Живая связь времен и поколений

«Музей—это не только хранитель истории, это и воспитатель».
Д.С. Лихачев

Становление демократического государства, развитие России на основе национальных традиций во многом зависит от образовательной политики, ее системности и результативности. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения.

В МБОУ СОШ №12 патриотическое воспитание ведется в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан 2010 – 2015 гг.», закона «Об образовании», Федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС), «Программы патриотического воспитания в г. Хабаровске до 2015 г.», определивших важнейшие задачи воспитания школьников.

В школе разработана программа «Я – гражданин».
Цели: способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у ребят понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.

В соответствии с этим, работа ведется по следующим направлениям:

- Поисковая работа;

- Сотрудничество с шефами-воинами;

- Организация воспитательных мероприятий;

- Работа школьного музея;

- Социально-значимые акции. 

В связи с этим возникает насущная потребность в организации учебно-воспитательной работы, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций учащихся, их активности и самостоятельности. И в этом большую роль играет школьный музей,  как «хранитель прошлого и надежда на будущее».

Музейная педагогика в нашей школе рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, интегрирующая информацию музееведения, педагогики, психологии, культурологи, истории. Считаем, что музей это образовательная среда, способствующая целостному развитию личности. Наш музей как некое культурное пространство не только хранит, собирает и изучает разнообразные артефакты, он влияет на различные сообщества детей и взрослых, пробуждает творческие интересы, стимулирует самоактуализацию способностей.

Музей преобразован из Ленинской комнаты силами учащихся, педагогов, родительской общественности в 2001 году. Предполагалось, что наш музей будет музеем истории школы. Но история школы неразрывно связанна с историей города и людьми, которые живут рядом.

Сейчас экспозиция музея состоит из четырех разделов. 1-ый – материалы из истории школы, 2-ой – «Никто не забыт, ничто не забыто», 3-ий – об учителях нашей школы, которые удостоены звания «Ветеран педагогического труда», 4-ый – о лучших учениках, занесенных в книгу Почета школы. В музее имеются предметные материалы, посвященные 14 фронтовому узлу связи, который в годы Великой Отечественной войны располагался на территории школы. Собран материал по всем экспозициям музея. Ведется постоянный поиск новых форм работы.

Сформирована  творческая группа педагогов, которые на уроках своего предмета используют элементы музейной педагогики, такие, как урок в музее, музейный предмет, интерактивная экспозиция, сочинение по увиденному и услышанному и др. Это учителя географии, истории, литературы, ИЗО, технологии, музыки, МХК. Классные руководители в своем планировании работы с классом берут музейные проекты. Так в этом году реализуется проект, посвященный 67-й годовщине Победы в ВОВ.

Осуществляет организацию музейной воспитательной работы учитель истории – Крестинская Валентина Павловна, большой энтузиаст и знаток этого дела. В этом году она отметила пятидесятилетний юбилей своей педагогической деятельности.  Ей удалось сплотить вокруг себя творчески мыслящих и инициативных активистов музееведов, учащихся средних и старших звеньев обучения. Они с удовольствием занимаются в кружке «Краевед» и стали организаторами школьных мероприятий по классам, которые проходят в рамках работы школьного музея «Память». Совет школьного музея в сентябре разрабатывает и утверждает план работы на год. В котором прослеживается связь традиционных и сравнительно новых форм деятельности.

К добрым традициям можно отнести организацию и проведение социальных акций и проектов:

«Обелиск»
- благоустройство памятных мест города;
- день памяти Владимира Бурыкина, ученика школы, героя Афганской войны.

«Ветеран живет рядом»
- поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, педагогического труда;
- привлечение их опыта и знаний при проведении воспитательной работы в школе.

«Дом без одиночества»
- постоянное общение с ветеранами Великой Отечественной войны;
- окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.

«Письмо ветерану»
- конкурс творческих работ (обращение к ветеранам Великой Отечественной войны, составление памятных альбомов).

«Подарок воину»
- помощь солдатам, находящимся на излечении в 301 госпитале (4-ое травматологическое отделение).

Так же Совет школьного музея возглавляет поисковую работу. Задания определяются по классам, в начале года, а итогом становятся видео и аудио кассеты, диски, фотоальбомы с собранными материалами. В классах оформлены «уголки Памяти». Это результат ежегодных уроков – конференций «Живая связь поколений». Главные докладчики – сами ребята, при этом они узнают о ратных и трудовых подвигах ветеранов войны и труда, которые живут рядом с ними о судьбах своих бабушек и дедушек, соседях по подъезду. Для оценки итогов работы классных коллективов  приглашаются представители ветеранской организации города.

Лучшие исследовательские работы становятся участниками и победителями городских, краевых и всероссийских конкурсов:
 Исследовательские работы «Человек большой души», автор ученик 11 «А» класса Пишук Иван (руководитель Пишук О.А.), «Завод Дальэнергомаш в годы ВОВ», автор ученик 10 «Б» класса Антипов Влад (руководитель Крестинская В.П.) стали финалистами Международного конкурса исследовательских проектов «Леонардо».

 Мультимедийный проект Пишука Ивана о ветеране Второй мировой войны Авдеенко А.И. победил во всероссийском конкурсе «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках Отечества».

 В городском конкурсе музейных экспозиций образовательных учреждений «Школы военной поры» проект о Масликовой Марии Максимовне занял третье место.

 В городской акции «Судьба человека в российской истории 20-го века» Песляк Полина за исследовательскую работу о ветеране Великой Отечественной войны Ткаленко Павле Германовиче получила диплом победителя.

В школе создана и живет активной общественной жизнью ветеранская организация. Ее председатель – Прудникова Людмила Кирилловна, член Совета школьного музея, ветеран педагогического труда, человек с «горячим сердцем», принимающий чужую боль как свою, всегда знает нужды и чаяния своих подопечных. Это позволяет оказывать адресную помощь. Каждый класс в нашей школе шефствует «над своим ветераном». Совместные праздники, концерты уже давно стали одной из добрых традиций школы. Так же мы тесно сотрудничаем с городским домом ветеранов им. Соболенко. Поэтому ветераны частые гости школы. Они делятся своим жизненным опытом и знаниями во время «Уроков мужества», тематических бесед, посвященных памятным датам российской истории.

Особой для школьного музея остается работа с ветеранами локальных войн. Выпускники школы Александр Арончик и Владимир Бурыкин погибли при исполнении интернационального долга в Афганистане. Ежегодно в сентябре проходят «дни памяти»:
 лекторская группа музея выступает перед учащимися всех звеньев обучения с беседой «Горячие точки «холодной войны»;
 спортивные состязания по легкой атлетике;
 возложения цветов к мемориалу «Черный тюльпан»;
 Вахта Памяти и митинг у мемориальной доски Владимира Бурыкина, 22 сентября (день смерти);
 возложение цветов на могилы Владимира Бурыкина и его мамы.

Уже более десяти лет школьный музей тесно взаимодействует с краеведческим музеем им. Гродекова. В тесном сотрудничестве успешно реализуется проект «Музейная академия». В рамках которого разработан курс занятий по краеведению, для ребят всех звеньев обучения. Особый интерес у малышей вызывают темы связанные с природой родного края, а пятиклассники увлечены историей заселения региона, старшеклассники используют музейные уроки для лучшего усвоения тем по истории 20-го века и работой над исследовательскими проектами краеведческой направленности. В 2011 году Сухарева Валерия, ученица 11 «Б» класса стала финалистом Всероссийского конкурса исследовательских проектов им. Д.И. Менделеева. Была приглашена в Москву на очный тур и с успехом защитила проект об Р.К. Мааке – натуралисте девятнадцатого века, который внес большой вклад в изучении дальневосточной флоры и фауны.

Таким образом, школьный музей «Память» является открытой системой, центром воспитательной работы в школе.