ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЛАНТУ

Рубрика:  

Встреча с талантливым человеком – это всегда удивление и праздник. Такие чувства  испытывали ветераны СВГБ - участники вечера 21 декабря 2012 года, посвящённого Дню работника госбезопасности.

После торжественной части, когда были зачитаны официальные сообщения, вручены общественные награды, произнесены обязательные тосты, проникновенно зазвучали песни в исполнении народного артиста России Сергея Николаевича Лычёва.

Не со сцены, а прямо за столом.  Негромко, лирично, по-домашнему. Как будто бы сидел – сидел человек за праздничным ужином  и - запел.  Душа запросила песен. Без пафоса. Без рисовки. Как поют в кругу друзей, у костра, например. Но так сердечно, что  аж дух перехватило.  От красоты тембра голоса.  От гитарных  переборов…

Благодаря   тонкому музыкальному исполнению Сергея Николаевича по-новому воспринимались песни на стихи Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого,  русские романсы, которые все  уже слышали вроде бы и не один раз, но в исполнении  профессионального   артиста они  воспринимались  как открытие.

Талантливый певец задал тон вечеру: ушла официозность – появились душевность, доверительность, доброта, лёгкость. Многим  ветеранам  захотелось   показать и  свои таланты: пели песни, читали стихи, рассказывали анекдоты.

Прикоснувшись к таланту, хочется стать чище, лучше, добрее и выше. Подняться над каждодневной рутиной, пренебречь неприятностями, вглядеться в лица друзей, родных и любимых.      Да  просто - хочется жить!

«Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Н.В.Гоголь.

Театралам   Хабаровска   Сергея Николаевича Лычёва  можно не  представлять. Они лучше любого  другого знают этого великолепного  драматического артиста, которому подвластны  всякие  роли. Ведь  на театральных афишах   его имя  печатается  уже полвека.
Каких только ролей ни сыграл этот великолепный актёр на  театральных подмостках   дальневосточной столицы и других городов страны, где проходили гастроли театра!  Всего за  полувековой  период  он представил зрителям более 270   интересных героев – из  различных эпох.
А начиналось его путешествие в мир искусства в театральном кружке средней школы шахтёрского городка Осинники, что в Новокузнецке Кемеровской области.
Сергей Николаевич вспоминает первую свою роль в «Свадьбе» А.П.Чехова:
- Я играл грека Дымбу. И весь мой текст состоял из одной только фразы: «В Греции всё есть». Помню,   с удовольствием,  входил в образ,   ел реквизит – всякие там колбаски и прочие вкусности.

По-настоящему мир  драматического искусства открыл ему руководитель  драматического коллектива народного театра клуба «Шахтёр», где Сергей  стал заниматься после окончания школы. Это был Владимир Рафаилович Членов, замечательный человек, бывший актёр московских театров, репрессированный и сосланный на Урал.

Казалось бы, не было в  семье Лычёва ориентира на профессию актёра. Отец – шахтёр. Мать – тоже далека от театра. Но если уж Богом отмечен человек, то судьба его сложится обязательно. Так и у него вышло.
Сергей Николаевич, тогда просто Сергей, тоже, как отец, пошёл  трудиться  на шахту, где проработал  два года. Затем – вечернее отделение горного техникума,  получил профессию  горный техник подземных работ. Но народного театра  не бросил. Сыграл в пьесе Островского «Без вины виноватые» и  в других спектаклях.
В   Новокузнецке (Сталинске) был  государственный драматический театр. Так случилось, что в труппе  не хватало молодых артистов. Поскольку некоторые актёры знали С.Н.Лычёва по народному театру,  то его пригласили в этот профессиональный коллектив. Много серьёзных ролей сыграл  Сергей на сцене   этого театра. Но вскоре понял, что необходимо получить театральное образование.
Побывал на театральной бирже в Москве.  Узнал, что в Хабаровске, работая в театре юного зрителя, можно учиться без отрыва от производства  и получить театральное образование. Вот и поехал   в ТЮЗ города Хабаровска.
В этом театре в то время работал  талантливый, известный режиссёр и актёр Анатолий Дмитриевич Никитин. В Хабаровском ТЮЗЕ он поставил несколько интересных спектаклей. И он же вёл учебный курс.
Потом  была учёба в Москве, в знаменитом  ГИТИСе. После окончания С.Н.Лычёва пригласили в Хабаровский драматический театр.

- Я с юности понял, насколько актёрский труд тяжёл и ответственен,- говорит Сергей Николаевич.

Прошло почти полвека, а  он всё ещё не без  трепетного восторга вспоминает:
- Когда я пришёл в  драматический театр, здесь работали Михаил Митин, Мария Барашкова, Михаил Воробьёв, Юрий Кондратьев, Мирослав Кацель, Алексей Егоров, Валерий Шаврин, Елена Палевская. Заслуженные, народные артисты, профессионалы в самом высоком смысле этого слова. Люди, выходя  из зала после просмотра спектаклей с участием этих талантливейших актёров, плакали. Настолько проникновенной была  их игра.

Сергей Николаевич – кладезь истории   театра.  Оказывается, самым первым репертуарным государственным театром в Хабаровске в 1926 году стал Театр музыкальной комедии. В 1944-ом начал работу Театр юного зрителя. А Драматический театр был основан в 1946 году. Но ещё в Х1Х-м веке в Хабаровске работали драматические сезонные театры, то есть, отрабатывали  на гастролях и уезжали.

Он с восторгом отзывается и о современных актёрах, очень высоко оценивая их творчество. Эдуард Мосин, Людмила Сижук, Евгений Путивец и Евгений Монолати, Юрий Ичетовкин, Владимир Паршев …
- Я бы мог  перечислить  все имена актёров, потому что отношусь к ним с любовью. Как говорится, «актёр – это не профессия, это – диагноз». Многие нынешние молодые   получают мизерную зарплату, но из театра   уходить не планируют. Потому что театр или отторгает сразу, или притягивает на всю жизнь. Другого не дано.

В театр Сергей Николаевич влюблён по-настоящему. Он знает его изнутри, помнит  репертуар театра многих лет, начало творческой карьеры каждого артиста. Он сравнивает театральную жизнь   в разные эпохи: сейчас и раньше и - убеждён, что главная задача театра была и есть – поднимать социальные, духовные, нравственные проблемы.
- Следуя  профессиональным традициям,  театр, особенно драматический, должен быть всегда духовным и социальным.
- Театр – это живой организм. Каждые десять лет способ существования на сцене меняется: ритм, разговорная речь. Раньше говорили медленно. Сейчас необходимо выдать максимум информации за короткий промежуток времени. Ничего не поделаешь, темп жизни нашей убыстряется на глазах. Поэтому и играть нужно быстро и насыщенно. Если этого не учитывать, ты не пробьёшься к сердцу зрителя, не заставишь его думать и сопереживать.

Большой артист в любом амплуа доходит до сердца зрителя. Сергей Николаевич широко известен  своей концертной деятельностью, которой занимается тоже полвека. Его музыкально-поэтические композиции «Дорогами войны», «Сергей Есенин», «Душа полна тобой» пользуются большой популярностью у слушателей всех возрастов. В исполнении драматического актёра любая песня или романс – это моноспектакль, в котором бьют в цель каждое слово и каждый звук.  
Сергей Николаевич уверен: его концертная деятельность несёт такую же духовную нагрузку, как театр, и имеет конкретную адресность.   Убеждена, что так может работать только большой профессионал.

С.Н.Лычёв всегда востребован. Он является непременным участником краевых концертов, посвящённых знаменательным датам, торжественным событиям.
Сергей Николаевич вспоминает  о том времени, когда был помоложе - (сейчас ему 74 года). Его выездные концерты, тематические вечера начались с погранзастав. Он любил бывать у пограничников, читать им стихи, петь под гитару песни. Публика эта очень благодарная. А потом  -  пошло-поехало. По первому звонку  выезжал в цеха предприятий, в учебные заведения,   к артиллеристам и авиаторам, к строителям БАМА, ЛЭП, лесозаготовителям, на животноводческие комплексы и фермы и даже в колонии для встреч с осужденными…  Везде и всюду Сергей Николаевич был и остаётся желанным гостем.
И в настоящее время он   также всегда готов  к  встречам с ветеранами войны, труда, боевых действий,  с солдатами и офицерами, со слушателями любого возраста. Эту свою деятельность Сергей Николаевич считает гражданской обязанностью. Грустит, что таких встреч  теперь   меньше. И ролей – поменьше. Да и роли другими  стали. Что Гамлета ему уже не сыграть...

Вот с каким замечательным человеком состоялась наша встреча на праздновании Дня чекиста 21 декабря 2012 года.   Его звания, награды и отличия говорят сами за себя.
«Заслуженный артист России»;
«Народный артист России»;

«Лауреат международного фестиваля в Сан-Франциско» - 1996 год;

= Медали Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества»,
«За службу в военно-воздушных силах»;
= Медаль Федеральной службы исполнения наказаний «За шефскую
воспитательную работу»;
= Медаль Российской Академии за пропаганду лучших образцов русской 
литературы «К 100-летию М.А.Шолохова»;
= Медаль и звание « Лауреат премии имени Я.Дьяченко»;
= Нагрудные  знаки «Отличник  погранвойск» 1 2-й степени;
= Знак  «Отличник военно-шефской работы»;
= Памятные знаки, Почётные грамоты, благодарности, которыми отмечены
его большой  личный вклад  в развитие театрального искусства в 
Хабаровском крае.

Сергей Николаевич  как Почётный член «Союза ветеранов госбезопасности по Дальневосточному региону» предложил  нам своё активное участие в выпусках подборок под рубрикой «Театральная гостиная» в    журнале «Аргументы времени».
Его предложение с благодарностью принято.

В.И.Воейкова, лауреат международной  литературной 
премии имени К.Симонова, член СВГБ.