скульптура "Давид" работы Микеланджело

Известная скульптура "Давид" работы Микеланджело Буонаротти(1475-1564) достигает в высоту чуть более 5 м. Это его самая  большая скульптура. ВМоскве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина находится гипсовая копия "Давида".

Рассматривая скульптуру, мало кто обратил внимание на то, что скульптура сделана не совсем пропорционально. Давид, скорее взрослый мужчина, чем юный мальчик, победивший Голиафа. У него заметно утяжелена голова и кисти рук. Сделано это специально, потому, что скульптура предназначалась для установления снаружи у купола флорентийского собора св. Павла, на значительной высоте с рядом других скульптур на библейскую тему. А на все эти произведения, включая и Давида, предполагалось любоваться снизу.

Теперь немного об истории создания скульптуры. Флорентийское правительство в середине XV в. для украшения святого собора купило 2-х метровую мраморную скульптуру "Давида" работы Донателло, но она оказалась слишком маленькой. Нужны были более крупные скульптуры.

Для первой пробы была заготовлена мраморная глыба и заказ на "Давида" ' получил помощник Донателло - Агостино ди Дуччо. Заготовка пролежала 150 лет, но Агостино не смог выполнить заказ (заготовка требовала точного расчёта пропорций и не была столь объёмной).

Выполнить заказ взялся Микеланджело. К 1501 году, когда он начал работу над "Давидом", его резцу уже принадлежали известные произведения: "Оплакивание (Пьетта)", Битва кентавров", "Мадонна у лестницы" и др. Именно по этой причине руководство собора, а не города, выбрало его для работы над большой скульптурой и заключило с ним договор.

Кстати, совсем не соответствовало действительности распространенное потом утверждение писателя Вазари о гом, что мраморная глыба была испорчена и Микеланджело выпросил ее у правительства, а потом удивил его своей работой. Не было конкуренции и с Леонардо да Винчи. Появление же только одной скульптуры "Давида" объясняется довольно просто: она оказалась очень тяжелой, и для неё не нашлось тогда необходимых приспособлений для поднятия и установки на крыше собора.

Специальная комиссия, в которую вошли Боттичелли, Леонардо да Винчи и Сангалло, подобрали для неё очень удачное место на площади Синьории перед дворцом флорентийского правительства. "Давид" занял это место 8.09.1504 года, простояв 400 лет.

После открытия статуя Давида провела около трех столетий под открытым небом на площади Синьории. Первые 20 лет после создания стали серьезным испытанием для статуи. Ее обстреливали повстанцы, в нее даже ударила молния. В 1527 году во время восстания у «Давида» отломали руку. Белая смесь извести и песка, которую использовали, чтобы вернуть руку на место, видна до сих пор. А в 19 веке памятнику нанесли еще больший урон две непрофессиональные операции по его очистке: в 1810 году его покрыли воском, а в 1843 году воск вместе с подлинной патиной смыли при помощи соляной кислоты.

В 1873 году статую «Давида» перенесли в главный холл Академии художеств. Ее место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. Однако и на этот раз злоключения античного красавца не закончились. В 1991 году психически неуравновешенный итальянец Пьеро Канната молотком отбил средний палец на левой ноге «Давида». Пришлось делать для статуи новый палец.

В мае 2004 году флорентийцы впервые за последние 130 лет вымыли знаменитую скульптуру. Это было сделано специально к 500-й годовщине создания статуи. Скульптура Давида была торжественно заново открыта в Академии Флоренции после окончания процесса реставрации.

Информация из Интернета и

"Лабиринты заблуждений" А.Е. Синянский