«Единая Россия» - бронепоезд Белой гвардии

Рубрика:  

Удивительна судьба нашей страны. В начале века либералы и большевики с пеной у рта утверждали, что «страна катится в пропасть», «народ голодает», но… данные приписных комиссий однозначно показывали – рост, вес и мышечная масса призывников год от года растут. Но зато криминальный опыт получал каждый пятый, а еще был высокий процент заболеваний сифилисом и малолетних проституток. То есть проблем в социальной сфере было… очень много.

Зато Россия имела самый большой в мире парк теплоходов, хотя и отставала в области техники во многом другом. Потом был «революционный зигзаг» ну просто по Джорджу Оруэллу: верхи разложились, потеряли хватку и не могли удерживаться там, где были. И тогда представители среднего класса пошли к представителям низшего, который тяжело трудился, знаний не имел, но в котором бродили наивные надежды на справедливость и мечты о «лучшей доле», и сказали им: «Мы знаем, как осуществить ваши мечты!» Ну и сами стали высшими, какое-то количество низших пробились в «красные профессора», «красные инженеры» и «сталинские наркомы», но в целом, в целом улучшение их жизни так и осталось в руках… научно-технического прогресса. Иначе бы над Кремлем сегодня развевался совсем другой флаг, да и партии у нас в стране тоже были бы совсем другие…

Кстати, о партиях. Лидером среди них (уж не знаю к добру ли, к худу ли) является партия «Единая Россия». Но… именно так назывался известный бронепоезд белогвардейцев. Так что… можно говорить, что, хотя бы через годы, и пусть чисто номинально победили они! Ну, а судьба этого бронепоезда также по-своему интересна, и стоит познакомиться с ней поподробнее.

А было так, что после упорных боев 1 июля 1918 года белогвардейцы взяли станцию Тихорецкая, а это был крупный железнодорожный узел, куда осуществлялась эвакуация имущества с Украины, которая передавалась немцам и австрийцам. На основе захваченных трофеев, а среди них были и вагоны, и паровозы, и листовой прокат, и броня, как раз и был построен первый тяжелый бронепоезд Добровольческой армии, получивший сначала название «Батарея дальнего боя». Затем ей дали название «5-й Бронированный поезд», но это как-то «не звучало», и в конце 1918 года его назвали «Единая Россия». С явным намеком на теорию «непредрешенчества», рьяно поддерживаемую генералом Деникиным. Суть ее заключалось в том, что нужно было сначала восстановить Россию в изначальном виде, а уж потом решать, что и как. Дурак он был, прости Господи, выступая с этим лозунгом после того, как Ленин подарил независимость Польше и Финляндии, а лозунг о правах наций повсеместно декларировался большевиками. Ну кто после этого захотел бы все начинать сначала? Вот никто Деникина тогда и не поддержал: ни горцы, ни казаки, ни финны, ни поляки!

На фотографии № 2 изображен флаг бронепоезда. И где мы его видим теперь? Вот так, рано или поздно, но более высокая социальная организация одолевает менее высокую. В Китае чингизиды продержались, кажется, два века? А тут всего 74 года, на четыре года больше жизни двух поколений, потому что социологи считают век условным сроком жизни трех поколений. И вот теперь этот флаг реет над Кремлем...

Бронепоезд получился просто классный! Википедия сообщает, что он был вооружен двумя 105-мм орудиями, одним 120-мм и 47 мм пушкой, что представляло собой значительную боевую силу. Однако следует учесть, что в России не было 105-мм пушек как таковых, были 107-мм, переточенные из 105-мм японских и «четырехдюймовые» орудия с эсминцев, имевшие калибр 102-мм. Так что, скорее всего, это и были именно эти орудия, снятые с эсминцев типа «Новик». Что касается 120-мм, то имелись пушки этого калибра Обуховского завода и фирмы «Виккерс». В любом случае, судя по фото, это были длинноствольные тумбовые орудия, а значит - морские либо береговые. То есть, вооружен бронепоезд был очень хорошо, орудия на нем стояли дальнобойные, поэтому неудивительно, что белые использовали его в качестве огневого тарана на направлениях главного удара.

Обычно бронепоезд такого типа имел столько бронеплощадок, сколько на нем было тяжелых орудий. А еще к нему цепляли обшитый противопульной броней вагон для команды. У «Единой России» также был боевой броневагон с двумя пулеметными башнями на крыше и шестью бортовыми пулеметными установками. То есть по борту он мог вести огонь сразу из пяти пулеметов!

«Единая Россия» дважды принимала участие во взятии Армавира, а также участвовала в наступлении на город Ставрополь. Интересно, что здесь в жаркой схватке сошлось так много бронепоездов, как белых, так и красных, здесь так часто взрывали железнодорожные пути, что этот участок по окончанию Гражданской войны так и остался не восстановленным. В августе бронепоезд был поврежден, причем погиб его механик и был ранен командир – полковник Скопин.

На фотографии № 4 показана внутренность одного пулеметного броневагона, действовавшего на Украине в районе Днепропетровска в 1918 году. Тесновато, конечно, но зато сколько «максимов» и даже один «кольт»!

После ремонта у бронепоезда появились две бронеплощадки с еще более мощными 152-мм морскими орудиями системы Канэ. Установки, как и раньше, были тумбовыми. Пушка в центре площадки, а спереди и сзади П-образные броневые выгородки для боеприпасов и расчета. Правда, из-за сильной отдачи стрелять по траверзу бронепоезд не мог. То есть у него были, конечно, опоры, на которые площадка могла опираться при стрельбе. Но устанавливать их было делом хлопотным, лишавшим бронепоезд мобильности. Поэтому ими старались не пользоваться. То есть стрелять так, чтобы орудия имели бы лишь небольшой «курсовой угол» по отношению к железнодорожному пути, иначе могли быть «неприятности». Идеальной была стрельба с радиальной ветки, по которой «броневик» курсировал вперед-назад, но такое случалось не часто.

На фотографии № 5 -  бронепоезд «белочехов» «Орлик», сражавшийся в Сибири. Имел две башенные установки с 76,2-мм орудиями и по 10 пулеметов на каждом броневагоне.

Уже в начале 1919 года отремонтированная «Единая Россия» участвовала в тяжелых позиционных боях, а затем поддерживала своим огнем стремительное наступление деникинской армии в Донецком бассейне.

Затем «Единую Россию» направили на поддержку части генерала Врангеля на царицынском направлении, чтобы соединиться с войсками адмирала Колчака. Именно здесь, под Царицыном, бронепоезда белых действовали особенно активно. Причем во взаимодействии с танками и бронемашинами, а красные использовали их вместе с вооруженными пароходами Волжской флотилии. Позднее Врангель вспоминал, что его полки были одеты в новенькую английскую форму хаки и металлические шлемы… Тяжелая артиллерия бронепоездов использовалась очень активно, так же как и танки… тоже английские. И белым в 1919 году удалось-таки взять Царицын, чего они не смогли сделать годом раньше, причем среди трофеев они захватили даже два бронепоезда красных с неоригинальными названиями «Ленин» и «Троцкий». А «Единую Россию» перебросили на новое направление, на Москву.

Генерал Деникин, главнокомандующий белыми Вооруженными Силами Юга России, издавший так называемую «Московскую директиву» о походе на Москву, уже считал себя «спасителем России и вторым Мининым». Но… он забыл о том, что успех заключается в ударе с разных направлений. Он обратился к полякам и… те его не поддержали, напротив, заверили большевиков, что они могут не беспокоиться. Финны тоже бездействовали, вот его удар и оказался много легче, чем он мог бы быть…

В ночь на 20 сентября 1919 года бронепоезд «Единая Россия» и легкий бронепоезд «Офицер» ворвались прямиком на курский городской вокзал и его захватили, после чего красные покинули город. Дни большевиков, казалось, были уже сочтены, но тут в тылу у белых армий начались крестьянские восстания под руководством батьки Махно, 100-тысячная армия которого возникла в октябре 1919 года буквально за две недели. Как раз в это время белые взяли Орёл и подошли к Москве на минимальное расстояние. Однако наступать дальше, имея в тылу массовое восстание, было немыслимо, и белые бросили против Махно все свои стратегические резервы, включая и бронепоезд «Единая Россия». 8 ноября 1919 года под городом Александровском (нынешнее название Запорожье) на левом берегу Днепра случилось сражение, в значительной степени повлиявшее на исход гражданской войны и, конечно же, советские историки о нем благоразумно позднее не упоминали. Тогда две кавалерийские и две пехотные дивизии белых вместо того, чтобы наступать на Москву, вместе с тремя тяжелыми бронепоездами («Единая Россия», «Иван Калита» и «Дмитрий Донской») пошли в наступление на «крестьянскую армию» батьки Махно.

А тот имел у себя начальником штаба 26-летнего Виктора Белаша, профессионального железнодорожника со всеми вытекающими из этого последствиями. Он понимал, что два самодельных бронепоезда батьки выстоять против дальнобойных морских орудий белых не смогут, проявил смекалку и сообразительность.

Тем временем «Единая Россия» вела бой у станции Софиевка, поддерживая своим огнем 1-ю Туземную дивизию кавалерийского корпуса генерала Шкуро из чеченцев, только что прошедшую рейдом по тылам красных у Тамбова и Воронежа. Не выдержав губительного огня с бронепоезда и атак чеченцев, 3-й Крымский полк, которым командовал большевик Полонский, начал отступать. И вот тут-то по приказу Белаша навстречу «Единой России» махновцы пустили, разогнав, паровоз!

Удар мчавшегося под парами паровоза был такой силы, что разом вывел бронепоезд из строя, и его пришлось срочно отправлять на ремонт в тыл. А дальше все дело решила атака целого полка знаменитых махновских тачанок (700 пулеметов!) с надписью дегтем спереди – «Хрен уйдешь!», а сзади – «Хрен догонишь!», в результате которой конница чеченцев была наголову разгромлена.

Но вот большевику Полонскому махновцы отступления все же не простили. Хоть он и был земляком и старым приятелем самого Махно, его обвинили в попытке… «большевистского переворота» в армии у батьки и быстренько расстреляли. Его красавицу жену, отбитую Полонским в Крыму у какого-то белого полковника, отдали махновским командирам. Ну, а итогом всех этих шекспировских страстей стал уход чеченской конницы на Кавказ. Правда, махновцам тоже досталось от генерала Слащева, но… «досталось» поздно, когда фронт под Орлом и Тулой уже развалился!

На станции Енакиево бронепоезд починить почему-то не смогли и 10 декабря «Единую Россию» отправили чиниться в Новороссийск на завод «Судосталь». Но починить ее до бегства белых из Новороссийска так и не успели, и бронепоезд или, скажем так, то, что он него осталось, попало в руки красным.

Впрочем, этот бронепоезд затем «возродился» в Крыму. Возможно, что туда белые сумели перевезти вооружение старого бронепоезда, а может быть, и нашли пушки на месте. Как бы там ни было, но он продолжал воевать до самого конца октября 1920 года. А 1 ноября, перед тем как покинуть Крым, «Единую Россию» уничтожили столкновением лоб в лоб с бронепоездом «Георгий Победоносец». На этом история одного из самых мощных бронепоездов армии Деникина закончилась.

 

Автор: Вячеслав Шпаковский

 

На фото:

1. «Единая Россия» под Царицыным, июнь 1919 года.

2. Флаг бронепоезда.

3. Боевой броневагон с двумя пулеметными башнями на крыше и шестью бортовыми пулеметными установками.

4. Внутренность одного пулеметного броневагона.

5. Бронепоезд «белочехов» «Орлик», сражавшийся в Сибири.

6. Белогвардейский рекрутинговый плакат.

7. Бронепоезд «Генерал Шкуро». Лето 1919 года (Это бывший бронепоезд красных «Тов. Ворошилов». В годы Гражданской войны в России бронепоезда очень часто меняли своих хозяев.

8. Тяжелый бронепоезд «Князь Пожарский». Еще один тяжелый бронепоезд ВСЮР.

9. Орудийная бронеплощадка бронепоезда «Грозный».

 

 

© 2010-2016 «Военное обозрение»