Первый серийный автомобиль СССР отпраздновал 80 лет

Рубрика:  

Весной 1936 года, 80 лет назад, с конвейера Горьковского автомобильного завода сошел первый предсерийный экземпляр автомобиля ГАЗ М-1. Это была знаменитая «Эмка», которая стала символом не только предвоенного СССР, но и самым массовым автомобилем страны того времени — до середины 50-х годов было выпущено более 80 машин.

Автомобиль создавался далеко не с нуля, его практически полной копией (по крайней мере внешне) была американская Model B компании Ford начала 30-х годов XX века. А вот с технической точки зрения автомобиль претерпел достаточно много изменений, даже несмотря на то, что американцы передали СССР полную лицензию на производство.

Российские конструкторы сделали цельный металлический кузов вместо частично брезентового, который был на американском автомобиле. Усилили рессоры и увеличили колесную базу (расстояние между передней и задней осью машины), в результате чего автомобиль стал более устойчивым на российских ухабах.

Однако самые интересные изменения коснулись технической части. Так, например, автомобиль получил автоматическую регулировку опережения зажигания, бензонасос, новую коробку передач. В салоне появились регулируемые передние сиденья, солнцезащитные козырьки и даже пепельница с прикуривателем. А вот печки не было — вместе неё к каждой машине в «дорожном наборе» прилагался мешочек с солью. И в инструкции водителю было предписано возить с собой соль, чтобы натирать ею стекла и предотвращать образование на них льда и запотевание.

Просуществовала «Эмка» на конвейере Горьковского автозавода не очень долго — выпуск практически прекратился с началом Великой Отечественной войны, так как завод переключился на выпуск броневиков и грузовиков, нужных армии.

 

Мнение владельца

Михаил, собственник ГАЗ М-1 1936 года выпуска, Челябинск:

— Понятно, что сравнивать этот автомобиль с современными нельзя — 80 лет назад стандарты комфорта и технической составляющей автомобиля были совсем другие.

Однако, «эмка» остается очень самобытной и, можно сказать, что у нее есть ряд особенностей, которые доставляют ни с чем не сравнимое удовольствие и сегодня.

Это неубиваемая подвеска, которой абсолютно не страшны никакие ямы на плохих дорогах. Радует и салон — в те годы не было никакого пластика, поэтому в обивке крыши, например, присутствуют ткани, простроченные конским волосом, натуральные ткани также — в обивке сидений.

Ну и, наконец, эстетическое удовольствие. Вид из окна, с водительского места напоминает мостик корабля — капот как нос судна, крылья как волны — передвигаться на такой машине сегодня доставляет огромную радость и восторг.

 

Российская газета. Автоновости