«МЫ МНОГИЕ ГОДЫ ЗАНИМАЛИСЬ РАЗРУШЕНИЕМ СТРАНЫ»

Рубрика:  

Станислав ГОВОРУХИН:

Знаменитый режиссёр - об Украине, интеллигентах и врагах Отечества

«Художник, в час великой пробы

не опустись до мелкой злобы,

не стань Отечеству чужой.

Да, эмиграция есть драма,

но в жизни нет срамнее срама,

чем эмигрировать душой».

Е. ЕВТУШЕНКО, 1970 г.

 

Тема ответственности творческой интеллигенции за свою нравственную позицию, отношения к происходящему в мире всегда волновала поэтов, писателей, режиссеров. Так было во времена А. Пушкина, А. Грибоедова, Ф. Тютчева, так было в «советскую эпоху», что наглядно демонстрирует творчество В. Маяковского, С. Есенина, а в дальнейшем Е. Евтушенко, А. Вознесенского, А. Дементьева. Она приобрела особую остроту сегодня, когда в сложной для России ситуации художник делает свой выбор, решает, на чьей стороне ему быть.

Станислав Говорухин родился в 1936 г. в Свердловской обл. Кинорежиссёр, сценарист, актёр, народный артист РФ, председатель Комитета Госдумы по культуре. Снял фильмы «Место встречи изменить нельзя». «Десять негритят», «Так жить нельзя» и другие.

Украина стала, по сути, госсобственностью США. Запад бросил все силы, чтобы изолировать Россию. Не окажемся ли мы снова за железным занавесом на долгие годы?

Когда существовал железный занавес, у нас была могучая держава! Я считаю правильным отгородиться хоть немножко от враждебного Запада и перестать им навязывать свою дружбу. Они никогда нашими друзьями не были. Нас только Гитлер и объединил с Европой на 5 лет...

Стремление США к мировому господству это же не простые слова! А экономисты объяснили бы поведение Америки по-другому теми огромными долгами, которые есть у Штатов. И единственный способ для них получить новые рынки войнушку развязать! Сегодня Россия практически единственная страна в мире, которая пытается противостоять фашизму. Запад в силу своей тупости не знает историю Украины и даже не догадывается, видимо, где она находится. Уж американцы точно! Их Псаки постоянно отправляет 6-й американский флот к берегам Белоруссии, у которой озёр много, а моря ни одного! Презираю бездарных и глупых людей.

Знаете, с чем я столкнулась, Станислав Сергеевич? Мы в России полагаем: всё, что происходит на Украине, замысел США. А вот многие украинцы уверены: это коварные козни Кремля.

Если бы это был замысел Кремля, мы бы вкладывали в пропаганду всего российского на Украине огромные деньги. Мы бы развивали дружбу народов. Мы бы не продавали им газ, а давали бесплатно, чтобы избежать войны и сохранить Украину. А мы бросили её, как отрезанный ломоть. За 25 прошедших со времён развала Союза лет упустили всё. Американцы же в это время посылали туда учебники, организовывали фонды. И постепенно выросло поколение, полностью ненавидящее москалей. Сегодня нужно переоценить и по-новому взглянуть на деятельность Лукашенко. Если бы в Белоруссии президентом был не он, а, допустим, Ющенко или Янукович, там произошло бы то же самое, что и на Украине. Если не хуже!

Хотя... Разве нам всё это время было до Украины? Мы многие годы занимались разрушением собственной страны, уничтожением всего самого хорошего, что было создано предыдущими поколениями. С последствиями нашествия гитлеровцев мы справились за 5-6 лет. А то, что наделали с 1987го по 2000-е, не восстановить и за 50 лет…

Как гражданин, я понимаю: мы поссорились с Украиной на всю жизнь.

Думаете, не помиримся?

Такую кровь не смоешь. Может, через 100 лет и помиримся, если Земля ещё будет существовать. Но на отрезок моей оставшейся жизни я прекрасно понимаю, что уже не поеду ни в Киев, ни в Харьков... А Одесса… Я с брезгливостью отношусь к городу. К горожанам, которые позволили сделать с собой такое. В Одессе же миллион с лишним жителей! Трусливый народ одесситы. Я их хорошо знаю... Такое невозможно было бы в Севастополе там каждый бы взял тесак, топор, ружьё. Есть народы, которые не запугаешь. Чеченцы. Или керченцы. Мужественные, сильные. И вся история их такова. А одесситы заткнулись, испугались и сидят... И постепенно меняют свои взгляды. Зомбируются понемногу и тоже рассказывают про москалей, которые воюют с Украиной...

«Кто хотел присоединения Крыма пожинайте теперь плоды и проблемы. Визы теперь во многие страны не получите, сыров французских не купите...», такие разговоры сейчас гуляют среди нашей интеллигенции.

(Очень иронично.) Какая трагедия! Сыра не будет! Жили же как-то без него. Зато был вкуснейший сулугуни, молдавские сыры, адыгейские. Скажите, какие такие «проблемы» начались с присоединением Крыма? У кого? Бред какой-то... Это всё московская тусовка мутит воду. Визы и раньше не давали многим нашим. Молодым девушкам, например, в Америку или Канаду боятся, что наши там замуж выйдут и останутся. Они не хотят улучшать породу. Хотят оставаться такими же толстозадыми уродами и дальше.

Только наша интеллигенция и бизнесмены рассуждают на тему «зачем нам нужен был Крым?». Простой народ так не говорит. А что в Крыму говорят, знаете? Я только что оттуда... Главный вопрос: «А вы нас обратно не отдадите?» Всё остальное для них мелочи жизни...

Интеллигенция наша... Она вся, честно говоря, не просто антипутинская... Они враги Отечества. 80 процентов. В силу своей проституированности. И всегда были проститутками.

Вы говорите такие страшные вещи!.. Интеллигенция-то вроде должна нести доброе, светлое...

Да ну что вы. Поступки нашей интеллигенции для страны абсолютно разрушительны. Россия была разрушена не в результате Октябрьского переворота, а в результате Февральской революции. Всё погибло именно в феврале 1917-го... Ну и кто организовал эту революцию? Интеллигенция! Их первых на штыки и подняли тогда же... А сейчас? Вот наши кинематографисты, например. Какая самая востребованная тема на западных фестивалях уже много-много лет? «Россия в дерьме». Тут даже примеры фильмов не надо приводить! Все до единой картины про «это»... Если тема есть, фильм пойдёт на западном фестивале. Если он ещё и сделан мастером, обязательно получит премию.

Нельзя так!

А для чего наши кинематографисты снимают такое?

Чтобы приз получить. Имя. Даже студенты ВГИКа сразу готовят себя для фестивалей международных. Пытаются показать: «Я не такой, как все, я либеральный». А на деле оказываются как все.

В Интернете ходят какие-то отвратительные стишки о России. И наши интеллигенты аж животики надрывают над тем, что «мы без любви не даём» и т. д... Нельзя так про свою родину говорить... Есть юмор, а есть ёрничество. И ёрничество в этой ситуации отвратительно...

Я очень рад, что участвовал в Фестивале российского искусства в Каннах. Они уже 16 лет демонстрируют иностранной публике произведения, которые раскрывают настоящую русскую душу... В этом году фестиваль был посвящён 100-летию начала Первой мировой войны. Я присутствовал на панихиде по всем русским воинам, погибшим в годы Первой мировой войны, которые похоронены на кладбище Гран-Жас. Также была потрясающая выставка уникальных документов и фотографий «Россия в Первой мировой войне: героизм, самопожертвование, милосердие». Важно помнить, кто мы, откуда мы... Всё строится на памяти, на опыте предыдущих поколений.

Знаете, что такое для меня патриотизм? Нужно относиться к своей родине, как к своей матери. У неё много недостатков. Не всегда она правильно себя ведёт. Но она мать!

P.S. И в продолжении темы о творческой интеллигенции хотелось бы упомянуть широко обсуждаемый в последнее время фильм Звягинцева «Левиафан», удостоившийся всевозможных наград на Западе. Вот когда смотришь советские фильмы, то видишь работу режиссера, видишь, как он радуется находке, видишь его работу с актерами. Наблюдаешь и раскрытие образа в процессе работы, и понимаешь, что это - творческий продукт. В «Левиафане» творческого продукта нет. Есть только успешная работа оператора, снимающего скалы и море. В «Левиафане» нет сердца. И вопрос, почему герои поступают так, а не иначе, быстро теряет смысл. Они делают так, как нужно Звягинцеву, они иллюстрируют его идеи - кроме фигуры режиссера, в фильме просто никого нет. А режиссер не дает собственным персонажам задышать, потому что бездыханные они лучше встраиваются в его кинополотно с пейзажами и тщательно пережеванными идеями. В фильм, где подросткам приходится жечь костры непременно на руинах старой церкви, где образ свинства проиллюстрирован свиньями, где рожи чиновников укоризненно смонтированы рядом с крупным планом Иисуса Христа.

И возникает чувство,что Звягинцев сделал фильм «по заказу» американских хозяев, чтобы показать миру, как в России все плохо: у нас одни продажные чиновники-бандиты, лживые священники и само православие, люди - безвольные и тупые, постоянно пьющие водяру и предающиеся греху. Неудивительно, что фильм на Западе «оценили». Еще один камень в российский огород!

Только мы-то в России знаем, что все не так плохо, что большинство наших людей - добрые, умные, сильные, верующие, пусть и не в Бога, но в справедливость. Хочется верить, что в России вновь появятся великие режиссеры, не чета Звягинцеву, которые начнут снимать действительно киношедевры, а не чернуху вроде «Левиафана». Так для кого же снял свой фильм Звягинцев, какой аудитории он адресован? НИКАКОЙ, разве что западной, потому как у нормального российского зрителя фильм, кроме омерзения, не вызывает никаких чувств.

 

Материал подготовила майор О. ЕРОФЕЕВА.

Газета Совета ветеранов УФСБ по Самарской области «Самарские сослуживцы» № 2 (3) февраль 2015