БРАВО, БОЕЦ ПАВЛЕНКО!

Рубрика:  

Спектакль Хабаровского краевого музыкального театра «Два бойца», ставший номинантом Национальной театральной премии «Золотая маска», в апреле был показан в Москве, на сцене Центрального академического театра Российской армии.
Театральная публика Москвы очень тепло приняла спек-такль. Исполнительница одной из ролей великолепная актриса Татьяна Маслакова была удостоена главной премии «Золотая маска» - 2011 года.
Одну из ключевых ролей в этом спектакле играет актер, чье имя хорошо известно хабаровчанам, как гражданским, так и военнослужащим Восточного военного округа.
Заслуженный артист России Владлен Павленко – отнюдь не редкий гость гарнизонных домов офицеров и солдатских клубов.


В памяти жителей Дальневосточной столицы надолго останется концертное ревю, состоявшееся 2 сентября 2010 года в честь 65-летия со дня окончания Второй мировой войны. (Постановщик ревю – заслуженный артист России Сергей Осадчий). Владлен Павленко до сих пор вспоминает, как тепло благодарили артистов ветераны, участники войны.
В том, что один из ведущих артистов Хабаровского краевого музыкального театра активно сотрудничает с военными коллективами, нет ничего удивительного, ведь его собственная творческая карьера началась именно в армии - во время прохождения срочной службы.
- Петь я начал раньше, чем говорить, ведь мои родители, и мать, и отец – профессиональные дирижеры, – рассказывает Владлен. – Конечно, они отдали меня в музыкальную школу. Я был постоянным участником смотров, фестивалей художественной самодеятельности, выступал в команде КВН, играл в народном театре.
После окончания средней школы в городе Магнитогорске попытался поступить в театральный вуз в Москве или в Питере. Успел даже пройти два тура в Щукинском училище. Пел под гитару, читал стихи. А потом педагог, набирающий курс, вызвал меня на беседу и сказал, что данные у меня есть, но сначала нужно отслужить в армии, чтобы избежать перерыва в учебе. В 1988 – м году отсрочек для студентов не было, разве что для гениев.
Вернулся в Магнитогорск, устроился на фабрику пианино, получил специальность настройщика. В 1989 году призвали в армию, и я попал в духовой оркестр штаба округа, тогда еще Дальневосточного. Вместе с другими солдатиками загружал и разгружал аппаратуру перед концертами и после, дневалил, переписывал ноты, настраивал инструменты.
Однажды разговорился со старшиной оркестра, рассказал ему, что люблю петь. Он послушал меня и тут же посоветовал во время ближайшей увольнительной сходить на спектакль в Хабаровский музыкальный театр. И вот сижу я в зрительном зале, смотрю оперетту «Проснись и пой» и каждой своей клеточкой ощущаю, что именно этот жанр и есть мое призвание.
Мне повезло: начальник оркестра штаба округа разрешил по вечерам петь в хоре музыкального театра. И уже через полгода мне предложили сыграть роль Каэтана в спектакле «Цыганская любовь». Каэтан – молодой дворянин, говоря по-русски – недоросль. Самой яркой его чертой было то, что он постоянно хотел есть. Мне в то время это было ох как близко, особенно по вечерам, видимо, потому и роль удалась. И пошло-поехало: перешел в актерский цех. Мои способности были замечены и в оркестре штаба округа, там я тоже начал петь.
Стал исполнять песенку Бони из оперетты Кальмана «Сильва»: «Без женщин жить нельзя на свете, нет…» Кто-то сделал любительскую запись на катушечном магнитофоне, я ее до сих пор храню. Правда, слушать не могу. Но тогда казалось, что все прекрасно. Конечно, это был аванс, полученный от судьбы...
После окончания срочной службы младший сержант запаса Владлен Павленко остался работать в театре. Вскоре молодой артист стал сотрудничать с оркестром штаба округа, а потом и с окружным ансамблем песни и пляски. В составе этих творческих коллективов он и сейчас регулярно выступает перед военнослужащими. И, что примечательно, во время его выступлений солдаты в зале не спят, даже если прибыли на концерт прямо с полигона. Попробуй, усни, если певец спускается в зал с микрофоном.
- Я, конечно, понимаю, что в минуты отдыха, глаза у молодых бойцов закрываются сами собой, но в то же время мне жаль, что они упускают возможность «вживую» послушать настоящую музыку. Когда еще предоставится такая возможность, да и предоставится ли вообще? Мы же готовимся, подбираем репертуар, репетируем, выкладываемся на концертах, и что – все впустую? Вот и подхожу с микрофоном к спящим, спрашиваю на ушко, как им спится, какие сны снятся? Советуюсь по поводу громкости звучания музыки – может чуть убавить?
Впрочем, встречи с армейской аудиторией полезны и самим артистам, ведь солдат – не только самый благодарный, но и самый искренний зритель. И если ему не нравится какой-то концертный номер – это написано на его лице. Значит, артистам еще есть над чем поработать. Но чаще всего, конечно, их ждет горячий прием и бурные аплодисменты. Так было, к примеру, в Китае, во время военно-стратегических учений «Мирная миссия». И, что интересно, китайские солдаты реагировали не менее, а может, даже более эмоционально, чем русские – подпевали певцам, устраивали настоящие овации.
Владлену Павленко эти гастроли запомнились еще и близким знакомством с нашими танкистами, которое состоялось в поезде.
- Мы возвращались домой после гастролей, и так случилось, что с нами в одном вагоне ехали наши танкисты, участвовавшие в учениях, - вспоминает Владлен. – Конечно, они были уставшие, как черти, и не только от самих учений, но и от сильной жары. Поначалу мы с ними не общались – настолько они были заняты обсуждением только что пережитых моментов. Причем, говорили между собой, используя только им одним понятный сленг.
Но постепенно они стали приходить в себя, оглядываться по сторонам, нас стали замечать. Тут и выяснилось, что они абсолютно нормальные, классные ребята, настоящие, надежные мужики, преданные своей военной профессии. Просто жизнь у них суровая, постоянно с техникой, постоянно в напряжении. Я наблюдал за тем, как они реагируют на все, что вокруг происходит, как беззлобно подначивают друг друга. Было абсолютно ясно, что между ними нет, да и не может быть никаких тайн, даже сугубо личных. Действительно – одна семья …
Оказавшись рядом с танкистами, Владлен, как губка, впитывал в себя эти особенности характера, эту манеру поведения, а точнее – естественность, исключающую какие–либо манеры по определению. А вскоре началась работа над первой в его жизни по-настоящему драматической ролью Аркадия Дзюбина в музыкальном спектакле «Два бойца». Роль удалась. И как ни крути - в этом есть заслуга и самого Владлена Павленко, и режиссера-постановщика спектакля – художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств России Леонида Квинихидзе, и прекрасных партнеров – коллег по цеху, и тех ребят – танкистов.
Премьера «Двух бойцов» состоялась в марте 2010 года и была приурочена к Международному дню театра. Но и сейчас, год спустя, спектакль на военно-патриотическую тему собирает полный зал зрителей, в большинстве своем молодых. Они от души хохочут над репликами находчивого и острого на язык морпеха Аркадия Дзю-бина.
И какими же серьезными становятся их лица, когда герой Владлена Павленко абсолютно спокойно, без всякого пафоса принимает единственно правильное решение – спасти товарищей ценой собственной жизни.
В апреле 2011 года этот спектакль, поставленный по мотивам всем известного в нашей стране художественного фильма с таким же названием (автор пьесы – драматург В. Вербин, композитор М. Самойлов) был показан в Москве. Вместе с двумя конкурентами – музыкальным театром г. Ростова-на-Дону и театром музыкальной комедии из г. Екатеринбурга Хабаровский краевой музыкальный театр вошел в тройку претендентов на Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший музыкальный спектакль 2010 года».
Напомню, что эту престижную награду Хабаровский краевой музыкальный театр уже завоевал три года назад за мюзикл «Самолет Вани Чонкина». Владлен Павленко, сыгравший в том спектакле Кузьму Гладышева, получил «Золотую маску» за лучшую мужскую роль.

Татьяна КАРЕПОВА, военный журналист.

На снимках:
1.Заслуженный артист России
Владлен Павленко
2. Сцена из спектакля «Два
бойца»
3. Фото из архива театра