КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

Функция разрешения жалоб
Функция разрешения жалоб не была закреплена за органами прокуратуры изначально с момента ее образования в 1722 году, так как цели учреждения должности генерал-прокурора при Сенате были иными, не связанными с разрешением жалоб и обращений.
В период пятилетнего отсутствия органов прокуратуры со дня расформирования в соответствии с декретом «О суде» №1 от 24 ноября 1917 года (СУ РСФСР 1929 №8 ст.80) в 1917 году и до возрождения в 1922 году вопросы, связанные с правом граждан на обжалование, рассмотрение их жалоб, обращений и заявлений по правовым вопросам полностью возложено на судебные инстанции и урегулировано в начале этим декретом, позднее Декретами №2 и №3 «О суде» (СУ 1918 №26, ст.347, СУ 1918 №54 ст.605), Положением «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918г (СУ 1918 №85 ст.889). Но новая власть явно не охватывает всю деятельность по разрешению жалоб путем использования строящейся судебной системы. В 1919 году предприняты попытки создать орган – «заменитель» прокуратуры: орган государственного контроля. Соответствующим декретом «О госконтроле» на эти органы возлагается наряду с осуществлением практически функций общего надзора, так же и функции по рассмотрению жалоб. Более того, в литературе до сих пор можно найти пояснения, что этот орган был создан специально для разрешения (рассмотрения) жалоб. В указанный период на современной территории Дальнего Востока располагалась Дальневосточная республика, как независимое суверенное государственное образование со своей структурой власти и конституцией Принято считать, что образование ДВР обусловлено тяжелым историческим моментом для России и эта республика была буферным государством, так как планировалось ее вхождение в состав России. В пользу такого умозаключения свидетельствует несколько обстоятельств. Во-первых, исторически до революции 1917 года Дальний Восток, который русские начали осваивать с моря и с суши еще в 16 веке, относился к России. Во-вторых, государственные органы, которые были созданы в ДВР практически соответствовали той их структуре, которая была сформирована в основной части России того периода. В-третьих, вся последующая история развития Дальнего Востока – бесспорное подтверждение обсуждаемого утверждения. Что касается органов власти ДВ, то по примеру России в период существования ДВР в качестве самостоятельного государства (06.04.1920-15.11.1922), в ней были также сформированы органы государственного контроля. Во главе органов государственного контроля находился Семенов. Эти органы осуществляли надзор за соблюдением конституции и других законов ДВР. Одним из главных направлений деятельности этого органа являлось – рассмотрение жалоб трудящихся и других граждан. Все жалобы поступали именно в этот орган, сотрудники которого принимали решение по жалобе, принимали нужные меры (контроль по соблюдению и исполнению закона) и направляли ответ заявителю. Упоминание осуществления именно таких функций указанным органом вызывает ассоциации с осуществлением прокурорского надзора. Невольно возникает вопрос, а не был ли Семенов праобразом прокурорского работника на Дальнем Востоке? Личность государственного деятеля Семенова в официальных источниках мало исследована. Упоминание о нем, как о руководителе органов государственного контроля ДВР имеется в выставочных фондах музея ДВО в г.Хабаровске. Попытка получить в данном заведении более детальные сведения о Семенове не увенчалась успехом. В издательстве «Вече» в 2004 году издана книга В.А.Лесков «Сталин и Заговор Тухачевского». В числе сторонников Тухачевского автор книги называет Мельникова Бориса Николаевича без дополнительных о нем комментариев, но с указанием в скобках еще одной фамилии этого человека – Семенов Б. В данном источнике имеется ссылка, что Мельников (Семенов) занимал руководящие посты в государственных органах Дальнего Востока. С достоверностью утверждать, что Мельников и есть тот самый руководитель органов государственного надзора ДВР Семенов, в настоящее время рано. Но следует добавить, что среди архивных материалов прокуратуры края, которыми располагает постоянно действующая выставка по истории прокуратуры, имеется выписка из приказа по народному комиссариату РСФСР от 31 марта 1934 года №151, где указано, что назначенный на должность прокурора Дальневосточного края Чернин М.Я. принял дела у Врид – Мельникова, которому «необходимо обратиться к исполнению своих обязанностей по должности зам.прокурора края».
При комиссариате государственного контроля России было создано Центральное бюро жалоб и заявлений, которое осуществляет свою деятельность на основании Постановления об учреждении этого бюро. Одновременно создаются местные отделения Центрального бюро жалоб и заявлений (стр.145-147 История Советской прокуратуры в важнейших документах, под редакцией Зам Генпрокурора СССР К.А. Мокичева, ГИЮЛ, Москва1952). Указанные факты свидетельствуют о том, что государство, конечно же, нуждалось в таком органе, который концентрировал бы в себе функции приема, разрешения жалоб, осуществлял бы их обобщение и анализ с принятием мер, направленных на искоренение причин, порождающих жалобы, устранение нарушений прав граждан путем устранения фактов нарушения законов, охраняющих права граждан. Конечно же, в этой области власть допускала серьезные перегибы, а принимая ту или иную субъективную сторону, осуществляла необоснованные репрессии. Тем не менее были приняты меры к формированию органов, независимых от местной власти, которые бы проводили на территории всей страны единую правоприменительную практику.
После пятилетнего отсутствия органов прокуратуры спустя 200 лет после учреждения прокуратуры Петром I, органы прокуратуры воссозданы и стали функционировать в соответствии с Положением о прокурорском надзоре, утвержденном 3-ей сессией ВЦИК IX созыва 28 мая 1922 года. 15 ноября 1922 года ДВР вошла в состав РСФСР и в тот же период прокурором республики был утвержден Дебрев Е.М.
На прокуратуру этого периода возлагались обязанности осуществления общего надзора, надзора за следствием и местами лишения свободы, поддержания государственного обвинения. (СУ 1922г №36, стр.424) Интерес представляет Циркляр Заместителя Наркома Юстиции и старшего помощника прокурора Республики «О выделении в перечисленных губерниях одного из помощников прокурора для осуществления обязанностей, возлагаемых на прокуратуру по борьбе с нарушениями кодекса законов о труде» (ДВК в перечень не включен), главной задачей которого являлось усиление и расширение надзора за правомерностью действий со стороны нанимателей, надзора за инспекцией труда, другими органами и организациями. Утверждена специальная Инструкция старшего помощники Прокурора Республики «О правах и обязанностях прокурора по трудовым делам при Верховном Суде РСФСР». В дальнейшем при Верховном Суде функционирует уже Прокуратура по трудовым делам (Трудовая прокуратура), главная задача которой сводилась к обеспечению трудовых прав граждан (стр.357-360 История Советской прокуратуры в важнейших документах, под редакцией Зам Генпрокурора СССР К.А. Мокичева, ГИЮЛ, Москва1952).
Впервые задачи по «широкому ознакомлению рабочих и крестьянских масс с советским законодательством и с порядком обжалования действий органов власти, нарушающим законы» были озвучены в мае 1925 года III съездом Совета СССР. (СЗ СССР 1925г №35 стр247).
В 1928г состоялся Шахтинский процесс (Донбасс) над вредителями и дезорганизаторами в угольной промышленности, который состоялся в связи с раскрытием органами ОГПУ контрреволюционной организации «при прямом содействии рабочих» (стр.24, История Советской прокуратуры в важнейших документах, под редакцией Зам Генпрокурора СССР К.А. Мокичева, ГИЮЛ, Москва1952).
В 1932 году страна достаточно широко отметила 10-летие советской прокуратуры, в связи с которым было принято специальное постановление ЦИК и СНК СССР «О революционной законности», в котором подчеркнута особая роль органов прокуратуры в деле укрепления законности (СЗ СССР 1932г №50, ст.298). А всесоюзный староста Калинин на торжественном заседании, посвященном этой дате ориентировал прокуроров на необходимость гарантировать советскому человеку права в его частной жизни и, особенно, в социалистическом строительстве. («Советская юстиция»,1932г, №20 стр.1).
В 1933г рассмотрено дело о вредительской деятельности контрреволюционной группы с авариями на Челябинской, Ивановской, Златоустовской, Бакинской и др. электростанциях Советского Союза. (стр.25 История Советской прокуратуры в важнейших документах, под редакцией Зам Генпрокурора СССР К.А. Мокичева, ГИЮЛ, Москва1952). В том же году учреждается прокуратура СССР и соответственно Положение о Прокуратуре Союза ССР от 17 декабря 1933 года, в соответствии с которым произведена глубокая перестройка структуры советской прокуратуры во всех ее звеньях, введена единая организационная структура во всех звеньях прокуратуры и осуществлена ее централизация.
Известно, что в 1933 году как структурное подразделение в прокуратуре этого периода существовало бюро жалоб, разрешением которых занимался помощник прокурора СССР Н.М.Нелидов. Ранее до назначения на эту должность Н.М. Нелидов (1925-1928гг) был прокурором ДВР, приняв дела у Е.М. Дебрева (1922-1925гг).
В 1936 году принята Конституция СССР, в соответствии с которой прокуратура стала восприниматься глубоко демократическим органом, а ее деятельность связанной с гарантиями прав граждан и средствами их осуществления.

Из сохранившихся в архивах прокуратуры края документов следует, что деятельность прокуратуры по рассмотрению, обобщению и анализу жалоб в краевом аппарате начала осуществляться в 1940 году. В том же году по приказу прокурора края Ф.И. Шевелькова осуществлены изменения в вопросах организации труда по систематизации и гласности. Поступающие в прокуратуру жалобы не только разрешаются, но принимаются жесткие меры к неуклонному рассмотрению жалоб в самые короткие сроки, особенно жалоб красноармейцев. Руководство прокуратуры требует жалобы тщательно изучать, обобщать и анализировать, прокуроров обучают работе с жалобами.
Отправным пунктом следует считать работу заместителя прокурора края М.Гайворонского, который со своими подчиненными прокурорами в конце мая 1940 года проанализировал поток жалоб, поступающих от красноармейцев и гражданских лиц. По результатам своей деятельности М.Гайворонский потребовал от нижестоящих прокуроров предоставления ежеквартально анализировать результаты рассмотрения жалоб и заявлений, применять меры наказания к прокурорским работникам, допустившим волокиту и равнодушие при их рассмотрении, принимать все меры к установлению истины и решению затрагиваемых в жалобах проблем. Таким образом, практически с началом Второй мировой войны, к деятельности по рассмотрению жалоб были привлечены оперативные работники прокуратуры, которые осуществляли деятельность с жалобами граждан под непосредственным руководством прокурора, обязанного ежеквартально отчитываться за эту деятельность перед вышестоящим прокурором.
Конечно же, активизация такой деятельности была обусловлена потребностью государства продемонстрировать перед военнослужащими, каждый день рисковавшими своей жизнью в различных военных операциях то на Дальнем Востоке (р.Халкин Гол,озеро Хасан), то в Карелии, свою заботу об оставленных ими без кормильцев родных и близких, нуждающихся в постоянной заботе: малолетних детей да престарелых родителей. Так, красноармеец, долгое время не получавший писем из дома, обращается к прокурору с просьбой проверить, не случилось ли беды с его матерью. М.Гайворонский требует от районного прокурора встретиться с женщиной, побеседовать с нею, а о результатах разговора сообщить ее сыну. Отдел жалоб прокуратуры Хабаровского края в 1940 году возглавлял Комаров. В дальнейшем это направление работы в краевой прокуратуре всегда оставалось приоритетным.

Материал подготовлен Пысиной Г.А.