Резонанс

Рубрика:  

(По следам опубликованного)  В предыдущем номере нашего журнала в рубрике «Минута молчания» был опубликован материал, посвящённый «Светлой памяти наших товарищей», которые погибли 10 марта 2005 года, то есть пять лет тому назад. Напоминаю о начале статьи. «Пять лет тому назад, 10 марта 2005 года, в результате авиакатастрофы военный вертолёт «МИ-8» разбился на границе Урус-Мартановского и Заводского районов Грозного.

По одной из версий, (кстати, это версия официальная, опубликованная в средствах массовой информации,) машина зацепилась за высоковольтную линию электропередач, упала и загорелась. Погибли наши товарищи, молодые, умные, прекрасные ребята, у которых, казалось бы вся жизнь впереди. И что бы ни явилось настоящей версией, общепризнанная или какая-то другая, нам уже никогда не услышать их весёлых голосов, не увидеть смеющихся лиц, не обменяться словами приветствия. Мы только можем и должны помнить о них и рассказать тем людям, кто их не знал». И далее мы рассказали о каждом из них короткими биографическими справками.

На нашу публикацию пришло много откликов, в которых разные люди говорят о том, что официальной версии о причине гибели ребят верить нельзя. Многие из «альфовцев» их знали как настоящих бойцов спецназа. Все как один они были решительными и находчивыми. Группа специального назначения, в состав которой входили наши ребята и несколько бойцов из Москвы, выполняла сверхсекретные задания. Только таким, как они, могли поручить захват главы чеченских боевиков Масхадова и другие очень сложные мероприятия.

После выполнения знакового специального мероприятия, которое было в цепочке последних на тот момент террористических актов, они все вместе возвращались на базу. Как бойцы спецназа, так и пилоты МИ-8 были профессионалами высочайшего класса. Командир вертолёта имел квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». Поэтому их коллеги, друзья и родственники не могут поверить, что после столь успешно проведённой боевой операции, по результатам которой каждый из них был удостоен высокой государственной награды, они погибли. За совершённые подвиги ребята были награждены орденами Мужества (посмертно).

Наполеон в своё время говорил, что «война состоит из непредусмотренных событий». Но мне, как человеку сугубо гражданскому, гибель молодых, умных, здоровых ребят всегда кажется нелепой. Я побеседовала с их боевыми друзьями, коллегами, профессионалами.

Один из моих собеседников сказал, что только лет через пятьдесять мы сможем узнать ответы на вопросы, если таковые ещё остались, о причинах гибели ребят, так как многое из того, что сегодня «засекречено», возможно, тогда станет информационно доступным. Второй собеседник, друг погибших ребят, с которыми он вместе учился, служил, а потом дружили семьями, в тот раз должен был быть с ними. Но накануне вылета группы в Чечню его командировку руководство отменило.

Он рассказал мне, что после гибели друзей долго не мог ощутить, что их не стало. По многолетней привычке он иногда звонил им по мобильным номерам, автоматически, потом спохватывался, - их же уже нет в живых! А каково их родным?!

Ситуация требует ответа на многие вопросы – ПОЧЕМУ??? Группа возвращается на базу с задания. Длительность полёта по установленному маршруту – один час сорок минут. За 20 минут до посадки в течение трёх секунд вертолёт падает на линию электропередач. Если причиной послужила неисправность машины, то почему пилот не вступил в контакт с диспетчером? Может, были нарушения связи? А может, причиной падения вертолёта был выстрел с земли?Может быть. Вертолёт сгорел мгновенно, люди погибли. Остался в живых один спецназовец. Когда вертолёт накренился на левый бок, он получил команду – прыгать! Весь переломанный, он остался в живых. Три секунды – это «раз, два, три». И всё…

Говорят, что вертолёт шёл на предельно малой высоте, хотя в зонах военного конфликта высота должна быть, как говорят профессионалы, соответствующей обстановке. Её нельзя считать предельно малой. Как пояснил военный лётчик-снайпер Александр Николаевич Пустовой, самая главная задача пилота – это, маневрируя по высоте с использованием складок местности, лётчик должен ограничивать возможность противника для поражения вертолёта стрелковым оружием и малыми средствами ЗРК. И, следовательно, высота может быть какой угодно. Тем более, что вертолёт шёл над зоной военного конфликта!!!»

Кстати, Александр Николаевич Пустовой очень хорошо знал погибших ребят, дружил со многими из них. Он видел фотографии обломков сгоревшего вертолёта, но по ним окончательного вывода сделать невозможно. Он сам дважды назначался председателем государственной комиссии по расследованию обстоятельств авиакатастроф, поэтому знает степень ответственности за объективность результатов.

Пока нет ответов на главный вопрос: почему вертолёт зацепился за высоковольтную линию? Поэтому каждый человек выдвигает свои предположения. Нам ясно одно: «Смерть павших на поле брани в молодости ощущается тем болезненнее, чем дольше живут их ровесники». Ребята воевали как герои и погибли как герои!

Пусть светлая память о них останется в наших сердцах.

Пусть их родные и близкие помнят их и гордятся ими!

В.Воейкова