Таёжному посёлку Де-Кастри - 165 лет

Знакомьтесь: НОВЫЙ АВТОР – САЛАВАТ ШЕЙХОВИЧ СУЛЕЙМАНОВ

Доктор медицинских наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук.

Дата рождения 25 сентября 1951 года. Дальневосточник.

       Окончил в 1978 году Хабаровский государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело» и поступил в аспирантуру на кафедру молекулярной фармакологии и радиобиологии медико-биологического факультета 2-го Московского ордена Ленина государственного медицинского института имени Н.И.Пирогова. После завершения обучения в 1981 году приступил к работе в должности ассистента на кафедре фармакологии Хабаровского государственного медицинского института                             и работал на ней до 2005 года старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой.

       В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию. И с этого года работал заместителем декана, деканом педиатрического факультета, а с 1994  по 2001год проректором по учебной работе в ХГМИ.

       В 1990 году на базе кафедры фармакологии им был создан курс клинической фармакологии, затем реорганизованный в кафедру   экспериментальной и клинической фармакологии, в 1994 году – курс организации фармдела для повышения квалификации провизоров.

       В 1993 году им создана лаборатория клинической фармакологии на базе 1-й клинической больницы, и С.Ш.Сулейманов  был назначен главным клиническим фармакологом управления здравоохранения Хабаровского края.

       С 2001 года являлся ректором института повышения квалификации специалистов здравоохранения  Хабаровского края и заведующим кафедрой клинической фармакологии этого института.

       В 1997 года организовал подготовку врачей клинических фармакологов для учреждений здравоохранения  Дальнего Востока, и сегодня его ученики работают во всех субъектах ДФО.

       В 1998 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук по специальности «клиническая фармакология и стал первым доктором медицинских наук по этой специальности на Дальнем Востоке.

       В 1998 году избран действительным членом РАЕН, он является Вице-президентом МОООФИ и руководителем его Дальневосточного отделения.

      С 1993 по 2015 год являлся  главным клиническим фармакологом Министерства здравоохранения Хабаровского края и ДФО. 

       В настоящее время работает  директором по внешним связям и развитию проектов российско-японского медицинского центра «САИКО» - в переводе на русский –«лучший, превосходный».

*   *   *

Таёжному посёлку  Де-Кастри - 165 лет.

2018 год был полон юбилейных дат. Одни из них отмечают на федеральном уровне, другие на региональном, а есть еще и те, которые касаются небольших городов и поселений. Они, как правило, празднуются не очень заметно, как бы подчеркивая их скромное место на исторической и географической картах нашего государства. Некоторые юбилеи мы уже прошли, а какие-то еще впереди.

В мае страна отметила 100-летие создания Пограничной службы России, а  хабаровчане – 160-летие своего любимого города, в августе -  вековой юбилей Восточного военного округа, а жители Нелькана отпраздновали 200-летие этого северного села.  Уже отметили   столетие  комсомола  и 80-летие Хабаровского края.

 А совсем недавно, в августе, на побережье Татарского пролива отмечали 165 лет образования поселка с красивым и непривычным для русского  слуха названием - Де-Кастри. Немногим известно, что этим именем поселок обязан французскому мореплавателю графу Жану-Франсуа   Гало де Лаперузу, открывшему красивый и удобный для мореходства залив, который был назван им в честь морского министра Франции того времени Шарля-Эжена-Габриеля, де ля Круа, маркиза де Кастри, являвшегося  спонсором экспедиции.

Южная часть Татарского пролива еще и сегодня сохраняет часть названий, которые были тогда даны географическим объектам французскими моряками на правах первооткрывателей.

Залив Де-Кастри сменил название в 1952 году, когда его переименовали, и он получил имя одного из самых молодых  офицеров экспедиции Г.И.Невельского  Николая Матвеевича  Чихачёва. Но история поселка ведет свой отсчет не с момента открытия этого места Лаперузом  в июле 1787 года, а с марта 1853, когда по указанию Геннадия Ивановича Невельского еще один участник экспедиции Николай Константинович Бошняк поднял российский флаг на берегу залива Де-Кастри и основал пост Александровский.

Не каждому человеку выпадает сделать столько, сколько сделал Бошняк в свои молодые годы. Первый начальник Николаевского поста, ныне города Николаевска-на-Амуре, описавший Нижний Амур, западное и часть восточного побережья Сахалина. Он поднял российский флаг и основал Константиновский пост в заливе Хаджи, ныне город Советская Гавань, и он же - основатель Александровского поста, сегодня это поселок Де-Кастри.       

Удивительные люди открывали для мира и России наши края. Будучи совсем юными. они совершали поступки, для которых даже определение героические, вряд ли будет адекватным. Но это тема отдельного разговора.

С того времени, когда был основан Александровский пост, прошло 165 лет. Это были годы, наполненные удивительными событиями, большую  часть которых сегодня знает  лишь небольшое количество людей, интересующихся историей российского Дальнего Востока.

В 1860 году на мысе Клостер-Камп, южной оконечности залива Де-Кастри, был установлен маяк, работающий до сих пор. Правда теперь он носит название маяк Орлова, так с 1952 года стал называться мыс, на котором располагается это сооружение.

Пост Александровский  сразу после открытия сыграл важную роль в обороне Петропавловска-Камчатского от англо-французской эскадры во время крымской войны. Из залива Де-Кастри в 1854 году военный транспорт «Двина» доставил на Камчатку солдат Сибирского линейного батальона, две мортиры и четырнадцать 36-дюймовых пушек. Строительство береговых батарей  на берегу Авачинской бухты возглавил военный инженер - поручик Константин Мровинский, тоже прибывший на «Двине».

 Впоследствии этот транспорт с фрегатом «Аврора» защищал Петропавловск от нападения вражеского флота. После двух неудачных попыток взятия Петропавловска противник на время ушел из Авачинской бухты, а участники обороны и гражданское население успели покинуть порт до возвращения вражеского флота. Русская эскадра  взяла курс в устье   Амура.

В начале мая 1855 года российские корабли встретились с разведчиками англо-французской эскадры в заливе Де-Кастри. После боя вражеский отряд отошел на юг, считая , что российская эскадра надежно «заперта» в заливе. Однако, по команде контр-адмирала В.С. Завойко гражданские лица были эвакуированы пешком на Амур до Мариинского, а флот, используя туман как прикрытие, ушел из залива на север, пройдя неизвестным для иностранцев проливом в устье Амура.

Так бывает в истории, не прошло и ста лет, как залив, открытый французскими мореплавателями, помог российским морякам в борьбе с англичанами и французами.

Это было первое, но не последнее героическое военное событие на берегу залива Де-Кастри.  В июле 1855 года забайкальские казаки прибыли туда для защиты побережья от вражеского десанта, а в октябре уже отбили попытку его высадки. Следующий аналогичный эпизод де-кастринской военной истории произошел через полвека, в июле 1905 года, когда в Де-Кастри высадился японский десант. Это был единственный случай во время русско-японской войны 1904-05 годов десантирования японских войск на материковую часть российской империи. 

Следующий раз японские военные высадились в Де-Кастри в мае 1920 года. Данные об этом периоде свидетельствуют о том, что японские войска  имели в своем составе отряд гидросамолетов, на которых совершались разведывательные полеты и бомбометания.

За полгода до высадки японских военных в январе-феврале 1920 года Де-Кастри  был занят белогвардейцами под командованием полковника И.Н.Вица, которые   надеялись получить помощь японцев после открытия навигации в Татарском проливе. Но красные пришли раньше, и полковник Виц, отчаявшись дождаться помощи, застрелился в башне маяка Клостер-Камп.  Скол на линзе маяка от пули до сих пор свидетельствует об этом событии.

Прошло всего 10 лет после окончания гражданской войны на Дальнем Востоке, и  в Де-Кастри вновь закипела жизнь. Для защиты побережья от возможной высадки японских войск, которые в то время находились на Южном Сахалине, на берегу залива приступили к строительству крупного укрепрайона.

Его история началась зимой 1932 года, когда на берег Татарского пролива был передислоцирован 4-й Волочаевский полк и 3-й артиллерийский дивизион артиллерийского полка Приамурской стрелковой дивизии. Командир полка комбриг П.В.Романовский был назначен комендантом  укрепрайона, а начальником артиллерии – командир артдивизиона  Г.И.Хетагуров. В 1933 году на должность начальника политотдела прибыл комиссар С.В.Руднев.  И  Г.И.Хетагуров, и С.В.Руднев, погибший в 1943 году, за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, были удостоены званий Героя Советского Союза.  Семену Васильевичу это звание было присвоено в 1944 году посмертно.

В 1940 году в Де-Кастри была сформирована военно-морская база. Два десятилетия Де-Кастри и близлежащие поселки Круглое, Мангал, Северный, Ново-Волочаевка строились и развивались как места дислокации частей  армии и флота.

После окончания военных действий на Дальнем Востоке надобность в них отпала, и все многочисленные сооружения были оставлены и постепенно разрушались. Однако на побережье и в сопках остатки былого военного могущества сохранились и до сегодняшнего дня. Бетонные доты на берегу бухты, казематы артиллерийских батарей и разрушенные строения до сих пор напоминают о военном прошлом этих мест.

В 30-е годы прошлого столетия Де-Кастри стал местом зарождения всесоюзного движения «Девушки – на Дальний Восток!», инициатором которого была жена Г.И.Хетагурова – Валентина, в девичестве Зарубина. Она приехала в Де-Кастри в 1932 году по оргнабору и там вышла замуж за Георгия Ивановича. Будучи делегатом Всеармейского совещания жен командирско-начальственного состава РККА в 1936 году, она обратилась к молодым женщинам страны с призывом ехать на Дальний Восток, что и положило начало  движению, получившему название «хетагуровского». В 1937 году Валентина Хетагурова была избрана депутатом Верховного Совета СССР. Так поселок Де-Кастри оказался причастным не только к военному строительству на востоке страны, но и к мощному патриотическому движению всесоюзного масштаба.

Середина прошлого столетия для Де-Кастри стала одним из самых сложных этапов в его современной истории. Были расформированы укрепрайон и военно-морская база, закрыты расположенные рядом поселки. Вся жизнь переместилась в Де-Кастри, где после ухода военных  в 60-е годы снова начинается развитие производства и активное  гражданское строительство.

Этот очередной взлет был связан с развитием лесозаготовок и отправкой древесины на экспорт. Де-Кастри, наряду с поселками Маго и Мыс Лазарева, становится портпунктом, куда заходят японские суда для загрузки экспортного леса. Эта работа велась настолько интенсивно, что зачастую на рейде стояло до десятка японских лесовозов в ожидании своей очереди на погрузку, которая в то время велась на рейде, так как портовой инфраструктуры в виде пирсов и прочих сооружений, не было.

В 1964 году на базе лесоучастков Кизи, Чильба, расположенных на берегу озера Кизи, и Де-Кастри, входивших в состав Кизинского леспромхоза, был организован Де-Кастринский леспромхоз. Он сразу стал площадкой для внедрения новых лесозаготовительных технологий и современной техники. В поселке активизировалось жилищное строительство, развивается социальная инфраструктура. Сформированы передвижная механизированная колонна, отдел рабочего снабжения, открыт комбинат бытового обслуживания, новый  клуб, строятся современные объекты гидробазы и новое здание пограничной заставы, начал работать санаторий-профилакторий «Сомон», в котором использовались местные лечебные грязи из одноименной лагуны.

В 1968 году состоялся первый выпуск десятиклассников, и де-кастринская школа вновь стала работать по программе полного среднего образования.

Мне повезло, я был среди тех четырнадцати выпускников, кто полвека назад получил аттестат зрелости в своей родной де-кастринской школе, открыв новый этап в ее истории, которая началась в 1930 году.

Ровно через полвека, 28 июня 2018 года,  в школе прошёл вечер, посвященный этому событию. «Время встреч и воспоминаний»,- так назвали организаторы это мероприятие. За пятьдесят лет многое изменилось в школе. В 1975 году ее учителя и ученики переехали в новое здание, красиво расположившееся в центре поселка. В 2005 году школе было присвоено имя Героя Советского Союза Семёна Васильевича Руднева, чей сын Радий учился в тридцатые годы в этой школе и погиб в 1943 году. Он пережил своего отца, с которым вместе воевал в партизанском соединении С.А.Ковпака, всего на несколько дней.

В конце 60-х годов в Де-Кастри прибыл плавучий строительно-монтажный отряд №16 треста «Дальморгидрострой» из Находки, и было начато строительство пирса, портовых сооружений и жилых домов.  С 1975 года, после завершения всех работ, позволяющих вести погрузку леса на суда, стоящие у пирса, а не на рейде, отгрузка древесины в порту стала круглогодичной.

В 2002 году в Де-Кастри начата реализация проекта по организации морских перевозок нефти. В 2006 году был сдан в эксплуатацию нефтеналивной терминал, через который отгружается нефть, добываемая в рамках проекта «Сахалин-1» на северо-восточном шельфе острова. Загрузка танкеров осуществляется через самый крупный в мире выносной одноточечный причал «Сокол»,   расположенный  в шести километрах от берега и позволяет подходить к нему танкерам с грузоподъемностью до 100 тыс. тонн. Характеристики таких судов поражают, это корабли ледового класса с двойным корпусом, длиной свыше 250 и шириной около 40 метров, высота от киля до клотика  чуть более  54 метров. Проводку танкеров во льдах, которые  в заливе бывают до полугода, осуществляют ледоколы и буксиры ледового класса, что наряду со специальными устройствами по перекачке нефти на причале и на танкерах, обеспечивает безопасную работу в сложной ледовой обстановке.

Открытие нефтеналивного причала принесло в Де-Кастри надежду на новые перспективы, которые обычно сопровождают международные проекты. В рамках государственно-частного партнерства в поселке построена новая электростанция, что решило проблему с обеспечением поселка электроэнергией и теплом. Оператор проекта по отгрузке нефти «Эксон Нефтегаз Лимитед» оказывает спонсорскую помощь при реализации социально-значимых программ не только в Де-Кастри, но и во всем  Ульчском районе. Особое место в этом отведено объектам здравоохранения, образования и культуры. Де-Кастринская больница за счет средств, выделенных ЭНЛ, смогла получить новое диагностическое и лечебное  оборудование, реанимобиль, осуществить ремонт.

В дни  празднования 165-летия поселка жители  получили возможность посетить выездную выставку работ  дальневосточных художников, организованную Дальневосточным художественным музеем при активной поддержке этого проекта директором Запорожской Валентиной Александровной и оплаченного Эксон Нефтегаз Лимитед. Благодаря ЭПЛ поселок получил в дар и великолепную копию картины «В бухте Де-Кастри», написанную в 1928 году известным художником Василием Павловичем Беляевым, чьи работы есть в Государственной Третьяковской галерее, музее Революции, художественных галереях городов нашей страны и за рубежом. Подлинник подаренной акварели находится в Хабаровском  художественном музее.

К сожалению, Де-Кастри, как и многим другим приамурским городам и селам, не удалось избежать трудностей переходного периода. Это было связано с однобокостью производства, замкнутого, в основном, на заготовку и продажу леса. К экономическим, организационным и социальным проблемам, которыми сопровождался процесс реорганизации основного предприятия- Де-Кастринского леспромхоза, добавилась еще одна – истощение сырьевой базы. В сложившихся условиях заготовка леса и его продажа через порт Де-Кастри стала нерентабельной, и поэтому лесозаготовители в ближайшем будущем готовятся к смене своей дислокации.

Этого момента с тревогой ожидают жители поселка, ведь именно «леспромхоз», как жители по привычке называют все структуры, в разные годы, возникшие на месте Де-Кастринского ЛПХ, а это и ООО «Де-Кастрилес», и  нынешний «ДЛП лидер», являлись здесь основным работодателем.

Что будет, когда лесозаготовка и отгрузка леса уйдут из Де-Кастри? Это главный вопрос для моих земляков сегодня. Ведь, несмотря на свою важную роль в развитии экономики Дальнего Востока, нефтеотгрузочный терминал не сможет стать для Де-Кастри градообразующим предприятием, а на спонсорские деньги жить не получится. Может быть, поэтому население поселка в последние годы неуклонно снижается, с пяти тысяч - в лучшие времена до сегодняшних трех тысяч четырёхсот человек.

Конечно, некоторый оптимизм вселяет то, что президент страны поддержал идею строительства железнодорожного перехода с материковой части России на остров Сахалин. Это значит, что железная дорога от станции Селихино до Мыса Лазарева будет проложена через Де-Кастри, что позволяет по-новому взглянуть и на проблему дальнейшего использования порта. Ведь сегодня свободных портовых зон в Хабаровском крае практически нет. То, что есть в Ванино и Советской Гавани, сориентировано на отгрузку сыпучего природного сырья, и их возможности лимитированы пропускной способностью железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.

В последнее время в средствах массовой информации появились материалы о планах ПАО НК «Роснефть» по  строительству завода по сжижению природного сахалинского газа, и о Де-Кастри, как одной из возможных площадок для размещения этого производства.

Но  это всё  проекты. Как быстро и в каких объёмах они будут реализованы, людям не известно.  И поэтому очередную красивую дату со дня основания своего поселка де-кастринцы встретили с тревожным ожиданием неизбежных перемен.

В год 165-летия Де-Кастри  природа вновь напомнила о своём суровом северном нраве. Начало лета не баловало жителей и гостей поселка теплом. К концу июня температура воздуха днем была в районе +10, максимум +15 градусов. Постоянный туман надежно укрывал   сопки и скалы побережья, не давая любоваться красотой бухты и Татарского пролива. В последнюю июньскую декаду жители поселка могли видеть одновременно цветение черемухи, сирени и дикой яблони. Поэтому  становится понятным желание организаторов праздника, посвященного дню рождения поселка, проводить его не в марте, что соответствовало бы исторической правде, а в наиболее комфортное для этих мест время, в августе - сентябре.

В такой  атмосфере остро ощущаются проблемы поселка и его жителей. Дороги, давно ожидающие реконструкции и ремонта, отключение горячей воды, нерешенный вопрос с газификацией, сиротливо стоящие  дома, построенные более полувека назад и ждущие своего сноса…

Но реальностью является  то, что  многие мои земляки, не уехавшие из этого сурового места в тепло и уют южных регионов страны, несмотря ни на что,  не теряют оптимизма и надеются на изменения к лучшему. Это они сохраняют и приумножают историю своей малой Родины, создав музей поселка. Они придумали и проводят конкурсы  для любителей подводного лова «Де-Кастринская корюшка». Занимаются в многочисленных творческих кружках при Доме культуры и отдыха. Ежегодно проводят детский фестиваль-конкурс «Звезды над проливом», в котором принимают участие дети из всех поселений Ульчского района, а его победители стали участниками международных конкурсов в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Сочи, Париже и Пекине. Не забыт в Де-Кастри и спорт. Поселковые спортивные команды - непременные участники районных и краевых соревнований, и это   при том, что единственный спортивный зал в поселке – школьный.

Поселок, расположенный на берегу Татарского пролива, имеющий богатую историю, с надеждой смотрит в будущее…

Люди, живущие на побережье и привыкшие к морским приливам и отливам, надеются, что за очередным отливом в жизни Де-Кастри обязательно наступит прилив.

На это надеюсь и я, шагнувший во взрослую жизнь с берегов залива Чихачева, где уже 165 лет стоит мой родной таежный посёлок с красивым названием Де-Кастри. 

 

САЛАВАТ ШЕЙХОВИЧ СУЛЕЙМАНОВ