Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Рубрика:  

Всем известно, что воспитание подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой современной школы. Педагогу хочется не только научить своих учеников читать, писать и считать, но и воспитать их настоящими людьми. Без участия семьи это сделать сложно, а иногда и невозможно.

Семья — это действительно ячейка общества, в которой заключено не только настоящее, но и наше будущее. Именно во имя будущего мы, педагоги, должны найти подход к каждой семье, к каждому ребенку. Родителям хочется видеть своих детей успешными. Для этого надо постараться всем: и родителям, и учителю, и детям.

Наши дети видят мир совсем по-другому, тянутся к взрослым, но часто мы, взрослые, их не понимаем или не хотим понимать. Чтобы сохранить взаимопонимание между взрослыми и детьми, надо потрудиться! А чтобы были положительные результаты, необходимо сотрудничество учителя, родителей и детей.

Из чего складывается сотрудничество с родителями? В семейном воспитании существует глобальное противоречие — все родители считают себя воспитателями, но далеко не все обладают необходимыми для этого знаниями. И здесь школа может оказать неоценимую услугу родителям. Педагог должен пополнить багаж их знаний об особенностях воспитания детей, но пассивно полученное знание непродуктивно. Для того чтобы знание приобрело личностный смысл, оно должно быть усвоено в активном процессе.

Сформулировав данное противоречие, я определила основную цель работы с семьями учащихся — повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Основные задачи этой работы:

1) привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

2) формирование у родителей положительного отношения к школе;

3) содействие развитию взаимопонимания между родителями и детьми, учителями и родителями;

4) предоставление родителям информации о психолого-педагогических особенностях воспитания ребенка в семье.

Решая эти задачи, мы помогаем учащимся успешно пройти процесс социализации в школе.

При организации работы с родителями очень важно проводить интегрированные мероприятия, когда дети и взрослые собираются вместе. Таким образом создается единое воспитательное поле, родители приобщаются к реальной жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с ними определенные ценностные отношения. Для детей в эти моменты стирается граница между семьей и школой, и они начинают видеть единство мира.

Достичь положительного взаимодействия семьи и школы в развитии нравственного сознания (нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений) можно через:

– совместное планирование деятельности;

– совместную подготовку и проведение праздников;

– тематику родительских собраний;

– систему работы с портфолио;

– оформление и ведение классного альбома, классного уголка;

– анкетирование;

– индивидуальные консультации;

– родительские конференции;

– проективные методики.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть правил воспитания, которые можно записать в виде рецепта: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной отцовским и материнским авторитетом.

Жизнь показывает, что совместная деятельность родителей, учителя и детей способствует укреплению внутрисемейных связей, общих интересов и увлечений, взаимопонимания, взаимодоверия, взаимопомощи и в целом семейного микросоциума.

 

Бадасян Ани Галустовна, педагог-организатор МАУ «ЦРН «Единство»