колористика

Рубрика:  

Наука о восприятии цвета человеком называется колористикой. Ее основа психофизиология восприятия, из которой вытекает психология и социология цвета. Иными словами, существует единый язык цвета, который воспринимают все люди. Причем, каждый цвет определенным образом воздействует на человека: он отражается на его самочувствии, эмоциях, поведении, изменяя физиологические параметры(пульс, частота биения сердца, кровяное давление и т.д.). Иногда мы это называем «энергетикой».

Отношение человека к цветам выражается в том, какие цвета он выбирает приятные для него, вызывающие желание смотреть на них, вызывающие чувство комфорта и пр. Предпочтение цветов от красного до желтого говорит о здоровье, от желтого до синего о стрессе, от синего до фиолетово-красного о нездоровье. Первый, кто задался разгадать природу эмоционального воздействия форм и особенно красок, был русский художник Кандинский В.В. В своих экспериментах в беспредметной живописи он упорно искал решение поставленных вопросов.

Кстати, ставшие хрестоматийными, привила гармонии (желтый треугольник, красный треугольник и квадрат и синий квадрат) и дисгармонии (желтый круг и квадрат, красный круг, синий треугольник) принадлежат Кандинскому.

Установлено, что мотивации личностей, предпочитающих цвета от желто-оранжевого до желто-зеленого, направлены на жизнь, от зеленого до зелено-синего на себя; синие, фиолетовые, красные и оранжевые личности склонны к общению. Те, кому нравятся цвета от зеленого до зелено-синего, чаще выражают негативное отношение, а от синего до фиолетово-красного позитивное; от красного до зелено-желтого напористы. У любящих цвета от синего до фиолетово-красного хорошо развита внутренняя чувствительность, от красного до желтого внешняя; личности от зелено- желтой до зелено-синей нечувствительны.

Активность в действиях увеличивается по мере предпочтения цветов от зеленого к красному (через желтый и оранжевый) и от синего к красному (через фиолетовый), тогда как выбор цветов от зеленого до синего говорит о пассивном характере.

Известный швейцарский психофизиолог М. Люшер разработал тест, позволяющий на основе анализа сочетаний в расстановке восьми самых информативных цветов составить довольно подробный психологический портрет человека. Возможность с помощью цветов изучать характер людей позволяет пойти еще дальше, заниматься диагностикой заболеваний, профилактикой и терапией. Уже экспериментально доказано, что окраска стен общественных и жилых помещений существенно влияет на зрение человека и его предрасположенность к болезням. Так, например, только в школах переход от темных к светлым тонам классных стен уменьшает близорукость и дальнозоркость с 53 до 23%, другие недостатки зрения - с 39 до 4%, болезни желудочно-кишечного тракта с 71 до 40%, хронические болезни с 71 до 40%.

О цвете и сочетаниях цветов написаны горы литературы. И все равно цвет продолжает оставаться загадочным и удивительным явлением. Почему же мы так зависим от него? В чем секрет магической власти цвета? Считается, что только люди (и обезьяны) видят мир многоцветным, все прочие животные воспринимают окружающее многоцветье в крайне скудном объеме. Поэтому вашей собаке совершенно неважно какого цвета ее миска. Этот вопрос волнует только вас. И производители мисок об этом прекрасно осведомлены. Они изучают, какие цвета оказывают на вас подходящее воздействие, они искусно пользуются всем арсеналом колористики и психологии, чтобы вы не смогли устоять перед новой яркой миской. "Ваша собака оценит!", - уверяют нас эти жулики. Но правда в том, что мы действительно реагируем на цвет.

Входя в магазин, мы сразу оцениваем цвет. Цвет помещения, цвет товаров в нем. Мы инстинктивно тянем руки к своим любимым цветам. Мы готовы купить все, что нравится нам по цвету. Потому что цвет - это эмоции, это чувства, это отклик всего тела. Цвет невозможно игнорировать, он требует нашего внимания, он вызывает у нас эмоциональные реакции против нашей воли. Вот впереди застывшая группа в черном. Сердце тревожно защемило, чувство соболезнования и чужой трагедии вползает в наше существо. Мы сразу предполагаем худшее. Мы знаем, что черный - цвет смерти. И мы не можем противиться этой реакции.

А вот на холме группа сидящих людей в оранжевом. Вау! Тибетские монахи! В груди что-то радостно затрепетало, сердце наполнилось радостной благодатью, мир успокоился и засиял оранжевым счастьем. И где здесь наши собственные чувства? Мы видим цвет и реагируем молниеносно. Мы - рабы цвета. Когда читаешь книги по практическому применению колористики, ты четко это понимаешь. Каждый цветовой нюанс в рекламе точно просчитан. Каким чувством отзовется, кто отреагирует. Целевая аудитория, эмоциональное воздействие, точный удар. Цветовые схемы и законы цвета работают безотказно!

Разумеется, цвет применяется не только для того, чтобы побудить нас что-то купить. Знаниями о цвете пользуются и в оформлении помещений, и в цветотерапии. Никому не придет в голову оформить кардио-отделение больницы в красных цветах. Или сделать школьную доску ярно-желтого цвета. Маловероятно, чтобы доктор вышел к вам в черном халате или чтобы кабинет стоматологии был наполнен мистическим фиолетовым свечением. Мы реагируем на цвет не только эмоционально, цвет вызывает физиологические реакции. Этому посвящено немало любопытных опытов, которые подтверждают влияние цвета на человека. Да и вы сами, думаю, согласитесь, что крайне сложно жить и работать в помещении, цветовая схема которого не нравится. Угнетающее воздействие на самочувствие в этом случае будет очевидным.

Изучение цвета и цветовых сочетаний помогает нам сделать свой мир красивым и наполненным желаемыми чувствами. Колористика поможет вам подбирать цвета в одежде и аксессуарах, выбирать цвета для живописного произведения, осмысленно создавать колористическое впечатление в интерьере и влиять на продажи через рекламу, оформление витрин и расположение товара в магазине. В цвете заключена большая сила воздействия! И ей можно осознанно управлять.

Если суммировать, то цвет для человека - Здоровье, стимулятор, вкус, язык и питание.