О постоянном и служебном жилье для военнослужащих

Разъяснение по материалам общественных  слушаний в Общественной палате РФ 19 февраля и 1 октября 2013 года

Одним из болезненных вопросов для военнослужащих  является проблема жилья и куда уходят огромные средства, выделяемые на эти цели.

 Заместитель министра обороны РФ Руслан Цаликов отмечает, что это одна из застарелых проблем. Если полтора года 90% всех обращений было связано с низким уровнем зарплаты, то сейчас подавляющее число обращений связано с необходимостью решать жилищные проблемы.

Директор Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ Сергей Пирогов отмечает, что в настоящее время в Министерстве обороны существуют четыре основных формы обеспечения военнослужащих жильем:

 Первый — это государствен­ные жилищные сертификаты (ГЖС). Так в 2011 году было 7,3 тысячи военнослужащих, кото­рые решили обеспечить себя жильем путем этих ГЖС, в 2012-м — 5,7, в 2013-м — 2,4.

        Количество реализованных серти­фикатов говорит об уменьшении этого направления. Эта форма напрямую зависит от стоимостного наполнения сертификата. Например,  на второе полугодие 2013 года она была равна 34350 рублей, а с  учетом максимального повыша­ющего коэффициента — всего-навсего 41220 рублей.

В связи с недостаточным количеством ГЖС Министр обороны направил обращение в Минрегионразвития по вопросу выделения необходимых бюджетных денежных средств. К сожалению, в 2013 году этих денег  Министерство обороны не получило.

Здесь у нас есть очень серьезная проблема по обеспечению ГЖС жителей закрытых военных городков. В настоящее время на учете  находится 2074 гражданина, которые под­лежат переселению из закрытых военных городков.

       Открытые военные городки — тоже серьезная проблема, в связи с увольнением большого количества военнослужащих в последние годы.

Учитывая изложенное, министр обо­роны вышел с предложением по законо­дательному урегулированию жилищного вопроса военных пенсионеров, прожи­вающих в бывших закрытых военных городках. Надо сказать, что с 2001 года у нас открыто больше тысячи военных городков.

Заместителем председателя Прави­тельства Д. Рогозиным 7 августа 2013 года дано поручение проработать возможные варианты решения жилищного вопроса военных пенсионеров, проживающих в закрытых городках. Ответственным исполнителем данного поручения опре­делен Минрегионразвития России.

Вторая форма, которая наиболее раз­вита, набирает очень серьезные темпы — это накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения. Ежемесячно более чем две тысячи человек военнослужащих желают стать участниками этой системы. Если в 2010 году у нас количе­ство приобретенных квартир военнослу­жащими посредством НИС составляло меньше 4 тысяч, в 2011-м — уже больше 6 тысяч, в 2012-м — 8,5 тысяч. На конец 2013 года  ожидается не менее 10 тысяч желающих военнослужащих.

Право военнослужащего, участника НИС, на жилищное обеспечение может быть реализовано уже через 3 года после участия в ней путем приобретения жилья в собственность с использованием средств целевого займа. Максимальный размер составляет где-то в районе 2,4 миллиона рублей. Но здесь, безусловно, все зависит от возраста и выслуги лет военнослужащего.

При этом во время прохождения участником НИС военной службы госу­дарство выплачивает целевой заем, а при увольнении участника по льготным основаниям с выслугой 10 лет и по дости­жении 20-летнего возраста заем гасится за счет средств федерального бюджета. Это, конечно, плюс.

Преимущество системы — участие не зависит от обеспеченности жильем самого военнослужащего и членов его семьи, и не требует признания нуждаю­щимся в жилых помещениях. Возможно приобретение жилья в собственность в любом населенном пункте, по выбору военнослужащего, через три года участия в НИС по самостоятельному выбору. Возможность приобретения жилья как на первичном, так и на вторичном рынке.

Безусловно, есть недостатки. Это возможность выхода из накопительной системы.Но это уже финансовый инстру­мент, поэтому можно выйти только путем увольнения из Вооруженных сил и неких скорбных событий, которые в жизни каждого человека тоже возможны.

Министерство обороны считает, что к2024 году накопительно-ипотечная система станет единственным способом обеспечения жильем  военнослужащихв Вооруженных Силах.

Служебное жилье. По состоянию на 1 декабря 2013 года специализированный жилой фонд Министерства  составляет чуть меньше 270 тысяч жилых помещений. Имеются в виду ведомственные квартиры, муниципальные квартиры и значительное количество жилых поме­щений в общежитиях.

По состоянию на сегодняшнее число в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым поме­щением, включено 70660 военнослужа­щих. Пла­новый показатель обеспечения служеб­ным жильем для департамента в 2013 году составил 19835 военнослужащих, что составляет 30% от общего числа принятых на учет на 1 января 2013 года. Общее количество было 66118 человек.

Нельзя сказать, что нет про­блем по обе­спечению служебным жильем. В част­ности,   выделяется и ведётся активная работа над вопросом высвобождения военно­служащими служебного жилья при полу­чении договора постоянного жилья. Эта проблема общеизвестна, в силу разных причин  не очень просто, в силу зако­нодательной базы не очень получается

Действующее ранее законодатель­ство предусматривало предоставление служебного жилья гражданскому персо­налу Вооруженных Сил. К настоящему моменту около 30% имеющегося фонда - 260 тысяч квар­тир, заселено бывшими и действующими работниками Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, не подлежащими высе­лению без предоставления другого жилья. То есть де-факто у нас есть площадь, она занята людьми, которые раньше имели отношение к Министерству обороны. Выселить  их не имеем права, потому что им некуда идти.

Обеспечение постоянным жильем самый животрепещущий вопрос. В 2010 году, если мы имели очередь 93700 человек, то в 2011 году она составляла 79 тысяч, в 2012 году - 88 тысяч. В настоящее время она составляет 40400 человек, в том числе ГЖС — 2300 человек.

За 2012 год обеспечены постоян­ным жильем 49 тысяч военнослужащих. Очередь сократилась до 33400 военнос­лужащих. Но  уже в тече­ние 2012 года на очередь встали еще 24700 военнослужащих.

То есть, несмотря на те усилия, которые Министерство обороны предпринимает для обеспечения жильем, очередь в настоящее время, к сожалению, не уменьшается..

Необходимо    сказать о новой форме, которую Министерство обороны предлагает как  некую альтернативу для выхода создавшейся ситуации.

По мнению  Минобороны, выходом из  сложившейся ситуации, могут стать единовременные денежные  выплаты (ЕДВ) на приобретение жилого помещения.

Прекращение    ежегодных    выплат военнослужащим, находящимся в распоряжении до обеспечения жильем, — это около 30 миллиардов ежегодно для Минобороны накладно. В среднем военнослужащие находятся в распоряжении 5-6 лет. Эта сумма у нас уходит на оплату военнослужащим, кото­рых мы не смогли своевременно обе­спечить жильем. Либо  это нужно констатировать и гово­рить открыто, либо военнослужащий, в силу разных причин, предпринимает некие действия для того, чтобы продлить свое состояние нахождения в этом рас­поряжении, поскольку деньги Минобо­роны платит довольно серьезные. А если взять удаленные районы — может быть, это единственный способ обеспечения семьи. Но сумма, которую Минобороны платит, очень и очень значительная.

Минобороны несет дополнительные затраты связанные с содержанием пустующих квартир. Это до 3 миллиардов в год. В 2013 году таких незанятых по разным причинам квартир в Минобо­роны было около 10 тысяч.

Единовременные денежные выплаты– самое перспективное направление в работе по обеспечению жильем военнослужащих. Министр обороны в декабре обра­тился к Президенту Российской Феде­рации с предложением подойти к решению жилищного вопроса военнослужащих путем предоставле­ния единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в качестве основной формы жилищного обеспечения в настоящее время.

С 1 января 2014 года Минобороны планирует предоставить единовремен­ную денежную выплату на приобрете­ние жилого помещения в качестве при­оритетной формы обеспечения жильем. Предложение Минобороны о предо­ставлении ЕДВ в качестве приоритетной формы было поддержано Общественной палатой Российской Федерации, Коми­тетом Совета Федерации по обороне и безопасности.

Преимущества этого нововведения:

- возможность обеспечения военнос­лужащих в сжатые сроки в любом  избира­емом ими месте жительства, вне зависи­мости от наличия у Минобороны готового жилищного фонда для постоянного про­живания в том или ином регионе;

            -предоставление военнослужащему возможности самостоятельно определить характеристики будущего жилья - этаж, проектировку, площадь;

           -вид приобретаемого жилого поме­щения — квартира, дом, коттедж;

           - возможность воспользоваться ЕДВ на приобретение строящегося жилья, то есть вступить в приобретение буду­щего жилья на нулевом цикле.

          - равномерное заселение регионов Российской Федерации;

          - возможность воспользоваться средствами материнского капитала, кредитных и собственных средств;

          - оперативность предоставления ЕДВ. ЕДВ будет считаться предоставленной с даты ее перечисления Минобороны на счет территориального органа федерального казначейства через уполномоченные банки на специализированные счета военнослужащих.

Предложенный проект закона в рабочем порядке согласован со всеми заинтересованными силовыми ведомствами и представлен в Госдуму.

При  разработке подходов к определению размера ЕДВ исходили прежде всего из принципа равенства прав военнослужащих вне зависимости от места несения военной службы, а также его места жительства. Размер ЕДВ и стоимость квадратного метра, должны учитывать существующие реалии регионов и соотноситься со стоимостью одного квадратного метра жилья по Российской Федерации.

При определении ЕДВ необходимо учитывать количество членов семьи военнослужащего, его выслугу лет, наличие у него права на дополнительную площадь. Военнослужащий с общей выслугой 20 лет и составом семьи 3 человека сможет приобрести жилое помещение по нормам, установленным законодательством, во всех субъектах Российской Федерации.

Процесс этот очень непростой. Несмотря на то, что законопроект Министерство финансов согласовало, естественно, подходы к определению стоимости ква­дратного метра, а отсюда и стоимости выделяемых денежных средств военнослу­жащим разнятся. Поскольку наша задача, задача Минобороны — обеспечить военнослужащих наибольшей суммой для того, чтобы они безболезненно могли решить свои жилищные проблемы, учитывая то, что они потратили   много сил, здо­ровья, времени на благо страны.

Позиция Министерства финан­сов, к сожалению, немножко другая, поскольку они экономят денежные сред­ства.

ЕДВ будут обеспечиваться военнос­лужащие, принимаемые на учет нуж­дающихся в жилье с 1 января 2014 года. Тем военнослужащим, которые были поставлены на учет ранее этой даты, соот­ветственно, будут предложены квартиры.

Учитывая, что на протяжении длительного времени воен­нослужащие ожидали получения жилья от 5 до 7 лет, на самом деле цифра просто страшная — от 5 до 7 лет военнослужащий ждал возможности получения от Министер­ства обороны жилья, в среднем. Минобороны полагает, что ЕДВ, как форма жилищного обеспечения, будет востребована военнос­лужащими и позволит не ждать в очереди, а получить выплату с момента принятия военнослужащим решения.

Материал подготовил:

Мельников Юрий Алексеевич, генерал-майор в отставке, представитель «Мегапир» на Дальнем Востоке, помощник депутата Государственной Думы М.А. Моисеева, консультант командующего войсками Восточного военного округа (по работе с ветеранами)