Команда молодости нашей

Шёл 1980 год. Загнанное в свое время в Советском Союзе в глубокое подполье каратэ постепенно занимало легальные позиции. По всей стране, как грибы после дождя, стали появляться спортивные секции. Силовые структуры, в том числе и Комитет государственной безопасности, не могли оставаться в стороне от этой тенденции. Специалист по каратэ нашелся и среди сотрудников Хабаровского Управления КГБ. Им оказался обладатель коричневого пояса Судаков Валерий Александрович.

Желающих заниматься экзотическим видом спорта на начальном этапе оказалось более чем достаточно. Пришли спортсмены с борцовской, боксерской, лыжной, конькобежной, плавательной и другой подготовкой. Многие, насмотревшись американских боевиков, считали, что через месяц они смогут, как Брюс Ли или Джеки Чан легко расправляться минимум с десятью противниками. Начались упорные тренировки.

Однако, время шло, продолжалась нудная и однообразная отработка ударной и защитной техники, а до поединка за звание чемпиона мира с Жаном-Клодом Ван Даммом было все так же бесконечно далеко. Очень скоро в спортивном зале остались только настоящие энтузиасты.

Прошло около года. Ответственные за спорт московские товарищи из Центрального Совета «Динамо» и КГБ решили на деле проверить, как обстоят дела в территориальных Управлениях и на октябрь 1981 года назначили проведение зональных соревнований по рукопашному бою. В Дальневосточную зону вошли: Якутия, Сахалин, Камчатка, Чукотский автономный округ, Магаданская и Амурская области, Приморский и Хабаровский края. Во Владивосток съехались спортсмены, подготовленные специалистами (в зависимости от их наличия в Управлениях) киокушин, шитокан и других направлений каратэ.

Хабаровское Управление КГБ на соревнованиях по весовым категориям от более тяжелых к легким представляли: Н.И.Пшеничный, Ю.В.Федоренко, С.В.Чернухин, Н.В.Ефремов, ваш покорный слуга Ю.И.Бригидин, запасной В.Н.Лебедев, тренер В.А.Судаков и, конечно же, представитель команды В.А.Кочан. Главный судья москвич В.А.Полетико объявил, что соревнования решено проводить по правилам киокушин в два этапа.

На первом этапе спортсмены демонстрируют свою ударную, бросковую и защитную технику. При этом первому спортсмену ассистирует второй, второму – третий и т.д., а пятому противостоит первый. К следующему этапу, то есть непосредственно к спаррингам, допускаются только бойцы, набравшие определенное количество баллов. Успешно продемонстрировали свои навыки Николай Пшеничный, Сергей Чернухин, Николай Ефремов, совсем немного недобрал баллов Юра Федоренко и, наконец-то наступил мой черед. Противостоять мне в качестве условного противника должен был Пшеничный Н., несмотря на то, что весил он в полтора раза больше меня. К трудностям физического характера добавились еще и психологические: Коля, что называется «перегорел» и «зажался», то есть, вместо того, чтобы подыграть мне при проведении приемов он, почему-то, начал оказывать сопротивление.

Естественно, после первых четырех приемов я набрал катастрофически мало баллов и для выхода в следующий этап мне нужно было, чтобы каждый из четырех судей поставил по десять баллов из десяти возможных. Все мои обращения к Николаю с просьбами расслабиться желаемого результата не давали. Когда объявили последний прием – бросок через бедро я приободрился, ведь это была моя «коронка» в то время, когда я занимался борьбой самбо. Когда, после Колиного полета по высочайшей дуге и четкого приземления на татами на обе лопатки, я с леденящим душу криком «КИЯ.Я.Я» обозначил добивающий удар и поднял голову, все судьи держали в руках таблички с желанной цифрой 10 !

Судейская коллегия подвела итоги первого тура и вывесила турнирную сетку на второй. В наилегчайшем весе, в котором выступали мы с Николаем Ефремовым, оказалось 37 участников, при этом турнирная судьба свела нас с Колей в первом же круге, то есть дальше пройти мог только один из нас. В весовой же категории везунчика Коли Пшеничного оказалось всего три бойца и он, даже при самом плохом раскладе, не смог бы опуститься ниже третьего места. Но расклад оказался к Коле благосклонен и на этот раз – он занял второе место и оказался лучшим в нашей команде. Мне же, после поражения в третьем круге от будущего победителя турнира спортсмена из Владивостока и еще двух выигранных утешительных поединков с бойцами из Якутии, удалось добраться до пятого места, что я воспринял, как большую удачу.

В целом, команда Управления КГБ по Хабаровскому краю выступила успешно и заняла почетное третье место после сильных команд Приморья и Сахалина. Позже было еще очень много соревнований самого разного уровня, но эти запомнились больше всех, потому, что были первыми.

Вернувшись в Хабаровск к целому вороху требующих срочного исполнения документов, я с удивлением узнал от начальника своего отдела, что у меня не сдан зачет по… рукопашному бою. На свой вопрос к ответственному за боевую и физическую подготовку в Управлении Кочану В.А. – почему мне нельзя поставить зачет за участие в зональных соревнованиях (ведь участвовало всего пять человек из всего Управления), я услышал: «По Кочану» и на следующий же день пошел сдавать этот злополучный зачет.

Тридцать лет спустя на одном из турниров в г.Хабаровске в Чемпионате Дальневосточного округа по кикбоксингу, посвящённом памяти подполковника Г.С.Бочкарёва, мы вновь собрались, на этот раз в качестве болельщиков, всей командой, за исключением Юры Федоренко, которого судьба забросила в столицу. Вдоволь навспоминавшись и, посмотрев старые, черно-белые не очень хорошего качества фотографии, мы вновь сфотографировались на более современный цифровой фотоаппарат, чтобы при новой встрече сравнивать - какими мы были.

Ю.И.Бригидин Член СВГБ