А музы не молчали

Рубрика:  

   В годы Великой Отечественной войны литература Дальнего Востока, как и вся советская литература, взяла на себя высокую гражданскую миссию. В своих лучших образцах она сумела передать гигантский размах событий, трагическую напряженность военных лет, осмыслить значение всемирно-исторического подвига советского народа.

   В эти годы активизируется преимущественно два жанра: поэзия и публицистика. Большая часть писателей находилась в армии, остальные активно сотрудничали в партийной и военной печати Дальнего Востока, были военными корреспондентами ТАСС во время войны с Японией. Они шли на заводы, в колхозы, на важнейшие стройки, в воинские части, были и газетчиками, и лекторами, и политработниками на судах и промыслах. На строительстве Амурстали в многотиражке в предпусковой период трудилась целая бригада писателей: П.Комаров, А.Гай, Ю.Шестакова, В.Павчинский.

  Не все поэты и прозаики успели в полную силу выразить свои  мысли и чувства. Погибли, не написав своей главной книги, литераторы В.Афанасьев, А.Артемов, Г.Корешов, Г.Кравченко, А.Фетисов и другие. Многие поэты-дальневосточники принимали непосредственное участие в Великой Отечественной войне, находясь в рядах действующей армии. Личный опыт фронтовой жизни придавал их стихам убедительность документа. Не все из поэтов успели в полную силу выразить свои чувства и мысли. Безвременно погибли на фронтах Отечественной войны Александр Артемов, Георгий Корешов, Вячеслав Афанасьев - люди большого гражданского мужества, находившиеся в расцвете своего поэтического таланта.

Заслуг особых не припишешь мне.

Кого-то удивить могу едва ли.

Вот разве строки, строки о войне,

О той войне, когда мы мир спасали.

Мне кажется, они не пропадут,

Как плотно бы их время ни прикрыло.

Найдут те строчки люди и прочтут,

Задумаются: вот как это было.

                                         Сергей Тельканов

  Сороковые-роковые... "Но выстрелы под Ленинградом нам и в Хабаровске слышны", - писал в те годы Петр Комаров. Тематика книг, которые издает Дальгиз, резко меняется; боевые политические жанры выдвигаются на первый план. В декабре 41-го Крайком партии принимает специальное постановление "06 издании лозунгов, плакатов, листовок на военные темы". Уже в 1942 г. выходят сборники "Комсомол Хабаровского края - фронту", в котором напечатаны очерки писателей в том числе Вадима Кожевникова, Николая Задорнова, Юлии Шестаковой, и "Фронт и тыл" (редактор Иван Машуков), в котором было собрано около двух тысяч писем. Переписка дальневосточников с фронтовиками остается и по сей день документом мужества и несокрушимой воли к победе. Неудивительно, что в Дальгизе выходят такие, например, книги, как "Обработка и лечение ран мылом" докторов медицины А.Дыхно и И.Резника. Все для фронта, все для победы - таков лозунг дня в течение пяти трагических лет.

   Многие дальневосточные литераторы воевали с оружием в руках на фронтах Великой Отечественной. Ушел добровольцем на фронт первый из народов Севера член Союза писателей, певец народа нани, уроженец стойбища Кондон - Аким Самар. Он погиб под Сталинградом.

   Хабаровский журналист Александр Фетисов (1908-1942), тот, который писал на военные темы в газете "Тихоокеанская звезда" (так в предвоенные годы стал очень популярным боец-пограничник Никита Карацупа; Фетисов о нем писал), а потом первым написал повесть о китобоях, - погиб  в мае 42-го. Не вернулись с войны А.Артемов, В.Афанасьев, Г.Корешов, Г.Кравченко, А.Никулин.

  Те, кто остался в тылу, активно сотрудничали в газетах. Писатели шли на заводы, в колхозы и воинские части, чтобы рассказать об этом на страницах периодической печати. В Комсомольске развернулась ударная стройка: завод "Амурсталь", который должен был давать металл для нужд оборонной промышленности. Туда в качестве выездной редакции газеты "ТОЗ" была направлена бригада писателей - А.Гай, Ю.Шестакова, В.Павчинский. Туда же по своей воле прибыл Петр Комаров, уже тяжело больной, и пробыл там до конца строительства. "Условия на стройке были трудные, - вспоминает Юлия Шестакова. - Но это не имело значения. Строителям нужно было выполнить государственное задание в срок. Поэтому работали днем и ночью, по суткам и по неделям не уходя домой. В траншеях, где монтажники прокладывали трубы для подачи воды в мартен, горели костры, чтобы грунт не замерзал. Люди грелись у костров или в бытовках - и снова шли под своды холодных цехов. Это был, без преувеличения, героический труд"... А Петр Комаров оставил строки:

... Ты многое вспомнишь:

Декабрьские бури,

И снежный морозный февраль,

И линию фронта

У нас на Амуре -

Вот это и есть Амурсталь!

"Амурсталь".

                                         1942

  Поэзия, как мобильный жанр, не прерывалась в военные годы. Пишущие становятся военными, многие из военных берутся за перо. В эти годы возник удивительный человеческий сплав: Поэт-воин. Сравнить можно разве что с Денисом Давыдовым в Отечественную войну 1812 года. Плеяда таких поэтов - солдат и офицеров Советской Армии - действовала в Хабаровске в 40-е годы и далее. Это Александр Дракохруст, Анатолий Рыбочкин, Степан Смоляков, Сергей Тельканов, Сергей Феоктистов. Уже в послевоенные годы композитор Владимир Румянцев написал на слова С.Феоктистова песню "Шуми, Амур", которая стала настолько популярной, что, кажется, существовала всегда. В ней поется про войну 1941-1945 гг.:

  Сергей Феоктистов за участие в Великой Отечественной войне награждён орденами и медалями. Во время войны вышел и его поэтический сборник "Гнев" (1942г.)

   Журналистской и поэтической школой для военных поэтов была хабаровская газета "Суворовский натиск". Спецкор "Суворовского натиска" Сергей Тельканов (1911-1974) прошел солдатский путь от Сталинграда до Праги, участвовал в боях на Курской дуге, на Украине, в  Молдавии; закончил войну в Порт Артуре, Первая поэтическая книжка Тельканова под названием "Фронт" вышла в 1942 г. в Челябинске. ( В Хабаровском издательстве вышли сборники "Пути-дороги", поэма; "Знамя полка" и другое). Основная тема написанного Телькановым - человек на войне.

   Драгоценные свидетельства лично пережитого, запечатлевшие суровую правду военных лет, принадлежат Сергею Тельканову - участнику боевых действий на Донском, Степном, Втором Украинском и Забайкальском фронтах. Его стихи этого периода - страницы фронтового дневника, который поэт вел с первых дней войны до ее завершения. Мужественные строки воскрешают перед читателями первые месяцы Отечественной войны:

Танки рушат дубы, подминают кусты,

В белоствольные рощи врываются с хода.

Пахнут дымом цветы, пахнут кровью цветы.

Это запах цветов сорок первого года.

Снова пламя с утра захлестнуло поля.

Хлеб горит, и не видно совсем солнцевсхода.

Пахнет дымом земля, пахнет кровью земля.

Это запах земли сорок первого года.

Выло десять атак на участке полка.

Уцелело лишь трое из нашего взвода.

Пахнет дымом строка, пахнет кровью строка.

Это запах стихов сорок первого года.

                                                         1941 г.

О. Григорьева