале 1930-х издал под псевдонимом Кирибеевич  историческое сказание «Вещий инок» об Авеле. В этом сказании были описаны судьбы России и царского престола вплоть до судьбы России во времена правления Николая II, предсказанные Авелем: «На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, мировая... По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонной друг друга истреблять начнут. Измена же будет расти и умножаться. Накануне победы рухнет Трон Царский. Кровь и слезы напоят сырую землю. Мужик с топором возьмет в безумии власть, и наступит воистину казнь египетская...»

Это и другие предсказания, несомненно, предопределили поведение Николая II вплоть до мученического конца, о котором он был предупреждён.

Французский посол при Русском Дворе Морис Палеолог писал: «Это было в 1909 году. Однажды Столыпин предлагает Государю важную меру внутренней политики. Задумчиво выслушав его, Николай II делает движение скептическое, беззаботное, - движение, которое как бы говорит: «Это ли, или что другое, не все равно?!» Наконец он говорит тоном глубокой грусти:

- Мне, Петр Аркадьевич, не удается ничего из того, что я предпринимаю. Столыпин протестует. Тогда Царь у него спрашивает:

- Читали ли вы жития Святых?

- Да, по крайней мере, частью, так как, если не ошибаюсь, этот труд содержит около двадцати томов.

- Знаете ли вы также, когда день моего рождения?

- Разве я мог бы его не знать? 6 мая.

- А какого Святого праздник в этот день?

- Простите, Государь, не помню!

- Иова Многострадального.

- Слава Богу! Царствование Вашего Величества завершается со славой, так как Иов, смиренно претерпев самые ужасные испытания, был вознагражден благословением Божиим и благополучием.

- Нет, поверьте мне, Петр Аркадьевич, у меня более, чем предчувствие, у меня в этом глубокая уверенность: я обречен на страшные испытания; но я не получу моей награды здесь, на земле. Сколько раз применял я к себе слова Иова: «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов 3,25).

Государь и Государыня как никто знали, что погибнет вся семья.

Государь пытался изменить начертанное пророками. В 1905 году, после поражения, как и было предсказано Серафимом Саровским, в русско-японской войне, собрал всех архиереев, пользуясь своим правом Главы Церкви, и спросил у них: «А что если я приму ангельский (монашеский) чин и вам патриархом стану?». Митрополит Сергий пишет: «И мы промолчали». Государь резко повернулся и вышел.

Государь до 1918 года не беспокоился за свою жизнь. И когда снаряд из пушки Петропавловской крепости пролетел у него над головой, ранив жандарма Романова, сказав лишь перепуганным свидетелям свершившегося: «Еще не восемнадцатый!». И когда 16 километров в одиночестве шел в полном солдатском новом обмундировании, проверяя его на удобство, и когда брал на фронт своего больного сына, сидел с ним в окопах, ходил под снарядами... «Еще не восемнадцатый», - был его ответ. Все знали это. Великие Князья Его осуждали за это, считая слабым и суеверным. Они же ничего не знали о многочисленных предсказаниях пророков и не догадывались о безусловной покорности Государя воле Божией. Впоследствии, уже после революции, Временное Правительство предлагало ему, а затем Царице с детьми, выехать к родственникам за рубеж. «Мы будем с нашим народом», - был ответ.

20 июля 1903 года на торжествах прославления в Сарове, Николаю II было вручено послание прославленного святого земли Русской, преподобного Серафима Саровского, в пустынь к которому ездил еще его прапрадед Александр I. Запечатанный конверт передала вдова секретаря («служки») преподобного, Елена Ивановна Мотовилова, которой было уже 80 лет. Письмо было адресовано Николаю II. Неизвестно, что было в письме. По свидетельству очевидцев, Николай спрятал этот толстый пакет за борт мундира и сказал, что вечером прочитает. И они с императрицей Александрой после этого поехали к прославленной блаженной Паше Саровской, с большой свитой, со всеми великими князьями.

Но что же было в письме Серафима Саровского? Вероятно, вечером Николай II прочитал послание Серафима. Журнал Валаамского общества Америки «Русский паломник» сообщал в 1990 году: «Княгиня Наталья Владимировна Урусова была в переписке с Е. Ю. Концевич, которая нам оставила письма, равно как и Воспоминания покойной княгини. Вот что сообщается ею: «Я знаю о пророчестве преподобного Серафима о падении и восстановлении России; я лично это знаю. Когда в начале 1918 года горел Ярославль и я бежала с детьми в Сергиев Посад, то там познакомилась с графом Олсуфьевым, еще сравнительно молодым. Он для спасения каких-то документов, должных быть уничтоженными дьявольской силой большевизма, сумел устроиться при библиотеке Троице-Сергиевой Академии. Вскоре был расстрелян. Он принес мне однажды для прочтения письмо, со словами: «Это я храню, как зеницу ока». Письмо, пожелтелое от времени, с сильно полинявшими чернилами, было написано собственноручно преподобным Серафимом Саровским – Мотовилову. В письме было предсказание о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было в нем сказано и о помиловании и спасении России».

Из рассказа Игумена Серафима Путятина, 1920 г.: «Современная великая подвижница-прозорливица, Саровская Прасковья Ивановна, жившая последние годы жизни в Дивееве, а до сего несколько десятков лет в лесу, начавшая свои подвиги ещё при жизни преподобного Серафима... Летом 1903 года в Дивееве состоялись торжества по случаю канонизации Серафима Саровского, где присутствовал и император. В монастыре в то время жила известная на всю Россию юродивая блаженная Паша Саровская. Когда государь со свитой пожаловал в ее келью, она внезапно сказала: «Пусть только царь с царицей останутся». Вышли все, кроме послушницы. Игуменья выходила последней и слышала, как Параскева Ивановна, обращаясь к царствующим особам, сказала: «Садитесь». Государь оглянулся и, увидев, что негде сесть, смутился, а блаженная говорит им: «Садитесь на пол». И они сели… Царственные особы сели на пол и выслушали юродивую. Что ответили они блаженной, выслушав о судьбе России и династии, о возможности гибели их самих и своих детей, осталось только между ними, но после этого посещения, блаженная портреты Царя, Царицы и Семьи поставила в передний угол с иконами и молилась на них наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные мученики, молите Бога о нас.»

 «…Прозорливица при мне несколько раз целовала портреты Царя и семьи, ставила их с иконами, молясь им как святым мученикам. Потом горько заплакала. Эти иносказательные поступки понимались мною тогда, как переживаемые великие скорби Царя и Семьи, связанные с войной…

Только теперь мне представляется более ясным, как Богом было открыто этой праведнице всё грядущее грозное испытание уклонившемуся от Истины русскому народу. …Целуя портреты Царя и Семьи, прозорливица говорила, что это её родные, милые, с которыми скоро будет вместе жить…»

Одно из последних предсказаний (по воспоминаниям Вырубовой А.А.- фрейлины императрицы) было сделано Александре Федоровне 11 декабря 1916 года при посещении ею в Новгороде Десятинного монастыря, старица которого Мария Михайловна (ей было 116 лет), протянув к ней руки, произнесла: «Вот идет Мученица – Царица Александра».

О трагическом конце последней царской семьи много раз говорил и Распутин, оболганный врагами России и того и нынешнего времени и подло убитый (о загримированном под Распутина актёре, о его «двойнике», своим поведением умышленно дискредитировавшего его писал в свих мемуарах М.В. Родзянко, преподаватель царских детей Пьер Жильяр, писательница Н.А.Теффи), но это другая тема о травле приближенных к царю людей.

Многие современники, близко общавшиеся с царской семьей, отмечали также, что Николай был как бы совершенно спокоен при разных событиях, как внутренних, так и международных, даже неожиданно для всех окружающих. Вероятно, это спокойствие можно объяснить невероятным смирением и покорностью Божией воле.

В заключение хочется сказать,  что Николай II, готовился к своему подвигу много лет, готовил свою супругу, детей. Это было их общим осознанным решением, ведь он много раз повторял своим подданным,  что склоняется перед волей Божьей, и молится о судьбе России, и готов принести себя в жертву ради нее, ради нашего с вами будущего.

Возможно, Николай II был единственным в истории Императором, который знал свою судьбу и знал год своей гибели (и гибели всей своей семьи). Вся вторая половина его царствования (после марта 1905 года) прошла под невидимым более никому (кроме Александры Федоровны) знаком этих роковых пророчеств. Именно этим знанием, а не «слабостью» объясняются многие факты его царствования и жизни Царской семьи. Николай Александрович и Александра Федоровна делали, что должны были делать, но знали что будет…

Более того, царские дети тоже были вовлечены в служение отечеству (девочки всегда были помощницами матери, например, они трудились во время Первой мировой войны вместе с ней медсестрами и санитарками в госпитале), имели высокий нравственный и духовный облик.  Протоиерей Афанасий Беляев, исповедовавший Царских детей, писал: «Впечатление (от исповеди) получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи — страстной и греховной — меня привело в изумление».

Показания одного из членов конвоя в Екатеринбурге, который охранял царскую семью в Ипатьевском доме: «Я не умею рассказать про характеры царской семьи, потому что я человек неучёный,  но я скажу как могу. Я скажу про них просто: это была самая святая и чистая Семья».

Священник Сторожев, причащавший царскую семью накануне расстрела, рассказывал следователю Николаю Соколову, что когда во время обедницы, отец диакон по ошибке запел «со святыми упокой», все члены царской семьи молча опустились на колени и отслужили заупокойную по себе самим.

Незадолго до революции государь сказал генералу В.П. Никольскому: «Я знаю, что положение очень тревожное… Мы все должны думать не обо мне лично, а о России. Только бы Господь её сохранил!»

Вышесказанное позволяет взглянуть на их жизнь и судьбу более объективно и склонить голову перед последним русским императором, который, нашел в себе силы сначала царствовать, зная о грядущих событиях, а потом достойно принять мученический конец.

«Русская православная церковь канонизировала императора Николая II и его семью за то, что они поставили нравственные идеалы выше царской короны», заявил патриарх Кирилл на открытии Рождественских чтений в 2018 году.

И еще об одном подвиге нельзя не вспомнить, который несомненно повлиял на судьбу России.

В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество,  подготовка к которому шла все царствование императора Николая II. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного перерыва она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя. Это - Сам Господь явил в трудные для России  времена, когда рушились вековые и колебались государственные устои, когда вокруг царил хаос и отчаяние, грандиозную по историческим масштабам личность, малопонятную и не оцененную по достоинству его современниками.

На Патриарший Престол посредством жребия был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новое «смутное время».

Из трёх кандидатов на патриарший престол он не был самым учёным, не был самым известным, но оказался самым добрым. Святитель Тихон был неизменно ласков, мягок и доброжелателен, по воспоминаниям современников, он излучал  любовь. В то же время кроткий монах-молитвенник обладал качествами опытного администратора и мудрого церковного политика, а в стоянии за веру и Церковь проявлял непоколебимую твердость и непреклонность, подобно своим великим предшественникам на Московской кафедре  -  святителям Филиппу, Ионе и Гермогену.

Князь Евгений Трубецкой так сказал о патриархе: «никто не подозревал о той необычайной духовной силе, которая таилась в этом скромном и смиренном облике… Обнаружилось, что с добротою нежной любящей души в нем сочетается несокрушимая твердость…»

Даже и в наши дни трудно по существу оценить величие и красоту подвига и святости Патриарха Тихона. Это подобно тому, как великую гору можно окинуть взглядом только с достаточно большого расстояния. Вблизи не видна вся грандиозность её. Так и величайшие люди делаются более понятными и более видными по прошествии достаточно большого времени. И чем значительнее человек, чем больше он, тем больше требуется времени, чтобы его увидеть и оценить.

«Отныне на меня возлагается попечение о всех Церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни», - пророчески произнес вновь избранный Святитель. Трудность патриаршего служения в эти годы состояла не только в кровавом разгуле богоборческой власти, но и в том, что значительная часть русского народа впала в небывалую смуту, забыв свою присягу Помазаннику Божию. Это проявилось и у части духовенства, готового "реформировать" Церковь по указке властей (обновленцы). Патриарх понимал, что преодолеть эту духовную болезнь невозможно было одною силою оружия, а лишь на пути страдания и покаяния...

Ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, а также предстояло сделать всё возможное, чтобы сохранить православие в тяжёлый период лихолетья. В одном из первых своих посланий он заявил, что Православная Церковь не является участницей политической борьбы; святитель обязал духовенство воздерживаться от каких-либо политических акций. Но большевики рассматривали Церковь как одного из основных противников и объявили все духовенство контрреволюционным.

В условиях разгоравшейся гражданской войны, жестокого давления на верующих со стороны Советской власти и нараставшего раскола внутри Церкви, святитель Тихон стал центром притяжения и единства всех православных верующих, он сумел в изменившихся условиях организовать новую систему церковного управления и прилагал большие усилия для налаживания нормальных отношений с большевистскими правителями ради выживания Церкви.

Первыми жертвами начатой борьбы против Церкви стали зверски убитый в Царском селе в октябре 1917 г. протоиерей Иоанн Кочуров (ранее служивший вместе с Патриархом Тихоном в Америке) и расстрелянный в Киеве в январе 1918 г. митрополит Киевский Владимир (Богоявленский).  В феврале 1918 г. Патриарх Тихон выпустил резкое по тону послание, в котором отлучил от церковного общения всех проливающих невинную кровь и  призвал всех верных чад Церкви встать на ее защиту.

В годы гражданской войны многие священнослужители, монахи и монахини были зверски замучены: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причащали» расплавленным свинцом, топили в прорубях, сажали на кол. Летом 1918 года в Екатеринбурге была убита Царская семья: последний российский император Николай II, его супруга Александра Федоровна и их пятеро детей – Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия, Алексей. В то же время погибла от рук убийц сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна.  Святейший патриарх Тихон чуть ли не единственный, кто не побоялся публично осудить расстрел царя и его семьи и благословил священнослужителей молиться об их упокоении.

Бесстрашно звучали  гневные слова анафемы святителя: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной... Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Таинам Христовым, анафематствуем вас, если только носите вы еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной... Вы обещали свободу... Великое благо – свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали; во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств, грабежей заключается дарованная вами свобода...

Все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52) – это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющим себя “народными” комиссарами...»

Мог ли Святейший Патриарх не понимать, какую лютую ненависть богоборцев накликает на себя этим мужественным исповеданием истины? Обличая одно из мрачнейших злодеяний большевизма – убийство Царской Семьи, святитель Тихон писал: «Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело... Пусть нас за это называют контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть...»

Власти сразу стали искать поводы к преследованию Предстоятеля. По приказу Ульянова В.И. (Ленина)  было объявлено об изъятии всех церковных ценностей в виду того, что Церковь якобы укрывает от страдающего народа свои богатства. В секретной инструкции Ленина говорилось: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет, ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, патриарх Тихон благословил жертвовать церковные ценности, но выступил против посягательств на святыни. Принудительное изъятие церковных ценностей встретило активное сопротивление верующих. Во время кампании по их изъятию погибло множество мирян и представителей духовенства. В разных городах были организованы показательные судебные процессы. Только в Москве и Петрограде было вынесено 14 смертных приговоров. Среди расстрелянных по этому делу – митрополит Петроградский Вениамин (Казанский).

В июне 1919 года и в декабре 1923 года  были предприняты попытки убийства святителя, при втором покушении мученически погиб его келейник Яков Полозов. Когда ворвались вооруженные бандиты, Яков Сергеевич закрыл собой патриарха и был убит пятью пулями.

В конечном итоге святителя арестовали, и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года он находился в заточении в московском Даниловом монастыре и во внутренней тюрьме на Лубянке.  Там, отрезанный от внешнего мира, вслушиваясь в мерные звуки уверенных шагов своих тюремщиков, святитель Тихон понял: тщетны надежды на скорое крушение большевизма. Эту жестокую власть Правосудный Господь на многие десятилетия попустил многогрешному русскому народу. И Предстоятелю распятой Церкви Российской оставалось одно: в безбожном государстве любой ценой выгородить для вверенного ему народа Божия хотя бы малый остров благодати, где люди могли бы молиться, приобщаться Животворящих Христовых Таин, спасаться для вечности.

А чекисты, ядовито усмехаясь, сообщали святителю Тихону зловещие «новости церковной жизни». К власти над Церковью рвались еретики-обновленцы, присягнувшие на верность «революционным идеалам» и кощунственно называвшие Христа Спасителя «первым коммунистом». Эти новоявленные иуды посягали на канонические основы русского Православия: собирались учреждать женатый епископат и второбрачное духовенство, переходить на григорианский календарь, ликвидировать святые мощи, упразднять монастыри.

В отношении самого святителя Тихона «разбойничье соборище» еретиков вынесло постановление: лишить Патриарха Тихона сана и монашества и аннулировать Патриаршество как явление монархическое и контрреволюционное. А на страницах большевистских «Известий» обновленцы требовали кровавой расправы над Патриархом и епископатом, хранящим верность Православию. Чекисты сообщали святителю Тихону, что в руках обновленцев якобы уже находятся все храмы, а за ними будто бы уже идет весь верующий люд России.

Всё патриаршество святейшего Тихона  было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Святейший сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.

В первую годовщину Октябрьского переворота Патриарх опубликовал обличительное обращение к Совнаркому:

«Реками политая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды... Великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.

Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевляющее их сознание, что "больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други свои" (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационалом...

Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы, однако, безпрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете?

Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции.

Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир...»

Такие обличительные, смелые слова мог сказать только воин.

Именно поэтому в списке врагов советской власти, опубликованном в одном из номеров газеты «Известия», Патриарх Тихон значился под номером один.

После арестов, многочисленных изматывающих допросов, постоянных переживаний за паству, неимоверно тяжелых усилий, положенных на установление приемлемых для Церкви отношений с Советской властью, сердце патриарха не выдержало. В возрасте 60 лет на Благовещение 1925 года Святейший Патриарх Тихон почил.  Последние слова патриарха Тихона: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная, темная».  Эти слова были пророческими – период гонений на Церковь продолжался более 70 лет.

Заслуги Святейшего перед Российской Церковью неисчислимы.

Благодаря выработанной Святейшим линии взаимоотношений с властями, Церковь была спасена от гибели и получила передышку до новых потрясений эпохи «воинствующего безбожия».

Когда стала возрождаться монашеская жизнь в Донском монастыре, одной из первых просьб, с которой немногочисленная тогда братия обители обратилась к своему настоятелю Патриарху Алексию II, было прошение о поисках мощей святителя Тихона. Святейший с радостью благословил монахов на эти труды. Ведь по слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти, опасаясь, что мощи Патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы и сожгли в крематории. По другим сведениям, останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокоены на Немецком кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали: понимая, что власти могут надругаться над останками Патриарха, монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе Донского монастыря.

В феврале 1992 года, после многодневных поисков и разочарований, трудами монахов был найден склеп патриарха Тихона.  Несмотря на то, что в склепе была очень высокая влажность, тело Патриарха Тихона, пролежав в земле шестьдесят семь лет, сохранилось почти полностью. Примечательно, что одна из панагий — наперсных икон, символов архиерейской власти, покоившаяся на груди святителя Тихона, была сделана из кости мамонта, но полностью превратилась в прах.

Так были обретены и выставлены верующим для поклонения мощи великого мученика за веру, патриарха Тихона!

Россия во времена последних гонений на церковь явила целый сонм новомучеников за веру!

Бог посылает в этот мир Своих святых, богатырей духа, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви, которые необходимы миру, чтобы устоять в истине, чтобы не потерять различение добра и зла, чтобы духовно не погибнуть.

Известных и малоизвестных, а зачастую и безвестных, которые молятся на небесах за Россию!

Подвиг царя Николая, его семьи сохранил Россию как государство, а русских как нацию. А подвиг святителя Тихона сохранили православную душу России - ее Церковь.

В этом главное отличие развития событий при крушении монархии в России от своей духовной наставницы Византии. Поэтому царь Николай  и святитель Тихон наши национальные герои и спасители.

Их молитвами да хранит Господь землю Русскую!!!

 

Екатерина Казакова