От моря до моря

Рубрика:  

Семейная хроника      

       Когда-то давно – в той  жизни, в 1982 году,  мой отец и младший брат перегоняли на Южный Урал  приобретенную на Дальнем Востоке автомашину «Жигули» последней модели. Дороги до Читы не было и часть пути они проехали на железнодорожной платформе в салоне автомобиля. Сложная была у них дорога и долгая. В последующие годы при редких встречах в нашей семье. . . .

это путешествие очень часто обсуждалось. Оно запало в душу и не только мне, в то время офицеру-пограничнику, но и моему  сыну. Вся профессиональная деятельность у меня была связана с постоянным нахождением на службе. В семье моих родителей именно их личный пример позволил поднять и дать достойное воспитание и образование нам, четверым детям – между собой мы были всегда очень дружными. Окончив начальную школу в селе, мы  далее уже проживали вне семьи – в школьном интернате райцентра, далеко от дома,  а дома бывали лишь на выходных и в каникулы.  

       Воспитание такое было в семье из поколения в поколение: уважение к старшим, к своим корням, к родине, любовь и дружба со сверстниками. Мои родители, братья и моя сестра – очень доброжелательные люди. К сожалению, старший брат Михаил – образец доброты и света, уже только в памяти. С ним связаны воспоминания о моем детстве,  именно он приучил меня любить природу.  Он рано ушел из жизни, в 53 года. Сказалась  более, чем 10-летняя служба подводником в Северном морском флоте, увольнялся он мичманом. Родители наши имели активную жизненную позицию: оба – участники войны, люди публичные. После войны отец – председатель колхоза. Мама – директор сельской школы и сама учитель, самый уважаемый на селе человек. И для нас, их детей - это было ежедневно и очевидно. Отношения мои с братом и его семьей, с сестрой и ее близкими остаются такими же теплыми и светлыми, как это было в детстве и в юности.  

       К осуществлению своей мечты мы шли долго. И настало время – принимать решение, мы его приняли весной текущего года. Получив такое воспитание в семье, я не мог иначе воспитывать своих детей и своих внуков. Я рад, что мои внуки – патриоты своей родины. Автопробег мы решили посвятить предстоящему столетию погранвойск, посетить места службы, где проживала моя семья, родные сибирские просторы, где каждая точка на карте что-то значит в истории страны, а порой и в истории нашей семьи. Наша семья  -  сложный конгломерат национальных корней из различных мест великой и большой родины. Запланировали начать  долгий путь на Ворошиловской морской батарее  и закончить на Новодвинской морской батарее – от Японского  моря до Белого моря. Пребывание, хоть и краткое, в православных храмах – обязательное условие пробега.

       Посещение родных мест на Южном Урале тоже состоялось: мой сын стал крестным отцом маленького Макара, внука моего младшего брата,  именно в день нашего посещения города Кургана. Всего один день нахождения в родном городе был посвящен именно этому. Но прежде мы посетили могилу родителей и старшего брата – они лежат рядом. Впервые с нами у могил своих предков был мой внук шестилетний Ерофей. Город Курган, ранее бывший в сердце страны, стал волею истории – приграничным городом, городом пограничников. Так мы ехали по стране – вдоль ее границ. Со старшим внуком моей сестры, Никитой, студентом уральского вуза, общение было по пути в Екатеринбург. Из-за краткости пребывания в Кургане, мы его взяли с собой до Екатеринбурга, чтобы дети пообщались  хотя бы  в дороге несколько часов. Такой был и есть ориентир в воспитании детей – личный пример. Важно, чтобы они не выросли людьми, не помнящими своего родства, своих корней. Именно поэтому мы и решили организовать такой автопробег, и в такой мужской компании: отец-сын-внук.

        Мысль совершить путешествие «От моря до моря»  возникла не вдруг. Мы вынашивали идею несколько лет, мой сын мечтал проехать на автомобиле по стране  с юности. Предпосылками к выработке такого именно маршрута были и посещение Русского острова в Приморье, и изучение исторических мест на Русском Севере,  совершенные в предшествующие годы старшими участниками нашей маленькой экспедиции. Оба мы желали показать Ерофею, какая наша страна большая, и как ее охраняют пограничники и моряки. Интерес  к пограничной службе внук проявляет давно: расспрашивает меня о пограничниках, о жизни на заставе, слушает и поет пограничные песни. И не было предела его радости, когда сам начальник заставы протянул ему руку, разрешил примерить пограничную фуражку. Малыш увидел учебный выезд тревожной группы,  погладил собственными руками розыскную собаку, видел собаку «в работе». Он ел солдатскую кашу, спал на офицерской кровати и увидел своим мальчишеским взглядом столько много заставских мелочей, которые, возможно, повлияют во взрослой жизни на выбор профессии.  

       Как я уже отметил, свой автопробег решили посвятить предстоящему столетию погранвойск. Флаг ветеранской организации и благословление на дорогу от председателя СВГБ С.В. Чернухина  я получил накануне отъезда во Владивосток.  Именно Владивосток, Русский остров, Ворошиловская батарея  -  стартовая точка маршрута. Из аэропорта Артема, куда 11 августа ранним утром прилетели московским рейсом сын и внук, направились на Русский остров к Ворошиловской морской батарее.

       В помещениях на несколько этажей вглубь земли оборудован музей, есть документы и предметы, которые сохранились со времен Русско-японской войны 1905г., музейные экспонаты советского Тихоокеанского флота. На острове имеется замкнутая сеть оборонительных сооружений, которые можно посетить. Провести интересно время в познании истории Тихоокеанского флота и особенностей всех войн, которые состоялись на данной территории – это мечта многих, кто желает побольше узнать об истории русского Дальнего Востока.   

 

Фото №0 - Автор статьи

Фото №№1,2

       Автомагистрали в районе города Владивостока  заслуживают  всяческих похвал: необходимые разметки, условия для обгона и безопасного движения, обеспечение надлежащего скоростного режима  - всё присутствует.  Движение по автостраде Владивосток-Хабаровск, это около 800 км, заняло 11 часов. Останавливались в районе озера у санатория с. Шмаковка, где произрастают знаменитые лотосы. Само по себе явление уникальное. Но вокруг -  грязь и  безобразие. 

       В то же время огромное эстетическое удовольствие доставило преодоление перевалов в южной части Хабаровского края – живописные виды, сюжеты для полотен самых взыскательных художников!

       По приезду из Владивостока в Хабаровске втроем поехали на встречу  с председателем Совета ветеранов пограничной службы по Хабаровскому краю и ЕАО В.В. Хромовым, вместе с ним посетили памятные места пограничного округа. Затем состоялась встреча с председателем и членами СВГБ, которые поддержали нас в таком начинании.   

 

Фото №№ 3,4

       В Хабаровске участники похода выбрали для посещения  уникальный музей Железнодорожного моста. Возможно, подобные музеи, связанные с историей железной дороги,  есть и в других частях света. Но наш Хабаровский открытый музей следует посетить в первую очередь.  Не забываемы минуты общения с историями жизни первых представителей цивилизации на дальневосточной земле! Не говоря уже о том, что вам предоставят возможность потрогать руками и первые транспортные средства, и продемонстрируют в развитии замечательную эпоху паровозостроения, которая приблизила российский Дальний Восток к Европе. 

       При обсуждении вопросов по уточнению  плана  дальнейшего маршрута  присутствовал и младший участник похода – Ерофей. Он давно знаком с картой страны, а зимой и весной этого года со своим отцом они регулярно «путешествовали» по карте от Владивостока до Архангельска. После встречи с членами СВГБ С.Чернухиным, В.Беловым и Ф.Меликовым было решено посетить  пограничную заставу Поярково Райчихинского погранотряда и, если удастся – Райчихинский погранотряд. Из Хабаровска выехали ранним утром  15 августа.

 

Фото №5

       По пути следования старались обратить внимание Ерофея не только на красоты земли нашей, но и прежде всего, на сохранение патриотических традиций  тех городов и сел, которые мы запланировали посетить. За время пути Ерофей четко усвоил, что путешествие – это посещение достопримечательных мест.

       Достопримечательным местом для нашей семьи является пограничная застава поселка Поярково в Амурской области. В Поярково мы встретились с гражданской семьей, один из членов которой в период моего пребывания на службе, был членом добровольного общества друзей пограничников. И осуществили главную цель приезда в пос. Поярково – посещение пограничной заставы, где в 1979-1982гг я был начальником.  На заставе многое осталось прежним: тот же корпус заставы, плац, те же  сосны – только значительно подросшие, сохранились пограничные традиции и такой знакомый текст при постановке приказа: «Приказываю выйти на охрану Государственной границы…».  Сохранился питомник. И ночевали мы в доме, где когда-то жила моя семья, в доме, куда в 1981 году из роддома я привез своего новорожденного сына.  Это навевает воспоминания о том времени, когда еще никто из нас не болел, и все в стране были счастливы, и страна была великая.  Я был и остался патриотом своей родины. Когда  привез сына и внука на заставу – именно это  им и хотел продемонстрировать: добрые воспоминания о пограничной службе. Встречали нас ветеран погранвойск А.А. Сучков и начальник заставы капитан О.А. Пилипенко.  Кстати,  на заставу в Поярково я тоже пришел капитаном.  Такое вот наглядное воспитание любви к своей родине. Любимая песня малыша: «На границе тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят, у высоких берегов Амура часовые родины стоят». В последнее время еще одна песня волнует юнца: «Погранзастава, погранзастава - кому почет, кому покой, кому-то слава. Погранзастава  по периметру страны. Мы на посту, мы в состоянии войны».  

 

Фото №6

       На пограничной заставе мы провели несколько часов. Погранзастава - такое название мне ближе. Сейчас официальное название этой точки – линейное отделение.  Возвращаясь в прошлое, я  не думаю о временных, проходящих ценностях. Для меня важна основа, стержень, который с молоком матери появился и остался на все годы – это моя страна, оборонять и защищать которую от внешних врагов необходимо ежедневно. В этом была моя служба. В этом заключается служба пришедших на смену мне начальника заставы и его подчиненных. Надежно они прикрывают свой участок границы, им это удается с учетом изменившихся технологий и способов охраны границы. Не стоит критиковать время, в котором мы живем. Надо уметь приспособиться к требованиям, которые это время выдвигает,  и сохранить преемственность поколений. Эта преемственность, прежде всего, состоит в чувстве патриотизма, сохранившемся в новом поколении пограничников. Да и зеленая фуражка, о которой писал в одном из своих стихотворений известный военный журналист-пограничник В.Захаров, по-прежнему у пограничников в чести.  

       В 1975 году непросто было принять решение возглавить  заставу с.Чесноково Райчихинского погранотряда, но стать начальником заставы в свои 24 года  в тот момент был, если честно, готов. К руководству заставой был подготовлен своим командиром,  начальником погранзаставы с.Калинино,  Борисом Поповым.  Он на тот момент поступил в академию имени Фрунзе и его вот-вот должны были откомандировать  на  учебу в столицу. Меня планировали на его место, моя должность при нём была – заместитель начальника заставы по боевой подготовке и  мне приходилось  регулярно в отсутствие руководителя исполнять обязанности начальника заставы. Принимать решение возглавить  пограничную заставу, где случилось ЧП, пришлось внезапно, времени на раздумье было лишь несколько часов: надо было немедленно выезжать к людям, к подчиненным, к бойцам. Начальником пограничного отряда тогда был И.Г.Попенко, а начальником штаба – А.М.Филонов.  Непосредственно это решение давалось трудно: взять на себя такую ответственность было непросто. Я согласился, посоветовавшись со своей будущей супругой, которой уже сделал предложение. Своим согласием принять заставу с ЧП очень расстроил Б.Н. Попова. О нем следует рассказать подробнее. Получив академическое военное образование, понимал, что перед ним открылись большие перспективы в пограничной службе. Он был командиром  отдельного пограничного полка в Берлине, когда рухнула Берлинская стена. И мне очень жаль, что такой грамотный  военный специалист, оказался невостребованным в новом государстве. Судьба свела меня с еще одним моим командиром –   А.А. Новиковым,  начальником пограничной комендатуры. Такой структуры в пограничных подразделениях сейчас не существует.  Он –  ветеран погранвойск, прошедший Афганистан, настоящий боевой офицер с академическим образованием. Воспоминания о сослуживцах, во время посещения заставы и отряда пришли ко мне,  и я рассказывал о своих сослуживцах сыну и внуку.   

       К пограничной службе я был готов, и к службе  на Дальнем Востоке, где служили в годы войны мои родители, тоже. На Урале многие служили в погранвойсках,  и это было престижно – быть призванным в погранвойска. Два родных дяди и мой двоюродный брат по линии матери служили в погранвойсках. Самый старший пограничник из семьи, родной брат моей матери Порфирий Фатеев,  пропал без вести в 1943 году на Ленинградском фронте.  Его поиски, которые вел его отец и мой дед Степан,  не увенчались успехом. Еще до призыва я приобрел навыки владеть оружием, разгадывать следы, понимать природные явления, любить природу  – этому меня научил мой старший брат. Призвали меня на срочную службу в погранвойска в период развивающихся конфликтов на дальневосточной границе в 1969 году. Началось укрепление пограничных рубежей, строились новые заставы, не хватало офицерских кадров. Я был как раз среди тех офицеров, которые после окончания школы сержантского состава  обучались по ускоренной программе в погранучилищах, получая звание младших лейтенантов, приступали к должности заместителя начальника пограничной заставы по боевой подготовке в 19 лет. Именно в этом возрасте я, как и другие выпускники,  стал заместителем начальника пограничной заставы.  Трудно было первое время в общении с ребятами-одногодками: они – рядовые, а я – офицер. Но они же мне и помогали  - с некоторыми из них мы учились в школе сержантского состава, ехали в одном поезде призывниками, отношения были доброжелательными. Мне  помогали более опытные офицеры:  начальник заставы Ю.М.Сафонов, замполит Б.Н. Попов, который был всего на два года старше меня. И я  стремился повысить уровень своей подготовки, поднять образовательную планку, поэтому, ещё будучи офицером,  я окончил юридический вуз. По моим стопам пробовали пойти несколько ребят из последующего поколения наших родственников, отслужили срочную пограничную службу, но дальше этого не пошел никто. Так что пограничники в роду продолжаются.  

       Дальневосточный отрезок пути оказался не самым лучшим. Во-первых, сложно было остановиться где-либо в достойном месте на ночлег.  Нет пока должного гостиничного сервиса  ни в Сковородино, ни на станции «Ерофей Павлович», ни в Могоча. Ночевали в основном в машине. Во-вторых, проблемы с общественным питанием. Очень тяжелые участки дороги, находящиеся в ремонте,  от  Сковородино км 200-300 в сторону Читы. Самое интересное, что на практически новой  дороге установлены знаки ограничения скорости до 70-50 километров в час, а на въездах в города – установлены  регистраторы дорожного движения, фиксирующие скоростные нарушения. То есть вместо содержания дороги в должном порядке, ограничивается скорость движения. Приходилось быть предельно внимательным, чтобы не оказаться среди нарушителей и «штрафников».   По территории Сибири - хорошая  дорога, и сервис -  на   уровне. Если на Дальневосточной трассе мы никак не могли устроиться в гостинице на ночлег, то уже после Читы с этим проблем не было. Даже при отсутствии  мест на всех участников группы, нам предлагали устраиваемый нас вариант. То же самое было и с питанием. Люди-то  у нас в основном душевные. Поскольку с нами был ребёнок,  делали всё, чтобы он поел горячего, ну, и нам кое-что перепадало. Конечно, с собою были запасы еды. Но  питание ребёнка не должно состоять из сока, воды и бутербродов. Хотелось бы кормить его более здоровой пищей,  однако пришлось пару дней на дальневосточном участке трассы  обойтись домашними запасами: пирожками и беляшами, которые заботливая бабушка приготовила в дорогу в избытке, помидорами и огурцами, которые нам в дорогу предложили друзья в Поярково. Иногда совмещали  завтрак с горячим  обедом.  Но никаких капризов Ерофей не проявлял, потому что мы с ним договорились: в машине пищу не употреблять  и о еде не говорить. Он очень подвижный мальчик, ему трудно было долго сидеть на одном месте. Поэтому, чтобы  подвигаться, мы часто останавливались: то в футбол поиграем, то просто  побегаем и попрыгаем. – И дальше в путь.

       Ерофей, видимо, чтобы скрасить наше  недовольство плохой дорогой, спросил: «А можно я буду петь?» Мы с сыном обрадовались: «Конечно, пой». И думаете, какую он песню затянул? «Эх, дороги, пыль  да туман», да во всю   мощь звонким голосом, и оказывается, все слова знает. Так что он у нас не только не капризничал, а нам, взрослым помогал морально.  

       Путешествие было нацелено на посещение достопримечательных мест  российского Дальнего Востока, Сибири и Русского Севера. Поэтому все остановки в пути были запланированы и обусловлены именно этим. Одновременно учитывалась необходимость отдохнуть, переночевать и поесть горячую еду. Иногда ночевали и в машине, встречая рассвет на автостраде.  Приятно было увидеть хлебные поля в окрестностях Читы, стада коров и лошадей в Амурской области и Забайкалье, что говорило о возрождении сельского хозяйства в этих местах.  

 

Фото №№ 7,8,9

       Стараясь больше увидеть интересного по пути следования,  останавливались в разных городах и даже уходили на несколько километров в сторону от трассы.  В Чите, например, посетили Музей декабристов, который открылся  в здании старой церкви. Прошли по улице Декабристов. Понравилось то, что  на этой улице  воссозданы   деревянные  рубленые  дома, от чего создаётся впечатление исторической и временной   близости.

На узловой станции Слюдянка, что  у южной оконечности Байкала,  провели достаточно много времени, чтобы посмотреть станцию,  красивый вокзал, отдохнуть, вкусно покушать горячую домашнюю еду, и направиться в дальнейший путь – к Иркутску. В Иркутске  побродили по слободке, которая создана из домов-памятников деревянного зодчества, сохранённых и новой постройки, но в стиле прошлых веков. Дома не пустуют, в них размещены музейные выставки, сувенирные  торговые точки и кафе.   Порадовались, что люди стараются хоть как-то сохранить  память об особенностях русской культуры и архитектуры. На Байкале запланировали встречу с друзьями и  ночевку на туристической базе, для чего пришлось уехать в сторону от трассы из Иркутска.

       Ерофею, конечно, запомнится на всю жизнь ночёвка на Байкале. Она запомнится также его отцу и деду. Недалеко от озера установлены туристические домики, в которых можно прекрасно отдохнуть: виды на Байкал, горы вокруг, байкальский пляж и баня на понтонах с возможностью, разогревшись в парилке, окунуться в чистейшей озерной байкальской воде. На возвышенности над Байкалом также развевался наш ветеранский флаг в твердых руках ветерана пограничной службы.

 

Фото №№10,11

       Остановок было много, потому что путь длинный.  Во всех примечательных  местах фотографировались с развёрнутым флагом СВГБ. К нам  подходили люди, расспрашивали, что это за флаг. Мы не только рассказывали о Дальнем Востоке, Хабаровске, о  нашей организации, но и вручали номера журнала «Аргументы времени», значки, книги от дальневосточных пограничников, знакомились  и  фотографировались с  ветеранами. В Шимановске мы встретились с ветеранов погранвойск подполковником в отставке А.Алферовым.

 

Фото №12

       Дошли до Кургана, а потом через Екатеринбург-Пермь-Киров-Котласс, ну, и далее поехали по северу. Мы побывали в старинной деревне Выставка Котласского района Архангельской области. Это примечательное место для  хабаровчан. В этой деревне, 1137 года образования,  родился Ерофей Павлович Хабаров. Сергей еще в начале путешествия поделился  интересным наблюдением:  в самолете через иллюминатор сделал снимок части крыла и двигателя самолета в облаках. Желание сделать фотографию пришло внезапно. После того, как снимок был выполнен, он взглянул на карту полета, и оказалось, что самолет пролетает в этот момент над  Котлассом. Это место было отмечено в плане автопробега, как обязательное для посещения: историческое место, где много веком назад появился человек, именем которого назван наш родной дальневосточный город. Особое внимание при путешествии по Русскому Северу по-прежнему уделяли православным  храмам. И здесь, в Выставке,  не могли не остановить свой взгляд и объектив фотоаппарата на еще не восстановленном здании православного храма.   

 

Фото №№ 13,14

       28 августа, как и планировали, в Святой праздничный день Успения Богородицы,  достигли мы земли архангельской. После посещения Котлассовского района,  прибыли  в Новодвинскую крепость, расположенную в дельте Северной Двины у острова Линский Прилук. Здесь 25 июня 1701  года  русские разгромили часть шведской эскадры, одержав победу в Северной войне. И именно здесь в последний раз экипаж нашего кроссовера поднял флаг ветеранской организации СВГБ – на далекой северной крепости, где когда-то были биты шведы нашими морскими частями, где сохранился исторический памятник, который можно посетить  и узнать многое по истории Русского Севера – края  морских путешественников, ученых, необычайных поэтов и писателей земли русской. И с уверенностью можно сказать: в наших дальневосточных жилах течет кровь покорителей  Русского Севера. 

  

Фото №№ 15,6,17

       Путешествие закончилось на Белом море, на берегах Северной Двины под сферическим небом края  белых арктических ночей. Многое записано, сфотографировано, снято на видео. Столько предстоит переосмыслить, понять, зафиксировать, озвучить. Самое главное состоялось – монолитная мужская дружба поколений в этом путешествии  укрепилась. Чтобы попасть в крепость, дожидались парома, который перевозит транспорт согласно расписанию, установили свой транспорт на паром, как когда-то при помощи парома передвигали транспорт через Амур при отсутствии автомобильного моста. Путешествие «От моря до моря» закончилось именно здесь на Русском Севере, в Архангельской области  на берегу  Белого моря.  В Белом море не решился искупаться, очень холодная вода. Купание в такой воде под силу только  Чернухину Сергею Васильевичу, он у нас «моржует», но его с нами не было.  

*     *     *

       Наше путешествие закончилось. Мы делаем вывод:  путешествовать по федеральной трассе можно достойно.   

       Когда-то во времена Ерофея Хабарова появился Охотский тракт – путешествовать на Амур можно было  через Якутию. Во времена Геннадия Невельского устоялся  Аяно-Майский тракт, по которому знаменитый морской офицер с женой и детьми прошел через Якутию в Иркутск. Во времена Чехова  за Байкалом путешествовали в наши края  только на теплоходе с притоков Амура. С начала 20 века появилась железная дорога  - Восточносибирская магистраль.  Долго по ней ходили до станции Слюдянка, что на южной оконечности Байкала,  паровозы – коптящие сажей транспортные средства. Когда от Слюдянки электровозы включались на перегоны по Сибири и далее на запад, то хабаровчане рассчитывали  на тот же коптящий сажей паровоз. Прошло много времени с той поры.  И наконец-то, во славу страны, наши современники,  мои соседи и родственники, освоили, открыли для себя иной путь – автомобильный. Федеральная трасса – награда дальневосточникам за долготерпение, за то, что выстоял народ русский все тяготы освоения российского Дальнего Востока. С началом 21 века открылись новые возможности – достаточно комфортно путешествовать на личном автомобиле по трассе федерального значения. Трасса сблизила собою наши  восточные и западные  города, а проехать семьей по ней стало не только заманчиво – это стало обычным событием. Теперь надо научиться ехать  на автомобиле по федеральной трассе не торопясь, то есть  путешествовать -  осматривать достопримечательности.

       В Москву мы прибыли 29 августа уже из Архангельска через Вологду: Ерофею в начале сентября исполнялось 7 лет,  и ему положено было пойти в первый класс в одну из московских школ.  Весь наш вояж состоялся с 11 по 29 августа, пройдено более 13 тыс.км по стране: с Дальнего Востока до Русского Севера и в столицу. Такое путешествие даже в моей жизни  было впервые, у сына – тоже. Впечатлений, конечно, очень много. А какие  чувства вся эта поездка вызвала в душе новоиспеченного первоклассника и, возможно, будущего пограничника! Мы всей семьёй проводили его  в первый класс. Уж ему-то будет о чём рассказать своим одноклассникам-москвичам.  

 

Пысин Владимир Леонидович – полковник погранвойск в отставке, член Правления Союза ветеранов госбезопасности по ДВ региону