ПЕРЕКРЁСТОК БИОГРАФИЙ

3 марта 2023 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 140 «О праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали».

Ознакомившись с ним, невольно вспомнил дела давно минувших дней…                                                                          

Научно-исследовательская работа студентов, а в военных вузах курсантов, является неотъемлемой частью деятельности любого высшего учебного заведения. Будучи старшим научным сотрудником, в то время Хабаровского военного Института Федеральной пограничной службы РФ, я занимался работой в данном направлении в ходе учебно-воспитательного процесса довольно кропотливо, за что незадолго до увольнения в запас с правом ношения военной формы получил поощрение от директора ФПС РФ.       

На должном уровне, с первых дней существования Хабаровский Институт Инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ), ныне Дальневосточный государственный университета путей сообщения, который закончила в своё время моя мать Полищук Татьяна Терентьевна, ставшая толковым инженером проектировщиком, а затем и производственником, занималась в ходе обучения исследовательской деятельностью вместе со своими сокурсниками ещё до моего рождения.                                          

По её рекомендации поступил и закончил это учебное заведение в прошлом веке и я. А сегодня в кузнице инженерных кадров уже обучается моя внучка.                                                                                                      

С первых дней образования учебного заведения  (8 сентября 1937 г. по Постановлению ЦК ВКП(б) и Совнаркома) приоритетным направлением являлась подготовка грамотных инженерно-технических кадров для железных дорог, строительных организаций и промышленных предприятий Сибири и Дальнего Востока. Решение о создании вуза было вызвано срочной необходимостью увеличить пропускную способность железных дорог. И со своими задачами она успешно справляется, в том числе с задачами, связанными со строительством и совершенствованием БАМа.                          

И я рад, что именно в этой цитадели научных кадров, я получил в советский период первое, высшее образование и первую воинскую учётную специальность - инженер по постройке и восстановлению мостов и туннелей, которая в дальнейшем исходя из целесообразности изменялась военными специалистами неоднократно.                                                                         

По рассказам матери в 1950-е годы произошло уникальное в вузовской практике ХабИИЖТ событие. Оно определило роль учебного заведения в строительстве БАМа. В процессе сооружения линии Известковая – Чегдомын на учебной и лабораторной базе института создается проектно-конструкторское бюро и промышленная структура по созданию звеносборочных машин для укладки рельсовых звеньев на подготовленное земляное полотно. Подобного прецедента создания такой техники и технологии не было тогда в мировой практике строительства железных дорог. Все эти машины и механизмы позже нашли применение при сооружении БАМа и применяются на всех железных дорогах России и дружественных ей стран и в настоящее время.                                                                    

Примечательно, что во время геологической практики, обучаясь в дальневосточном вузе, мне доводилось делать промеры температурных изменений грунтов в районах искусственных сооружений именно на участке этой трассы, проходящей в зоне вечной мерзлоты.                                                  

В 1949 году, когда я только появился на свет, академик, доктор технических наук, профессор Александр ВасильевичПаталеев, крупнейший ученый в области грунтоведения, переехал из Ленинграда на Дальний Восток и стал трудиться в ХабИИЖТ.                                                                                   

При этом он (1901–1969), выпускник Ленинградского Института инженеров путей сообщения, организатор кафедры «Основания и фундаменты», был одним из организаторов строительства «Дороги жизни»во время блокады Ленинграда. В 1939 году в Москве вышел его фундаментальный учебник «Механика грунтов, основания и фундаменты», который стал настольной книгой моей матери…                                                 

Его автор основал в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта свою научную школу. Ее открытия легли в основу строительства Байкало-Амурской магистрали. Так ради строительства БАМа видный ученый стал дальневосточником.                                            

Дело в том, что повышение температуры воздуха даже на десятую часть градуса (а именно это и есть то самое глобальное потепление) и вместе с тем попадание дождевых осадков в почву, человеческий фактор нарушают хрупкую систему равновесия между мерзлотой и возведенными на ней конструкциями.    Все это может привести к необратимой потере прочности основания земляного полотна. Поэтому на железных дорогах вследствие таянья многолетнемерзлых грунтов могут возникать деформации: неконтролируемые просадки, расползание насыпи земляного полотна, оползание и эрозионное разрушение обочин и откосов, морозное пучение.    Вместе с учениками уже в 1960-е годы Александр Паталеев исследовал эксплуатацию инженерных сооружений в условиях вечномерзлых грунтов. Он подготовил двух докторов наук и 22 кандидата технических наук. Ученики знаменитого ученого оказались незаменимыми специалистами при сооружении Байкало-Амурской железной дороги.                                                        

Еще за несколько лет до объявления БАМа всесоюзной стройкой по проектам Александра Васильевича были построены железнодорожные участки, многоэтажные дома, локомотивные депо и другие сооружения, которые исправно служат до сих пор.                                                       

Подготовка специалистов с исследовательскими и практическими навыками в транспортном вузе позволили и мне проходить воинскую службу в дальнейшем даже на должности старшего научного сотрудника военного вуза.                                                                                                                                 

Учитывая большое народнохозяйственное значение строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали,8 июля 1974 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», которое предусматривало завершить строительство в течение 10 лет.            

Это Постановление обязало Министров РСФСР, Совет Министров Бурятской АССР и Бурятский обком КПСС, Совет Министров Якутской АССР и Якутский обком КПСС, Хабаровский крайком КПСС и Хабаровский крайисполком, Читинский, Иркутский и Амурский обкомы КПСС и Читинский, Иркутский и Амурский облисполкомы, все партийные, советские и хозяйственные органы оказывать всемерное содействие организациям Министерства транспортного строительства и Министерства путей сообщения в выполнении возложенных на них задач по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит, второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена и объектов, связанных с увеличением пропускной способности железных дорог Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эта уникальная железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и российский Дальний Восток, имеет длину 4324 км и является одной из крупнейших в мире железнодорожных магистралей. После начала СВО БАМ получил «второе дыхание» - его значение для торговли со странами Восточной Азии трудно переоценить.                           

Вспоминается вручение ведомственных наград в пос. Февральский (Амурская область)  руководством Дальневосточной железной дороги в ходе поездки делегации по БАМУ, посвящённой 40-летию окончания её строительства, в составе которой был и я. Торжественность мероприятия подчеркнуло её значимость для увековечивания памяти о Всесоюзной ударной комсомольской молодёжной стройки, других ударных строек прошлого века. Я был горд за то, что именно в посёлке Февральск, где остались жить многие строители великой стройки века, получил награду, в то время, от имени начальника Дальневосточной железной дороги, Почётного гражданина г. Хабаровска Михаила Михайловича Заиченко памятную медаль «40 лет Байкало-Амурской магистрали».

В 2014 (юбилейном для БАМа) году я был удостоен и нескольких общественных наград, связанных с восточным участком магистрали и от бывших строителей в гимнастерках. Так называли воинов-железнодорожников БАМа.                                                                   

Вспоминая  незабываемые дни 2014 года в эстафетном поезде, невольно размышлял о начале своего трудового пути после окончания вуза, когда за высокоэффективную работу на краевой ударной комсомольской молодёжной стройке - строительстве сельскохозяйственных комплексов вблизи села Некрасовка, Хабаровского района, будучи лейтенантом запаса, получил высшую награду ЦК ВЛКСМ Золотой знак «Молодой гвардеец пятилетки».  

Первую воинскую учётную специальность «Инженер по постройке и восстановлению железнодорожных мостов и туннелей», я получил с дипломом о первом высшем образовании. А диплом о втором высшем  образовании, будучи депутатом Хабаровской городской думы, получил после  защиты его на «отлично» в Дальневосточной академии госслужбы по теме: «О совершенствовании взаимодействия представительного органа местного самоуправления с ветеранскими организациями на примере г. Хабаровска».              

В служебной характеристике, выданной мне при увольнении в запас из ХВИ ФПС РФ, отражено: «В военное время может быть использован как заместитель командира полка по политической части». В 1997 году был председателем подкомиссии по русскому языку и литературе при приёме вступительных экзаменов в ХВИ ФПС РФ. Выступил с сообщениями на международной научно-методической конференции в г. Уссурийске, межвузовском научно-методическом семинаре в г. Благовещенске. В апреле 1998 года выступил на межрегиональной конференции в г. Хабаровске. В 1997-1998 учебном году, имел три научные публикации, одна из которых в материалах межвузовской научно-практической конференции ХГАЭиП».         

Дальневосточный государственный университет путей сообщения всегда был и остаётся надёжным преемником традиций ХабИИЖТа, в котором довелось получить своеобразный пропуск в жизнь.                                

Сегодня его изыскатели не прекращают мониторинг состояния путевого хозяйства БАМа, мостовых переходов. Все они когда-то были построены с учётом научных работ ученых-дальневосточников. Впереди строительство второй очереди магистрали. А значит, у тех, кто учился и продолжает учиться с учётом научных разработок профессора Александра Паталеева, есть шанс продолжить его дело и в будущем.                                               

В связи с этим является актуальным обращение к историческому опыту университета, который, полагаю, несомненно отметит новыми успехами в 2027 году в свой 90-летний юбилей.                                                                                   

В добрый путь!

 

Леонид Коробко, Заслуженный ветеран Хабаровского края, член Российского комитета ветеранов.