Размышления православного человека

«- 5 марта 1901 года, более  90 лет назад, в «Церковных ведомостях» было объявлено об отлучении Льва Толстого от Русской православной церкви. Решение об этом было принято Святейшим Синодом 15(2) февраля 1901 года».

Держу в руках небольшой томик произведений Л.Н. Толстого – «Новая азбука» и «Русские книги для чтения», изданные впервые в 1872 году, переработанные и переизданные,  спустя три года. «Новая азбука»  была одобрена и рекомендована для школ Ученым комитетом  Министерства народного просвещения на основании отзыва поэта А.Н. Майкова. Язык писателя «так сжат и прост, и изящен, как будто бы для автора не существовало никаких стеснений» - (Н.Н.Гусев «Лев Николаевич Толстой», 1963, с.207) – написано о его «Азбуке». Есть среди этих  сказок и рассказов  для детей  повествования, затрагивающие вопросы соблюдения Божьих заповедей, некоторые моральные аспекты православия.

Повествуя об ангеле, оказавшемся  среди людей в произведении «Чем люди живы», писатель  рассказывает, что ангел по воле Бога узнал, что есть в людях – в людях есть любовь; узнал, что не дано людям – не дано людям знать, что им для своего тела нужно; узнал, чем люди живы – люди живы любовью. «Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь». О чем это произведение? О Божьих заповедях – для детей написано. 

Еще одно произведение – «Много ли человеку земли нужно». О чём это? Пообещали Пахому столько земли, сколько он до заката солнца оббежать сможет. Оббежал-то он много, да только в конце пути своего упал от усталости и умер. Его работник «выкопал Пахому могилу, ровно насколько, насколько он от ног до головы захватил, – три аршина, и закопал его». Очень  актуальное повествование Льва Николаевича неправда ли?

Так почему же такого набожного, богоугодного человека, писателя, от церкви отлучили? И отлучили ли? Разное об этом пишут. А мы всё ждем каких-то официальных заявлений на тему отлучения Льва Николаевича. Не верится в то, что он церкви не угодил, заповеди нарушил настолько, что никакие его покаяния, в том числе и печатное слово о соблюдении Божьих заповедей,  во внимание не были приняты.

Совсем недавно я прочла и новую версию случившегося. Отлучён за то, что ушел Толстой от жены. Но ушёл он всего лишь дней за десять до своей гибели: от тяжелого воспалительного заболевания он умер на железнодорожной станции в незнакомом ему месте. Почему ушёл? Вопрос без ответа – одни версии.

Писатель писателю - рознь. Разные опять же есть писатели, приверженцы разных верований и религий. Не буду называть автора, но попалась мне случайно в руки книга одного современного   писателя. Он – приверженец язычества, агрессивно критикующий христианство, православие. Ленина к Христу приравнивает, коммунизм к христианству. Ход его мыслей предсказуем: православие – ошибочный путь русских, как и коммунизм.  Как много желающих определить, какой путь у русских ошибочный, а какой не ошибочный.

Среди художников тоже есть свои «толкователи». Вот, например,  картина Глазунова под названием «Христос и Антихрист». Краткий взгляд на такое ИЗОбраженье  вызвал у меня негативные чувства еще два с половиной года назад. Сами собой родились стихотворные строки: 

ИЗОбразительное искусство

Картина в зале галереи
Притягивает глаз,
Быть может, писана  евреем,
Быть может, -  не про нас.
Христос, антихрист - однотипны.
Различен   цвет их глаз.
Изображенье однотипов -
«ИЗО – броженье»  -  в   нас.
Коль Бог, творец, дал эту роскошь -
Владенья кистью и пером, 
Зачем же так чернить погосты,
Нас вырубая. Топором.

                           01.02.2009

Всё время, прошедшее после первого просмотра картины, не давало мне покоя мое стихотворение: может, ошиблась я в оценке   труда уважаемого автора. Ещё при социализме, помню, впервые  посмотрела одну телепередачу с   участием этого художника  о его же творчестве. Тогда он вызвал у меня симпатии к себе, именно   своей набожностью.  Я заинтересовалась   его творчеством и всегда  внимательно рассматривала его  картины, поэтому в очередной раз, посещая столицу, оказалась в его галерее у Храма Христа Спасителя.

Осенью этого года  стою опять у его картины «Христос и Антихрист», и что-то всё так же отталкивает меня, но никак не могу понять, что именно. И вдруг, осознаю весь негативизм  этого творения. И не потому, что  художник не имел права  святой лик  писать. А потому, что   он  не Христа изобразил   – он только подписал имя Бога под   одним из образов, который, по моему восприятию, таковым не является. Вы помните эту картину?      Два совершенно одинаковых лица, расположенных рядом: у Христа глаза голубые, у антихриста – карие. Христос во всех церковных писаниях отображается по-другому, глаза у него карие. При внимательном изучении картины   выявляю и другое отличие:  форма бороды у того, под изображением которого стоит подпись «Христос», на конце раздвоенная. Всё остальное  одинаково, перед нами – близнецы – братья! Что этим хотел сказать художник? Почему уравнял Бога с дьяволом?

На мой взгляд,  на  полотне   есть два образа,   ни один из которых не отображает образ Христа.  Тогда,  какого же вероисповедания художник  Глазунов? Язычник? Безбожник? Сначала я думала, что к его  «ИЗО броженью» только я отнеслась негативно. Оказалось, таких, как я достаточно много. Это произведение вызывает негативное отношение. Конечно, никому ничего запретить невозможно и каждый сам вправе решить все для себя. Но отношение к художнику Глазунову у меня изменилось:  полностью исчезло уважение к нему и его трудам.   И его мистерии, которые сейчас множатся, похожие на ОКНА РОСТА  Владимира Маяковского, скорее отталкивают, чем привлекают. Представила себе весь ужас, что его творчество, спустя много лет, будет достоянием наших потомков. Конечно, демократия, свобода мысли, свобода творчества – это завоевания времени. Но  удивляет меня только одно: почему здесь официальная церковь не выскажется против надписи «Христос» на картине, где Христа нет. Полагаю, что такое искажение действительности унижает христианские чувства не только православных людей. И от Церкви Глазунов не отлучён, скорее, наоборот.

При этом Лев Николаевич Толстой, создавший такие прекрасные произведения для детей, мало оцененные современниками, отлучен от церкви. По сути, за изображение жизни, какой она была в его время, какая она есть сейчас. Да, он бросил жену за десять дней  до своей смерти в возрасте глубокой старости с признаками, вероятно,  старческого склероза, - это греховное действие. Церковь его осудила строго.

Но Глазунов под своей картиной написал святое имя Христа под изображением, таковым не являющимся, – и никакой реакции. Ходят тысячи людей мимо такой картины, читают название, восхищаются талантом … Но у многих православных людей возникают те же вопросы, что и у меня.

Художник Глазунов повсеместно подчеркивает свою  набожность, в том числе и  через изображение святого образа. Но во мне нет веры искренности его творчества.

В противовес творчеству Глазунова картины А.Шилова настолько одухотворены и его классический реализм сам по себе является духовным, божественным даром, в каждом портрете присутствуют Душа, Дух, Святой образ. Именно такие чувства я испытала, подолгу простояв около большинства его полотен, когда  впервые побывала в галере. В тот период выставлялась и его графика – это настолько высокое искусство, что от просмотра картин захватывает дух.  Около некоторых картин просто плачет моя душа. Например,  у картины «Ветеран». Его портреты матери, бабушки – поглощают: испытываешь ни с чем несравнимые трепетные чувства, а во взгляде  родных художнику лиц усматриваешь искры любви, которые и мне дарили мои мама и бабушка. И нет необходимости доказывать, что  его творчество и вера – суть одно и то же. А личное его горе – переживаешь как свое.

И в заключение приведу стихотворение Хайдара Бедретдинова «Картинная галерея Шилова».

Идём по галерее Шилова,
Неся, как груз, свой непокой,
Вослед за золотою жилою,
Открытой мастера рукой.

Сияют золотые рамы,
Звучанье арфы в тишине, -
Приходит ощущенье Храма
И причащение ко мне.

Здесь целый мир в картинах создан,
И он уж сам собой живет:
На миг застыли в разных позах
Друзья, отвлёкшись от забот.

Вот – бабка с горечью обиды:
«Не пишут», - это ль не беда?
Вот – «Ветеран», людьми забытый,
Отдавший подвигу года.

Актёры, мудрецы, поэты,
Духовных лиц глубокий взгляд,
Пейзажей широта – всё это
Запечатлённый жизни ряд.

Смеются лица здесь и плачут,
Живут под тяжестью креста.
И льётся музыка «Скрипачки»,
Звуча палитрою, с холста.

Глядишь – и сам вот-вот заплачу:
Таков он – очищенья миг!
И ухожу я, став богаче,
Приобретя здесь целый мир.

Г.А.Пысина, член СВГБ.