Встать на колени перед женщиной – это так естественно для русского человека, это у нас в крови

Как бы мне найти человека,
забывшего про слова, -
и с ним поговорить.

Обычно вступительное слово к интервью пишут священники нашей епархии, но к беседе с иереем Игорем Пихотой мне бы хотелось оставить именно такой эпиграф. Почему? Надеюсь, дорогие мои читатели, Вы все сами поймете, дочитав до конца.

Иерей Игорь Пихота, клирик храма святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы (г. Хабаровск)
Родился 22 мая 1955 г., с. Очеретовка, Одесская область. Крешён в 1956 г.
1962-1972 г. - обучение в средней школе.
1972-1973 г. - поступил в Ярославское зенитно-ракетное училище ПВО (отчислен по состоянию здоровья)
1973-1979г. - Одесский институт инженеров морского флота (специальность инженер-механник)
1990-1995 г. - Одесский государственный экономический университет (специальность экономист)
1981*1983 г - Второй секретарь ванинского райкома комсомола.
1983-1987 г. - инструктор организационного отдела Раздельнянского  райисполкома компартии Украины
1987 -1991 г. - председатель колхоза им. Петровского с. Гаевка, Раздельнянского р-на, Одесской области.
1991- 1995 г. - управляющий Раздельнянским управление Сбербанка Украины.
Женат, имеет троих детей и троих внуков.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

- Родина начинается с матери! Родина не может существовать без твоего прихода в этот мир. И то, как ты приходишь, к кому ты приходишь, в какие условия ты приходишь... Уже все потом развивается. Поэтому родина всегда начинается с матери! Женщина, которая олицетворяет любовь, защиту, молитву.

Моя родина - это моя мама, как я уже сказал.

Особые слова о моей матери. О ее терпении, стойкости, мудрости и любви. Я понимаю, там дальше за ней и в ней все женщины нашего рода. Моя бабушка Марфа из Белоруссии, перенесшая столько горя и военного лихолетья в Белорусских лесах и болотах. Моя прабабушка Ефросинья, которая спасая внучку, легла на немецкую гранату. Вырастившая девятерых детей без мужа. В ней было столько сил, любви к жизни и очень красивый голос. Никто так не пел красиво в деревне. О доброте моей другой прабабушки Марии из Мордовии знали все. Моя бабушка Лукерья из Украины пережила страшный голод 1933 года, но спасла всех четырех сыновей от голодной смерти. Господь дал быть рядом с ней, когда она умирала. Она обнимала меня и все время повторяла: «Прости мене, сынку, прости мене».

Что давало им силу? Силу выжить, силу терпения, терпения запредельного?

Уходя в лес, спасая детей от немцев, бабушка Марфа за пазухой спасала самое главное - икону Распятия Христа, так говорит моя мама.

У нас в семье мало говорили о Боге, но теперь я понимаю, что Им жили.

Не было никакой другой возможности спасти свою душу, не отдав ее Господу в молитве, в слезах, в  покаянии. При этом с таким трепетом передать все это нам своей жизнью.

Упокой Господи души их. А моей маме дай силы достойно донести свой крест.
Так хочется ее еще раз увидеть.

Мужчины - христиане - православные, берегите своих женщин! Не убивайте их своим предательством, как Адам предал Еву, не взяв ответственность на себя. Ведь наше отношение к женщине - это наши дети. Это наша любовь к Богу. Для русского человека идеал материнства, идеал любви, стойкости, веры и терпения - Богородица, молитвами которой все мы и спасаемся, и пока еще живем. Поэтому встать на колени пред женщиной - это так естественно для русского человека, это у нас в крови.

А если говорить территориально, то моя родина - это Одесская область, село Очеретовка, по-русски Комышовка. На берегу Лимана, на границе Украины с Приднестровьем, 70 км к Одессе и 40 км к Тирасполю. Места удивительные, очень красивые, очень плодородные, обильные на урожай, устроенные.

Родился в 1955 году, по тем временам, как я помню, это были добротные улицы, каменные дома, очень широкие, усаженные аллеями акаций, которые имели потрясающий запах.

Часть нашего села была лепрозорием, где жили прокаженные. Это был вот такой бич Божий - такие прокаженные. И я с самого раннего детства видел этих людей.

Я очень любил те дни, когда во время каникул отец брал меня с собой на простой маленькой тачанке с лошадкой в сад, на баштан, на виноградники. Лошадку звали Дончик. Я очень любил смотреть, как отец общается с людьми. Авторитет моего отца для меня заключался в его общении с людьми. Потом уже это выразилось в отцовское наставление. Он всегда говорил: «Ты всегда должен уважать человека, даже самого последнего человека ты должен называть по имени и отчеству. Ты должен всегда обращаться к нему, как к человеку»!

Мне всегда нравилось, как он разговаривал с людьми, для меня и   это было откровением.

Моя душа с ранних лет это воспринимала и впитывала. Отец  был депутатом сельского совета,  к нему всегда почему-то люди
приходили со всеми семейными конфликтами. И очень много судеб, очень много семей, очень много людей прошло через него.

И когда он почил в 95 году, только тогда я реально почувствовал, как уважительно люди относились к моему отцу. Для меня это была самая большая награда, да даже больше всяких наград и медалей, какие только есть.

-Как вы считаете, понятие патриотизма и христианства совместимы?

- Вы знаете, у нас сейчас такое словоблудие. Часто начинается с того, что если люди говорят о какой-то тематике или о какой-то части знаний, сразу договариваются о каком-то понятийном аппарате. Сейчас такие слова обширного употребления как «патриотизм» и   «христианство» - они настолько непонятны, что человек может говорить совершенно о другом,    думая при этом о третьем.

Патриотизм, как определение, для многих разное.  В лучшем случае понятия патриотизма и христианства очень созвучны. Мы уже начали с вопроса «с чего начинается Родина?»  Думаю, что для человека, которого родила мать, который родился в таком месте, где все связанно с его переживаниями, связанно с историей его семьи, его рода - конечно, для него это все понятие увязывается в таком слове, как «патриотизм» и он дорожит этим местом. И ты даже подспудно понимаешь, что его туда тянет. В таких местах наворачиваются слезы, очищается душа. Тут твоя колыбель.

- Вас тянет на Родину?

- Конечно. Мы часто перезваниваемся с моим хорошим товарищем и некогда наставником, через которого прошло мое воцерковление, протоиереем Петром Дутчаком. Он является благочинным, настоятелем храма свт. Николая в городе Раздельное. Он отпевал моего внука, и для меня он родной человек, как и многие священники там. Вот эти мои товарищи не видели меня с момента рукоположения. Мы мечтаем встретиться и все вместе помолиться. А для меня это будет самый счастливый момент, когда я смогу приехать и помолиться с моими братьями.

И еще помолиться на могиле моего отца. Часто думаю о том, что, приехав туда, первым делом пойду на могилу моего отца и отслужу панихиду. Это то, что я могу сделать для него. Помолиться и рассказать, поделиться с ним тем состоянием моей души, в котором я сейчас нахожусь.

Почему я не уеду? Конечно, я бы мог купить билет и уехать. Но нет, потому что я солдат. Священнослужитель - это солдат, воин Христов, воин Божий. Любой человек, который становится на путь православной христианской веры, становится воином Христовым. И когда в Новом Завете читаем, что наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной, то мы понимаем, насколько велико значение человека - христианина. И тем более священника. Это, прежде всего, воин. А если ты воин, то ты должен быть обязательно человеком дисциплинированным, ответственным. Быть человеком, который понимает, что не соблюдая это, ты оказываешься один на одни с врагом, которому ничего не стоит тебя просто раздавить, уничтожить. Преподобный Серафим говорил всегда, что если бы Господь попустил, то сатана бы одним мизинцем весь земной шар истребил бы. Наша сила - это быть с Богом. Сила в осознании того, что есть Церковь торжествующая, Церковь воинствующая на земле, в осознании того, что мы все составляем тело Христово. А если мы тело Христово, то каждый член этого тела должен выполнять все свои функции. Это порука того, что мы будем с Господом, что мы не уподобимся своей гордыне, тщеславию, не изберем свой собственный путь. Поэтому здесь появляются такие монашеские, аскетические правила, как послушание.

СЕМЬЯ

- Великая радость - наши дети. Бог дал нам с женой Натальей троих: две дочери и сын. В народе говорят, что, представ перед Богом, первый вопрос, на который придется ответить, это как ты воспитал детей? Говорить можно все. Но вот они рядом, и ответ на этот вопрос - это их жизнь, их вера, их любовь к Богу, переданная словами, кровью, твоей жизнью.

Я очень во многом виноват перед своей женой и детьми. Всегда прошу у них прошения. И, только начиная учиться любить Бога, понимаю, насколько они дороги мне. Всегда чувствую их молитвы, любовь. И подтверждение в этом нахожу в нашем общении, которое сейчас столь непродолжительно.

Прошу прощения и у своих внуков, их у нас трое.

Благодарю Бога за внука младенца Виктора, которого с нами нет. Но появление которого в нашей жизни объединило и сплотило нашу семью. Наш ангелочек прожил всего 1 год и 6 месяцев. Уходя от нас, он предсказал дедушке его дальнейшую жизнь. Перед операцией на сердце, а у него был сложный порок сердца, отслужили молебен о здравии, и он трижды поклонился и поцеловал руку, что было очень удивительно. А сейчас, спустя 6 лет, обрело смысл, когда Господь сподобил принять священничество.

Берегите младенцев, детей. Их сердце жестоко ранит все неустройства семейные. Надо остановить в себе все дьявольские напасти и искушения, результатом которых является детский и подростковый суицид.

Нам надо понять, насколько больно общество, где матери могут выбрасывать из окон своих детей, где насилуют, убивают, издеваются.

Это ли не крайний предел терпения Божия? В чем и какое наше будущее ожидает всех нас?

Обычно, когда наступает ропот, я вспоминаю смерть своего внука. Какие бы помыслы меня не посещали, я сверяю это с моими ощущениями тогда. Для меня Бог есть любовь. Нет ничего больше и важнее в этой жизни. И все, что со мной происходит - это то, что Бог есть любовь.

Я всегда вспоминаю тельце этого маленького человека. Я захожу в морг, я знаю, что мне все придется делать самому. Я вижу его тело в морге, хочу его взять на руки и не могу, потому что тело примерзло к алюминиевому столу. И когда я это вспоминаю, то что бы со мной не происходило: ропот ли, или автоматические какие-то движения по отношению к вере - то это все уходит куда -то далеко-далеко.

Тогда со мной в морг зашел молодой священник. Он стоял и рыдал. Я подошел, чтобы его успокоить, когда услышал его слова (которые звучат в моей голове всякий раз, когда меня посещают ропотные мысли), слова, которые он повторял все время: «Сволочи, какие мы все сволочи!»
И когда на меня нахлынет ропот, то я всегда вспоминаю эти слова... «Сволочи!»

- А как же «Бог есть любовь»   и смерть младенца?

- Верить нужно с чувством покаяния. Сердцем это легко понять. В тот момент, когда человек принимает для себя решение познавать добро и зло, и стать, как Бог, то и Господь, согласившись с этим решением, предупредил при этом человека, что будет очень тяжело. И когда человек приходит в мир - он ведь и приходит для того, чтобы понять добро и зло. И постигая это, если он постигает и познает это в Боге, то у него появляется духовный стержень, который не дает ему развалиться при первой же сложной ситуации. А что значит для человека познать добро и зло? Это ведь не посмотреть телевизор, не поиграть в компьютерные игры - все это познание нужно пропустить через свое сердце. А это настолько больно, это настолько скорбно. Но если ты это все пережил и вернулся к Господу, несмотря ни на что, то тогда притча о блудном сыне не переживается, как фильм, а чувствуется всей своей плотью, костями своими, и всем своим нутром, что: «Господи, согрешил пред Тобою и пред Небом, и не достоин называться сыном». Вот тогда начинают происходить удивительные вещи, тогда сердце начинает по иному оценивать все происходящее.

Путь русского человека всегда был скорбен и тяжел, потому, что избрал он царствие небесное, а не царствие земное. Об этом очень сильно сказал святитель Николай Сербский в речи в 32 году в Белграде в день крещения Руси. Он сказал: мы не знаем насколько мы должны быть благодарны русскому народу, потому что он за нас душу свою положил, как за други своя. И он приводит пример первой мировой войны, когда за Сербию вступилась Россия.

СВЯЩЕНСТВО

Священство - рукоположение, таинство. Все было настолько сконцентрировано, вся жизнь слилась в одну точку, пульсирующую в голове. И только слова владыки-митрополита: «Проси  у Господа, чем хочет жить душа».

И вырвались изнутри вся боль, слезы свои и всех тех, кто жизнью своей привел тебя в этот миг.

Чего хочу? Чем хочу жить? Что просить?

Господи, дай прикоснуться к Твоей ЛЮБВИ, научи меня ЛЮБИТЬ, Господи. Хотя бы маленькую частичку Любви истинной, той, которая Ты, Господи!

- Первый раз в Хабаровской епархии я появился в ноябре 2011 года. С декабря начал оседать, 1 декабря - иподиакон, 7 января рукоположение во диаконы, и 15 января в день памяти Серафима Саровского, в Серафимо-Саровском храме - в иерея.

- Отец Игорь, ну, это послужной список, а другое – любовь прихожан?

- Да, я первый раз от вас слышу, что прихожане меня любят. (смеется)
Этот вопрос можно осветить с двух сторон. Если с мирской стороны, то для нас очень важно, когда мы можем себя контролировать, когда мы контролируем слова свои, дела свои, даже когда в помышлениях стараемся себя контролировать. Взвешиваем себя. И тут у нас чисто мирское смирение, что я не лучше, но и не хуже, чем другие. Я и греховен, во мне есть что-то такое, и поступки и слова, и мысли, но я и не хуже других. Я стараюсь быть на уровне, соответствовать каким-то нравственным запросам общества, не нарушать нормы, быть культурным, образованным.

Но как только мы касаемся духовной жизни, мы понимаем, что тут поставлено все «с ног на голову». Тут кто так считает, успехов в духовной жизни добиться не может. Глубины духовной жизни достичь тяжело. Тут мы встречаемся с совершенно другим типом смирения: я хуже всех. Но понятно, что декларирование того, что я хуже всех - это может стать таким посильным напоминаем себе о том, к чему я должен стремиться.

- Опять-таки, это же может быть вызвано и искусственно?

- Ну, естественно. Вот человек подогнал себе облачко или нимб, что он многогрешен. Да, и так может быть. Но с другой стороны, «помни день свой последний - и во веки не согрешишь».

- Вы помните это?

- Знаете, с трудом. С трудом удается (смеется). Всегда все-таки ловлю себя на мысли, что-то мне понравилось, кто-то мне сказал лестные слова, кто-то подарочек сделал. О батюшке многие заботятся, подарочки делают, разное бывает. Но в принципе ты понимаешь, что люди идут не к тебе, а идут может быть к человеку, который по милости Божьей, по Его любви все-таки на стезе стоит образа и подобия Божия. Именно в выражении духовного состояния - вот это люди очень тонко чувствуют. Иногда даже диву даешься, почему так к тебе относятся, особенно если ты действительно мало знаешь человека. Ты можешь его совсем не знать, ты может его вообще первый раз встретил, а он к тебе уже с таким трепетом, с таким состоянием подходит, и вдруг чувствуешь эту любовь. И тут начинаешь думать: если это мне, так за что? Я недостоин. А потом начинаешь размышлять и понимаешь: ты же служитель Церкви. Ты священник, и что это все не тебе, а все Господу.

- Очень хорошо, что Вы это трезво понимаете, сегодня многие отцы об этом не догадываются.

- Мне владыка посоветовал почитать перед рукоположением многих  святых отцов: Иоанна Кронштадского, Антония Сурожского, Иоанна Маслова. И самое главное, что все они хотели сказать, что все-таки начало пасторского служения должно быть связанно с определения «кто ты, вступающий на этот путь, что от тебя зависит?» С понимания того, что Господь строго спрашивает с такого человека. Священническое служение без милости Божьей - оно практически невозможно и неподъемно.

МОНАШЕСТВО

- Монашество, для меня лично, - это результат. Я сейчас рясофорный послушник. Рясофорный послушник - это тот, кто может носить клобук, но обеты еще не давал. Если для человека монашество - это органическое выражение всех мечтаний, стремлений, болей, страданий, его жизненного пути, то наверное понимаешь, что ничего не может быть выше того, что Господь дает это понимание, это разумение, дает возможность до конца пройти по этому пути.

Поэтому, конечно, монашество, послушание нестяжания, целомудрия - я не давал этих обетов, но вся моя жизнь меня к этому подводит. Самое главное послушание для меня: если я буду монахом, то это, конечно, выражение моего желания, моего стремления, но принять это все как волю Божию. Если она есть, то принимаю и иду. А если ее нет, значит надо как-то по-другому.

- А в каком монастыре вы трудились?

- Свято-Георгиевский монастырь, Калужская епархия, город Мещовск. Это рядом с Оптиной, игумен монастыря отец Георгий (Евдачев). Он один из немногих, кто показал мне красоту монашества, ну и, конечно, красоту во всей ее полноте мне показал мой духовник архимандрит Серафим (Звягин).

- А у меня вопрос, из Калужской  епархии всегда такие выходят? Вы второй человек из этой епархии, который говорит мне о монашестве с такой любовью. Первой была игуменья Антония, настоятельница  Свято-Петропавлоского монастыря (г. Хабаровск). А приехала она к нам тоже из Калужской епархии, там ее монастырь, в котором прошло ее становление.

- Да, я знаю. Мы с ней никогда не встречались, о чем я очень сожалею.

Но благословение мы брали у одного человека на то, чтобы оказаться здесь - это схиархимандрит Илий. Я думаю, мы увидимся, просто еще не время.

- А чему вы научились у монахов?

- Мы часто не обращаем внимания на то, чего мы хотим. Но если мы только обратим, и если мы молимся, заканчивая молитву словами «Господи, да будет воля Твоя!» - вот когда человек с самого начала закладывает этот фундамент взаимоотношений с Господом. И если он идет этим путем, то обязательно Господь вразумляет: а правильно ли ты идешь? Действительно ли ты хочешь исполнить Мою волю? Твое желание ты можешь принять, можешь не принять. Но понятно, что проявления промысла и воли Божией по отношению к человеку - это то, о чем можно только мечтать. А мы, к сожалению, упираемся и не пытаемся даже понять, что такое воля Божия.
Как она выражается, в каких обстоятельствах. И поэтому так безразличны к своему внутреннему миру. Куда нужно обратить особое внимание? На наши помыслы, наши мысли. Как они приходят, откуда они приходят. Аскетика духовная - она нам все четко описывает и показывает, как все происходит.
Господь разговаривает с нами в тихом ветерке, в легком дуновении - наша задача услышать Его.
Я понимаю, что монастырь - это то место, где особо остро обнажается вся наша греховность, все наше нажитое в миру. В монастыре, оно как гнойная рана вскрывается и обнажается. Человек даже не задумывается о том, что он из себя представляет, живя в миру. В монастыре обнажаются все наши пороки. Монастырь - это то место, где человек начинает ощущать и понимать насколько он болен, насколько он греховен.

МОМЕНТ ВЫБОРА

- Венец этого выбора, а с кем ты? С Богом или с...

- Это состояния обыкновенного человека смертного. Услышать в себе это желание, разобраться в нем. Понять, почему ты такой, почему такая неустроенность, почему существует внутреннее противоречие, почему ты так страдаешь, мучаешься - и вот понимание всего этого и приводит тебя к принятию правильного выбора.
Когда ты читаешь святых отцов, то через них Господь говорит, что душа разрывается между Богом, которого она ищет, которого она любит и между кем-то еще.

- Что Вы считаете своим главным достижением?

- Господь позволил мне, открыл мне, великому грешнику, понимание того, что мы все предаем Бога: своими умными словами, своими речами красивыми, своей жизнью. Мы предаем, предаем и предаем. И несем крест наших праотцев Адама и Евы, которые предали Господа. И для нас это великий урок и понимание, что по отношению к Богу наша жизнь - это предательство.

- Как бы вы хотели умереть?

- Смерть - это венец. На могиле у Григория Сковороды, основоположника русской религиозной философии, было написано «Мир ловил меня, но не поймал». У Амвросия Оптинского на могиле написаны слова: «для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
Есть еще один христианин, от Православия может далекий, но я над его словами всегда думаю. Это философ испанский Мигель Дауномуно: «У смерти выскользну из рук, умру, уйдя от вечной боли: ведь я всерьёз был жизнью болен, а жизнь - смертельнейший недуг».
Когда мы обращаемся ко Христу, Он нам говорит «Дерзайте, яко Аз победил мир»...
Счастье православного человека в том, что есть Тот, кто за него умер.

- Какую добродетель Вы цените выше всего?

- Не осуди!

- Ваше любимое слово?

- Прости!


Беседовала Юлия Алексеева

Из газеты о православной жизни "Образ и подобие" № 5 (10) 2012г