«ФЛУЕРАШ» И ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА

Станцию Алонка построил «МолдавстройБАМ»

В августе 1975 года на восточном участке БАМа встречали молдавских строителей. Митинг проходил на 3-м разъезде линии Известковая – Ургал – том самом, . . .

на который в ноябре 1974-го прибыли украинские строители.                                                                 

Стройка века, как именовали Байкало-Амурскую магистраль, прирастала трудовыми коллективами. «Укрстрой» взялся за возведение Нового Ургала. «МолдавстройБАМу» было поручено возведение Алонки – станционного поселка в предгорье Туранского хребта.                                                                

«Олом» в переводе с эвенкийского означает «вброд переходимая речка». Вряд ли аборигены-оленеводы предполагали, что рядом с ней пройдет стальная колея и появится жилмассив с колоритом юго-западной республики Советского Союза.                                                                

ЗАБОТЫ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ                                                                     

За месяц до торжественной встречи «МолдавстройБАМа» к месту размещения добрался передовой отряд. Он состоял из 28 человек. В их числе были геодезист Федор Иванов, водитель Павел Федюкович и инженер Альберт Жилко.                                                                       

Отправились за тысячи километров в мужской компании Надежда Вякорина и Вера Бокша, жена крановщика Григория Бокши. Задача была на всех одна – подготовиться к прибытию основных сил «МолдавстройБАМа». Поставить палатки, пробурить водонапорную скважину, оборудовать пункт питания. Благо рядом дислоцировался гарнизон железнодорожных войск. Можно сказать, цивилизация – выстроившиеся в улицы вагончики, дом офицеров, военторг.                                                                    

На митинге 11 августа начальник «МолдавстройБАМа» Игорь Панов, приняв хлеб-соль, доложил первому секретарю крайкома КПСС Алексею Черному: с персоналом строительно-монтажного поезда прибыло 60 вагонов со стройматериалами и столько же – с техникой.                                                                  

Через неделю Игорь Александрович информировал первого секретаря Верхнебуреинского райкома КПСС Владимира Луночкина: грузы и машины – на стройплощадке. Сделать это было непросто хотя бы потому, что железную дорогу в Алонку еще не подвели.                                                                

Проспектом Сергея Лазо был назван первый ряд строений, в котором вагончики дополняли палатки. Героя Дальнего Востока, родившегося в молдавской глубинке, строители Алонки считали земляком.                                                                         

Наступавший 1976 год они встречали в благоустроенном жилье, а значит, были введены не только дома, а прежде всего котельная, электростанция, другие объекты жизнеобеспечения. Разумеется, в жилфонде имелись здравпункт и почта, сберкасса и баня с прачечной.                                                                      

Чем поразила меня Алонка в первый приезд, когда возведение поселка строителей, в основном, было завершено? Наверное, непривычными для уха дальневосточника словами, которые встречались на каждом шагу. Гостиница «Кодры», дом культуры «Флуераш», детсад-ясли «Флоричика».                                                                           

Кодры для молдаван как СихотэАлинь для дальневосточников. Флуераш – национальный музыкальный инструмент, своего рода дудочка. Флоричика в дословном переводе – цветочек.                                                                     

КРАСНАЯ КАСКА БРИГАДИРА                                                                        

Десант журналистов высадился в Алонке в конце августа 1979 года: «МолдавстройБАМ» вводил первый объект поселка железнодорожников – школу на 392 ученика. Александр Личко, мэтр кинодокументалистики, 1 сентября едва ли не до захода солнца снимал, как в трехэтажной новостройке приступили к учебе дети строителей и военнослужащих.                                                             

С творческой группой Анатолия Полищука, главного редактора хабаровского телевидения, я отправился на промбазу. Панов, неизменный начальник «МолдавстройБАМа», выделив сопровождающего, не преминул заметить, что вначале была создана база, а потом началось возведение поселка железнодорожников.                                                                         

Нам показали растворобетонный узел, ремонтные мастерские, арматурный и столярный цеха, гараж и автозаправку. Нас познакомили с единственной в «МолдавстройБАМе» женщиной-водителем – Марией Руссу. Она работала на ЗиЛ-130. В составе отряда молдавских строителей участвовала в восстановлении Ташкента, разрушенного землетрясением.                                                                          

Бригадир комсомольско-молодежной бригады Григорий Гомозов провел нас по школе. Правда, в классы не заходили: там шли уроки. Григорий был в красной каске. По традиции «МолдавстройБАМа» она полагалась победителям соревнования. Первым ее надел бригадир Анатолий Елфимов.                                                                      

Из школьного окна мы взглянули на главный путь БАМа. Лучи солнца в первый осенний день, казалось, бегали по рельсам, посылая нам яркие блики. Подступающий к насыпи березняк поднимал настроение зеленью листвы и белизной стволов. Маневровый тепловоз с платформами, груженными рельсошпальной решеткой, огласив окрестности зычным гудком, двинул на запад.                                                                         

Путеукладчик пришел в Алонку в декабре 1978 года. 60 с небольшим километров от станции Ургал кардинальным образом изменили транспортное плечо: к грунтовой дороге добавилась железная. Хотя она была в ведении отделения временной эксплуатации Минтрансстроя, выход на станцию Ургал, стоящую на линии Известковая – Чегдомын, обеспечивал связь с Транссибом, следовательно, с магистралями всего Советского Союза.                                                                      

Но главное событие на восточном участке БАМа произошло в августе 1979 года на разъезде Уркальту. Там встретились путеукладочные команды ургальской и березовской бригад железнодорожных войск, замкнувшие так называемое восточное кольцо. Оно соединило обе столицы края, официальную и индустриальную, с Байкало-Амурской магистралью. По данным Верхнебуреинского краеведческого музея, в первом поезде, прошедшем от Ургала до Комсомольска-на-Амуре, «МолдавстройБАМ» представляли И.А. Панов, Л.А. Веселовский, Н.А. Василаки, Ф.К. Сайторлы и Ю.И. Репин.                                                                      

НА 2894-Й КИЛОМЕТР                                                                      

Школа еще возводилась, а на площадке перед ней уже встал в бронзе Сергей Лазо. Средства на создание памятника заработали студенческие строительные отряды Кишиневского политехнического института, носившего имя легендарного командира. Они трудились в Алонке, немало объектов было у них и в Молдавии.                                                                 

Примечательна судьба скульптора Роберта Дербенцева. Родился в Поволжье, учился в Киеве, творил в Кишиневе. При работе над образом Сергея Лазо использовал кованую медь. Открытие памятника было приурочено к очередной годовщине освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. В торжественной церемонии участвовала дочь легендарного военачальника Ада Сергеевна Лазо.                                                                       

Вслед за школой на склоне сопки развернулась сдача двух– и трехэтажных домов, соответственно на 6 и 12 квартир. Проект застройки поселка железнодорожников разработали профильные институты Москвы и Кишинева. Он включал в себя детсад на 140 мест и фельдшерско-акушерский пункт. С выходом на площадь были построены торгово-общественный центр и железнодорожный вокзал, здание которого украшено аистом с виноградной лозой. Над входом фигуры двух женщин, опирающихся на светофор. Исполненная в металле композиция символизирует дружбу русского и молдавского народов.                                                                        

Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» были отмечены 56 работников «МолдавстройБАМа». Хватало времени и для активного отдыха – лыжных прогулок, рыбной ловли на Бурее, походов за ягодами и грибами. В живописном месте был вырыт пруд, берег которого отсыпали песком. Любителям загорать и купаться было где провести летние деньки!..                                                                        

Дальний Восток настолько приглянулся молдавским строителям, что после возведения Алонки из Хабаровского края они перебрались в Амурскую область. Там, на 2894-м километре БАМа, их стараниями появилась станция Дугда. Или, как говорили сами молдаване, вторая Алонка.

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 16 (8405) - 2024 года

г. Хабаровск