Легенда театра

Рубрика:  

Почти десять лет блистал на сцене Хабаровского театра драмы заслуженный артист РСФСР  Алексей Захарович Егоров. Старожилы Хабаровска и любители театра, наверное, помнят своего кумира 60-х годов прошлого века.

Мы были знакомы с Егоровым.   Он был супругом моей родной тёти Анны Евстафьевны. В те годы я был студентом Института железнодорожного транспорта. Часто бывал в театре и с большим интересом смотрел в разных ролях Алексея Захаровича. Потом  женился, и Захарыч (так любовно мы называли его) был на нашей свадьбе. Вдвоём с супругой мы не пропускали ни одного спектакля с его участием. Помню, по их окончанию на поклон он выходил последним, и публика, всегда стоя, аплодировала ему.

Это был по-настоящему талантливый артист. Но в нём не  чувствовалось «звёздности». Ни в театре, ни в быту.  Он был намного старше нас с женой, но обращался с нами как с равными.
По праздникам вся наша родня собиралась за столом у бабушки Матрёны Андреевны. Егорову она приходилась тёщей, но он называл её мамой.

Захарыча уже давно нет, похоронен он на хабаровском кладбище, но память о нём жива. Встречаясь в очередной раз с тётей Аней - его супругой, мы  снова говорим об этом ярком человеке.

Анна Евстафьевна Пономарёва, супруга А.З.Егорова, многие годы работала в театрах Хабаровска, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре. После травмы ушла из театра. И до выхода на пенсию работала в Хабаровском радиокомитете   диктором, актрисой, редактором, старшим редактором отдела союзной и иностранной информации КрайТАСС. Проживает в городе Хабаровске.

Анна Евстафьевна вспоминает:
- Алексей Захарович родился в селе Саушинское Алтайского края. В пятилетнем возрасте отец увёз его в Москву. Там окончил среднюю школу и поступил в театр-студию, организованную драматургом Арбузовым. Ещё студентом сыграл в его пьесе   «Город на заре» (о строительстве Комсомольска-на-Амуре) роль Кости Белоуса.

Богом данная внешность, рост, голос, талант решили судьбу Егорова – положительный социальный герой.

1941 год. Шла война. Летом   Егоров снялся в кинофильме «Патриотка». Главную героиню сыграла Зоя Фёдорова. Осенью 1941 года с третьего курса театра-студии Арбузова  добровольцем  ушёл  на фронт. Воевал до 1945 года.   
За годы войны был трижды тяжело ранен, получил тяжёлую контузию. Награждён орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».  

С фронта он писал мачехе, которую называл мамой:  «Идут тяжёлые бои, атаки чередуются с отступлениями. Сначала было жутко. Постепенно привык. Обидно будет, если  не выживу и не сыграю роль Григория Незнамова».

После демобилизации Егоров завершает обучение и играет  на сценах московских театров. Начал работать в Московском ТЮЗе, где сыграл роль Фердинанда в пьесе Шиллера «Коварство и любовь». В 1947 году Егорова пригласили в театр ЛЕНКОМ, в котором он сыграл роль сержанта Гаврилова в пьесе Полякова «Не ждали», роль Бахирева в пьесе Аграновича «В окнах горит свет». Его партнёршей в спектаклях Ленкома была Валентина Серова.

В 1949 году Егорова пригласили в театр Сатиры на главную роль Максима Орлова в спектакле  Дьякова «Свадьба с приданым». Здесь его партнёршей оказалась Вера Васильева, которая в воспоминаниях писала: «Я помню, как все мы в театре любовно встретили приход Алексея Егорова, красивого, светлоголового, голубоглазого, высокого юноши. В роли Максима он сразу подкупил своим лиризмом, темпераментом и русской широтой натуры».

Годы работы в Московских театрах, сыгранные роли – это большая творческая школа с такими талантливыми режиссёрами, как Берсенев, Бирман, Равенских, Гончаров, Плучек.

В 1951 году спектакль «Свадьба с приданым» был выдвинут на соискание Сталинской премии.  В это время друг с Сахалина прислал телеграмму, что в театре ДВО приняли к постановке пьесу «Без вины виноватые». Но не было молодого актёра на роль Незнамова. Об этой роли Егоров мечтал ещё на фронте.

Не думая о том, что через 2-3 месяца спектакль может получить Сталинскую премию, а исполнители станут лауреатами, Егоров по приглашению командования ДВО немедленно вылетает на Сахалин. Он понимал: если не сейчас, то никогда. Ему уже было в тот период почти тридцать лет.

После того, как исполнилась мечта А.З.Егорова, в Московский театр сатиры он уже не вернулся.

В 1953 году Егоров прошёл конкурсный отбор на роль агронома Шурова в кинофильме «Земля и люди» (режиссёр фильма С.Ростоцкий, художественный руководитель С.Герасимов). Совместная работа на съёмочной площадке с такими выдающимися артистами, как Алейников, Пуговкин, Константинов, Ротомский и многими другими  оставила  в его творчестве большой след. Не обошла молчанием этот фильм и пресса. Так пришла к Егорову всесоюзная слава.

За два года работы в кино Алексей Захарович снялся ещё в двух фильмах: «За власть Советов» (полковник Воронов) и «Это начиналось так» (о целине – роль представителя ЦК ВЛКСМ).

После съёмок в кино Егоров вернулся в театр ДВО, но не на Сахалин, а в Уссурийск, в котором сыграл в пьесе Симонова «История одной любви» (роль Маркова), в пьесе Штока «Караван» (роль Бойко).

Весной 1957 года театр ДВО  гастролировал в Хабаровске. После гастролей Алексея Егорова пригласили в краевой театр драмы на роль директора завода в пьесе Александровского «День рождения». Потом в этом театре было множество спектаклей с его участием: «Дали неоглядные» - Вирты, «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая» - Погодина, «Битва в пути» - Николаевой, «Щит и меч» - Кожевникова, «Океан» - Штейна, «Камешки  на ладони» - Салынского, «Ярость» - Яновского, «Чрезвычайный посол» - Тур.

Кроме современных спектаклей ставилось много классики… Это были «Дядя Ваня», «Живой труп», «Женитьба Белугина», «Мария Стюарт», «Егор Булычов», «Царь Фёдор Иоаннович», «Ярость», «Король Лир»  и другие.  В  них тоже играл Алексей Захарович.
О спектакле «Живой труп» газета «Тихоокеанская звезда» писала, что роль Протасова в исполнении А.З.Егорова – это подлинная жизнь души, подлинное движение чувств, мыслей, поступков».

А вот что писал участник спектакля народный артист России Э. Мосин: «Великолепен был Егоров в роли Протасова. Сцена, когда Протасов приезжает к цыганам, была необыкновенной!»
О многих ролях восторженно отзывались рецензенты. Так о роли короля Лира в исполнении Алексея Захаровича писала Л.И.Миланич: «Король сдержан, умён, благороден и добр. Егоров во все роли привносил  благородство, прекрасно владея перевоплощением, а его могучая внутренняя сила вливалась в его героев».

Его коллеги говорили о нём, что Егоров «умел не только удивлять, но и потрясать своих зрителей».

- А были у Алексея Захаровича друзья в театре?

- Конечно, были. Его друзья – это,  прежде всего,   партнёры по сцене. Он дорожил дружбой с ними.  Среди них   известные актёры – Храбров и Медведева, Шаврин и Паевская, Кацель, Кон, Митин, Барашкова, Коненко и другие. Они говорили, что играть с Егоровым – одно удовольствие.   Своим темпераментом он заражал партнёров, вливал в них частичку собственного огня, а также обладал счастливым даром властвовать над зрителем,  вести его за собой.

- Но, наверное, были и завистники?

- Конечно, были, а как же без них? Ведь во всех спектаклях играл.  И без дублёров.
Однажды случилось ЧП.
Зима 1961 года. Выездной спектакль «Мария Стюарт». За тридцать километров от Хабаровска в клубе  воинской части. Спектакль масштабный, в трёх действиях. Место действия – дворец английской королевы Елизаветы. Действующие лица: придворные,   графы, бароны, пленница - королева Шотландии Мария Стюарт. Вся знать в пышных одеждах. Мужчины в бархатных камзолах, кружева на воротничках и манжетах, бархатные панталоны, белые чулки, туфли, украшенные драгоценностями, напудренные парики, золото, бриллианты. Наряды королев – шелка, парча, бархат, кружева…
А.З.Егоров играл графа Лейстера, бывшего жениха Марии, ставшего любовником Елизаветы. Все актёры одеты соответственно ролям, но вдруг не оказалось костюма, в котором должен был играть Егоров. Пропал. Парик  есть, обувь есть, а костюм исчез. Что делать? Отменять спектакль? Нельзя. Задержать спектакль? Но где искать костюм? Одевальщица плачет и клянётся, что костюм положила в ящик сверху, чтобы он в дороге не помялся. Никто не знал, что делать?

Выход предложил Егоров. Он снял белую рубашку с администратора, благо тот был такого же роста, срочно срезали один кружевной волан с платья королевы и пришили к манжетам рубашки. Плащ-накидку снял с рабочего сцены, изображающего стражника. Конечно, Егоров в этом наряде выглядел нелепо на фоне шика и блеска знати. Но он шутил: «Может, я не дома сегодня ночевал, а уходил - через балкон».

Но играл он так, что публика не придала значения, в чём он был одет, и долго аплодировала настоящему артисту.
Потом на сцену вышел художественный руководитель театра, поблагодарил зрителей за тёплый приём, извинился за нелепый наряд графа Лейстера, объяснил ситуацию. Шквал аплодисментов и крики «Браво, Егоров!» взорвали тишину зала. Аплодировали и актёры на сцене. А костюм потом нашёлся среди одежды для другого спектакля.

- Егорова публика любила, а как он относился к ней?

- Даже такой случай, что Егоров не отменил спектакль из-за отсутствия костюма, а сыграл в солдатской плащ- накидке, говорит о его большом уважении к зрителям. Он был не из тех актёров, для которых были главными внешние признаки образа: если нет усов, то нет и образа Чапаева.  Алексей Захарович не играл, он проживал на сцене жизнь своего героя. Для него не было разницы в подготовке к премьерному или рядовому спектаклю. Он упорно работал над каждой ролью.

Но ему было мало аплодисментов. Он хотел знать, о чём говорят люди, уходя из театра  после спектакля. Что рассказывают   родственникам  возвратившись  домой? Какой след остался в душе у каждого зрителя?

-  Где вы познакомились с Егоровым?

- В гостях, у общих друзей.   Я его знала ещё по московским спектаклям и фильму «Земля и люди». Он меня не встречал и не знал. Но говорят же, что «браки заключаются на небесах». Видимо, так и есть. До этой встречи у нас обоих уже был опыт семейной жизни. Но к  тому времени оба были свободны.

С Алексеем Захаровичем мы прожили вместе почти десять лет. В любви, понимании и уважении. Но произошёл нелепый случай, который  стоил ему жизни.

Было    начало ноября 1966 года. Егоров с друзьями и собакой Стёпкой пошли на набережную. Кто-то из друзей бросил игрушку в воду и послал за ней собаку.  По Амуру уже  шла шуга. Берег высокий, собака не могла выбраться. Егоров, не раздумывая,  снял пальто, пиджак и, прыгнув с высокого берега,  плашмя ударился о воду, подёрнутую льдом.  Собаку он спас, а сам, сначала вроде бы простудился, но потом стал недомогать. К врачам не обращался. Так прошла зима. Но в мае 1967 года всё-таки  пришлось лечь в больницу. Пролежал полтора месяца, но диагноз точный так и не был поставлен.

Вскрытие показало, что в результате сильного ушиба, произошёл разрыв жировой ткани, образовался фурункул, лопнул  - заражение крови и конец жизни.

Алексей Захарович Егоров умер в расцвете творческих сил. Он был и остаётся легендой Хабаровского драматического театра и не только. Мечтал о новых ролях, даже на больничной койке учил тексты.

Его провожал весь город. Море венков и цветов на прощание за ещё не сыгранные роли. И бюст на могиле на Центральном кладбище города Хабаровска. А он так любил Жизнь  и хотел жить…

Беседу записал А.Г. Пономарёв,
полковник КГБ в отставке,
член СВГБ по Дальневосточному региону.

На фотографиях:

1. Алексей Егоров

2. В пьесе Зорина "Светлый май"

3. Егоров студент театра-студии Арбузова. 1939г.

4. На съемках фильма "Земля и люди". 1953г.

5. Открытие памятника А.З. Егорову. 1970г.

6. Пономарева Анна Евстафьевна.

7. С родителями перед уходом на фронт. 1941г.