В гостях у БОЛЬШОГО ТАЛАНТА

Рубрика:  

       По-разному люди относятся к тому городу или селу, которое является  их постоянным местом жительства, будь оно большим или не очень. Одни, живя в нём всю жизнь, всё время мечтают куда-то переехать,  другие смиряются, поскольку просто привыкают к оседлости, а третьи  очень любят то место, где родился и вырос, и, ни за какие коврижки  его  не променяют на самые-самые столичные  предложения.

       Вот с таким влюблённым в свой город, его окрестности, вообще в Дальний Восток, истинным   хабаровчанином нам повезло встретиться в  один из весенних  апрельских дней. Говорят, что «весна – это растворитель зимы» и это, на мой взгляд, –  точно. Зимой в нашем климате – не до встреч и визитов, согреться бы! А вот весна – это другое дело, оттаивает природа, каждая веточка и каждый ручеёк, и человеку тоже хочется  оттаять и обновить  свою душу, получить хоть малую толику наслаждения  от встречи с прекрасным.     

       Наш друг Сулейманов Салават Шейхович, как будто подслушав наши желания,  пригласил в гости   к   Виталию Петровичу Дроздову, народному художнику России, члену-корреспонденту Российской академии художеств, удивительному человеку. Эта встреча была, словно, подарок судьбы – так накоротке пообщаться с Большим Талантом – дорогого стоит.

       Виталий Петрович – настоящий дальневосточник. Родившийся в посёлке Переяславка Хабаровского края, как сам вспоминает, начал рисовать лет с пяти. В голодное военное и послевоенное детство не до красок и альбомов  было. Потому и рисовал он трофейным карандашом на обрывках газет. Просто так рисовал. Художником потянуло стать уже позже. Считалось, что увлечение - увлечением, но сначала надо бы получить профессию. Поэтому он окончил Благовещенский геологоразведочный техникум и по направлению после окончания    работал маркшейдером на Таймыре, одновременно учился в студии Дворца пионеров Норильска, уже  конкретно мечтая стать художником.

       Его душа постоянно тянулась к творчеству и привела Виталия вначале на художественный факультет Московского технологического института, а затем в Московский художественный институт имени Сурикова, где он учился в мастерской академика А.М.Грицая.

       Обучаясь в Москве, на жизнь, краски и холсты он зарабатывал трудом дворника в Третьяковской галерее, что к тому же давало возможность – приобщаться к тайнам живописи, любоваться творениями великих мастеров прошлого, подпитывать свои творческие фантазии.     

      Часто  говорят в народе: «Где родился, там и пригодился» - это о счастливых людях так говорят. Виталий Петрович нигде не хотел жить кроме Хабаровска. Так что  после получения художественного  образования живёт и творит народный художник Виталий Петрович Дроздов  именно  в Хабаровске, который любит всей душой. В том числе, благодаря этой любви, он создал много разных художественных произведений, за что  трижды удостоен «Золотой медали» в «Союзе художников России».  Пишет он  монументальные полотна, работает в разных жанрах : пейзаж, портрет, натурная работа, но главным жанром его станковой живописи стала тематическая картина. Большой талант всегда поднимает в своём творчестве вечные темы добра и зла, войны и мира, отражая в  картинах свои убеждения и нравственные позиции. Он следует русским традициям реализма, но по-своему. Как говорится, все талантливые люди пишут разно; все бездари пишут одинаково и даже одним почерком. У Дроздова почерк свой.

       Творческая мастерская художника  В.П.Дроздова и мастерские других его коллег размещены на самом верху  одного из многоэтажных  домов в центральной части Хабаровска. Она является рабочим местом художника. Там, где человек творит, он не особенно следит за тем,       как это смотрится.   Там, как правило, не бывает идеального порядка, он    и  не нужен, поскольку  главный принцип в работе, чтобы было всё под рукой и чтобы поиск необходимой  кисти или краски не прерывал творческую мысль.

        Виталий Петрович как гостеприимный хозяин перед  нашим приходом всё-таки  навёл порядок в мастерской,  да так, что, составив картины  в шеренгу одну за другой, по росту и ранжиру, потом не сразу находил ту, что понадобилась в беседе. «Вот, если бы не были составлены в стопки, быстрее нашёл бы»,- подумала я, - по себе знаю.

       Мне всегда нравились монументальные полотна Виталия Петровича, которые  видела на  его персональных и разных выставках.   Их узнаёшь сразу. Например,  картина  «Мама, я убит». Меня лично потрясает, как смог скупыми художественными приёмами  художник так полно выразить самую больную тему нашего мирного времени - гибель   молодых ребят на войне. Всмотритесь в фотографию этого полотна. В центре –  воющая собака, чувствуется её щемящая собачья боль от невыносимого горя, она потеряла      друга, его  больше нет. Осталась лежать с ней рядом только  его форменная фуражка. Если так тяжело собаке, каково же матери узнать о том, что её кровиночки больше нет – он убит?!  Зачем? За что? Почему? У каждой  матери   эти и другие вопросы  несомненно  возникают, когда смотрит она на это  художественное, высоко нравственное полотно, пронизанное  страшным горем.

       На заднем плане – горы, суровые, чужие. Где это могло случиться? Понятно, что на войне. Чечня ли, Дагестан  ли или ещё где-нибудь. Фуражка несёт главную информацию – « убит, мама». Мы не видим тела, но оно предполагается. И правда, справа от собаки в первом варианте  картины была размещена отрезанная  голова человека. Но, прислушавшись к себе и другим, художник решил общий сюжет сделать  более лаконичным, - он убрал так называемые  вещественные доказательства, оставил воющую собачью душу, от чего у людей волосы шевелятся.  

         С годами у Виталия Петровича накопился большой жизненный и профессиональный опыт, что способствует глубокому проникновению в область духовных переживаний своих героев, будь это человек или собака.

      Самый строгий критик своего творчества – он сам.  Он готов  много раз переделывать  свои работы, доводить их до совершенства, чтобы задуманное и сделанное им художественное произведение  било в цель.  Ведь главный признак таланта – это когда человек знает, чего он хочет. Острое ощущение времени требует огромных душевных усилий, большой внутренней работы и напряжения. Художник глубоко переживает боль других людей как собственную и чувствует ответственность за происходящее в обществе.

       Произведения художественного искусства, созданные не в угоду кому-то, наполненные гражданским звучанием, становятся великими.Диалог со временем, раскрытие личности в своей эпохе стали основными чертами, ведущими тенденциями в творчестве художника Виталия Петровича Дроздова.

       Ему интересен его современник в любом возрасте. Так одной из центральных художественных идей стала тема   «Безотцовщина». У него много картин, посвящённых пацанам, начиная с первого крика в роддоме, прослеживает  путь их взросления в конкретной ситуации, например, как пацаны восприняли победу. Это он  и о себе писал, именно столько ему было лет,  когда, сидя на заборе, праздновал Великую Победу. Хотя отца он не дождался с войны, тот погиб в битве под Сталинградом, но радость Победы была настолько сильна, что захватывала всех. После войны безотцовщина была понятна.

       А вот, безотцовщина сегодня – это большое горе нашего  народа  и великий грех, когда при живых родителях дети попадают в приюты и детские дома. Страшнее вины перед маленькими ребятишками, оказавшимися  в доме ребёнка, чем родительский отказ от них, быть не может. Эта беда – звенящий реализм нашего времени. Посмотрите в глаза малыша, сколько в них недоумения, надежды и вопросов : «За что?»  Что происходит с людьми, куда подевались человеческие чувства сострадания и ответственности, почему родители, бросившие собственных детей, не боятся кары Господней?

       Картина «В детском приюте» - это попытка  художника  стать связующим звеном между Богом и человеком. В ней  заложен глубокий  философский смысл. И эта, и все другие тематические   картины художника стали мощным гимном гуманизму, любви к человеку, пристальному вниманию к духовному миру людей.

       13 июня 2019 года Виталию Петровичу исполнилось 80 лет. Приятно, что он полон новых идей в своём художественном творчестве, полон решимости продолжать начатое.

       Хочется пожелать, чтобы одному из крупнейших современных художников, к которым, несомненно, относится Дроздов Виталий Петрович, Бог дал сил продолжить  ещё много лет  жить в настоящем, мыслями и чувствами, устремляясь в будущее,  создавать художественные произведения, украшающие многие музеи, организации  и частные коллекции.

Воейкова Валентина Ивановна, главный редактор журнала «Аргументы времени», лауреат литературной премии имени К.Симонова, член СВГБ по Дальневосточному региону

 

На фотографиях:

1-13. В художественной мастерской Виталия Петровича Дроздова

14-22. На выставке картин В.П. Дроздова