Когда Амур был иным

Рубрика:  

Очерк из книги "Тайны забытых этносов"

Книга посвящена одному из наиболее сложных и дискуссионных вопросов археологии Приамурья — этногенезу, причём наиболее раннему его этапу, удалённому от нас на тысячи лет. Автор, хабаровский историк и публицист, в общих чертах пытается представить процесс формирования древнего населения Амура, дополняя это эпизодами археологических экспедиций и мнением известных учёных.

Говорится также о территории Хабаровска, которому 31 мая 2012 года исполнилось сто пятьдесят четыре года. Но, оказывается, на этом месте люди селились ещё в ледниковом периоде, просто следы древних стойбищ затерялись в глубине тысячелетий...

Земля приамурская хранит немало тайн. И одна из самых интригующих связана с этногенезом, то есть формированием народностей, здесь проживающих, и миграцией этносов, канувших в пучину времени. Кем они были? Откуда пришли? И кто жил на территории будущего Хабаровска, когда его сопки и овраги утопали в лесах, а скалистый утёс был убежищем шаманов? Об этом мы обычно не задумываемся, беря за точку отсчёта 31 мая 1858 — день основания города.

А ведь и прежде здесь селились люди. И вообще "Хабаровск — это место, где люди жили и тысячу, и десять тысяч лет назад", — говорил когда-то академик Алексей Павлович Окладников, впервые проводивший здесь археологические раскопки ещё в 1935 году.
Он же детально исследовал и петроглифы Сикачи-Аляна, важнейший археологический памятник Приамурья, к которому, как говорится, приложили руку многие забытые ныне этносы. Разумеется, Окладников не считал их творением одного какого-то этноса, но всё же благодаря его высказываниям, приятным для слуха коренных жителей, сложилось мнение, будто нынешние жители села являются единственными и прямыми потомками первобытных художников, творивших здесь и пять, и десять тысяч лет назад. Но это не так. И коренные жители Сикачи-Аляна, с их самобытной культурой, конечно же, такие же "путники на тропе жизни", как и другие этносы. Ибо не зря Амур называют "дорогой тысячелетий", и здесь, на великих миграционных путях, не раз пересекались судьбы бесчисленных поколений и культур.

И хотя мы никогда не узнаем обо всех племенах, живших в Приамурье, всё же этническое прошлое региона постепенно вырисовывается в дымке тысячелетий. Точнее, двух последних тысячелетий, да и то с большой оговоркой, ибо понятие "этноса", или "народа", для времён более давних уже не подходит. Учёные в таком случае используют понятие "археологическая культура", название которой даётся по местности, где впервые сделаны те или иные характерные находки. Скажем, в эпоху раннего железного века, или с середины второго тысячелетия до нашей эры и в первые века нашей эры, на Нижнем Амуре прослеживается вначале урильская, а затем польцевская археологические культуры, но это не значит, что древних жителей края можно называть такими "именами", поскольку всех их считают палеоазиатами. Палеоазиаты, в свою очередь,  тоже не были единым этносом, а представляли множество самых разных племён, чьи корни теряются в глубине тысячелетий.

А вот тунгусо-язычные племена стали проникать на территорию края намного позже, примерно две тысячи лет назад, поэтому творцами сикачи-алянских петроглифов их трудно назвать, ибо датировка изображений, предложенная тем же А.П.Окладниковым, доходит до двенадцати тысячелетий.

А вообще взгляды учёных на этногенез Приамурья неоднократно менялись. Было время, когда считалось, что регион в каменном веке заселялся исключительно с юга на север. И неолитическая культура яншао, привнесённая с реки Жёлтой, оказала решающее влияние на развитие амурских этносов. С этим, кстати, был согласен и А.П.Окладников. Но затем он же выступил с иной точкой зрения, согласно которой предки   тунгусо-язычных этносов мигрировали на Амур из Сибири. Так что в вопросах этногенеза ещё много неясного.

А теперь "окунёмся" в древние времена и посмотрим, как обживали Приамурье палеолитические охотники на мамонтов, а затем и неолитические племена, освоившие рыболовство и сумевшие создать свою, оригинальную культуру "амурских ихтиофагов", как называл её  академик Алексей Павлович Окладников.

Как же выглядела местность в районе Хабаровска в те далёкие времена?

Нынешнему читателю покажется невероятным, что "каких-нибудь" двенадцать тысяч лет назад, в конце ледниковой эпохи, знаменитого утёса, ставшего в будущем символом Хабаровска, ещё не было, река петляла по бескрайним просторам, но потом, по мере нарастания мощи из-за обильной подпитки тающими снегами, Амур всё более зарывался в рыхлую почву, углубляя русло, и по его берегам вырастали скалистые громады утёсов.

Климат тогда, на исходе палеолита, был суровее нынешнего, хотя таких ледников, как в Европе и Западной Сибири, здесь не было. В районе Амура тянулись огромные озера, леса занимали меньшую площадь и были в основном хвойными, а по бескрайним и холодным степям бродили стада бизонов, северных оленей, диких лошадей. Встречались и мамонты.

Хехцирский массив в то время был полуостровом, богатым живностью. Этакое "охотничье Эльдорадо"!  Амурская протока в районе нынешней Бычихи была выше по уровню, и волны плескались там, где сейчас находятся вершины поросших лесом бугров. Потом древняя протока углубила русло, и прибрежные стоянки первобытных охотников "уползли" вверх по склонам.

В то время на Амуре складывалась археологическая культура, получившая название осиповской. Причём концентрация первобытных стоянок в районе Хехцира и Амурской протоки просто удивительна! Обнаружено большое количество стоянок, существовавших в период от шестнадцати до девяти тысяч лет назад.

— Теперь по этим археологическим памятникам, — считает хабаровский археолог Игорь Шевкомуд, — можно детально проработать хронологию древних культур конца палеолита и начала неолита, а также проследить зарождение осиповской культуры, в которой выявлена древнейшая в мире керамика...

У истоков исследования этой культуры стоял академик Алексей Павлович Окладников, но основная экспедиционная работа (и, разумеется, открытия) выпали на долю молодого новосибирского учёного, ныне доктора исторических наук Виталия Егоровича Медведева. Он также исследовал и другие археологические памятники Нижнего Амура, относящиеся к разным эпохам.
Свое название осиповская культура получила от селения Осиповка, находившегося некогда у железнодорожного моста через Амур у Хабаровска. Работавший здесь в начале шестидесятых годов А.П. Окладников обнаружил следы древней стоянки человека, датированной 10-11 тысячелетиями. Вначале осиповскую культуру учёный отнес к эпохе мезолита, то есть докерамической, но в дальнейшем именно эта археологическая культура "отодвинула" начало неолита, или эпохи керамики, ещё на несколько тысячелетий вглубь истории.

— Долгое время максимальный возраст керамики на территории нашей страны не превышал семи тысяч лет, — говорит Виталий Егорович Медведев. — На этом фоне поразительно ранней представлялась тогда керамика, открытая в Японии и датированная почти тринадцатью тысячелетиями. Реакция на это открытие в кругах учёных была, мягко говоря, неоднозначной, ведь на самом Евразийском континенте, обжитом человеком гораздо раньше, столь древних сосудов ещё не было найдено...

И вот в 1975 году в ходе раскопок многослойного древнего поселения Гася неподалёку от Сикачи-Аляна экспедиция В.Медведева вскрыла культурный слой с древнейшими черепками, отнесёнными к осиповской культуре. За несколько полевых сезонов была исследована огромная, по археологическим меркам, территория в тысячу квадратных метров, обнаружено множество фрагментов и даже целый сосуд.

Поработали экспедиции В.Медведева и на берегу Амурской протоки в районе Хехцира, где обнаружили немало археологических памятников, в том числе и крупнейший из ныне известных в регионе Корсаковский могильник, но это уже другая эпоха. А вообще вклад Виталия Егоровича Медведева в открытие древнейшей в мире керамики (с хабаровской, так сказать, пропиской) неоспорим.

Позднее, уже в девяностые годы, череда научных открытий выпала на долю Игоря Шевкомуда, воспитанника той же, новосибирской школы археологов, но уже давно живущего в Хабаровске и работающего в музее археологии.

Помог случай, когда лет двадцать назад краевед Борис Денеко, обследуя распадок у ручья Гончарка вблизи Амурской протоки, обратил внимание на едва приметные ямы-западины, где изредка попадались каменные отщепы и керамические черепки, сообщил об этом в Хабаровский краеведческий музей. А там как раз начинал работать молодой археолог-профессионал Игорь Шевкомуд, который и заинтересовался находками. И хотя до этого на Амурской протоке уже побывали новосибирские археологи и обнаружили следы древних поселений, молодой исследователь понял, что на Гончарке найден новый и совершенно неизученный археологический памятник, возможно, очень древний.

И предчувствие не обмануло. Уже первая разведка в виде шурфовки дала великолепные результаты. А с 1995 года начались планомерные раскопки, в которых помимо археологов краеведческого музея участвуют студенты и школьники. Побывали здесь и ученые-геоморфологи и палеоботаники, изучающие климат и природные особенности той далекой эпохи.

                                                          В.В. Иванов-Ардашев

На фотографиях:

1. Автор книги В.В. Иванов-Ардашев.

2. Лик духа солнца, изображенного на петроглифе у села Шереметьево Вяземского района Хабаровского края. Петроглиф датируется вторым тысячелетием до нашей эры.

  Уважаемый Владимир Васильевич, наверно я единственный, кто напишет вам комментарий, поскольку суть вашего очерка ни у кого не вызовет сомнения в достоверности трудности понимания этногенеза народов  Амура, но при этом не заставит и задуматься над пониманием его. Действительно, ну как можно узнать какие народы обитали на Нижнем Амуре в древнейшие времена? Всем, как и вам, кажется,что это невозможно. Однако это не так. По концепции академика Окладникова эдесь с палеолитических времён прозябали дикие тунгусо-маньчжурские племена - предки современных КМНС. И хотя присвоить авторство нижнеамурских петроглифов или археологических культур какому-либо этносу или предэтносу невозможно, но сомнения в том, что это были монголоиды, у вас нет. Однако это утверждение не имеет научной основы, поскольку академическая наука до сих пор не знает механизма этногенеза или его скрывает. Ею предлагается теория, по которой гомо сапиенс вышел из Африки кучерявым и чернокожим, а за 10-15 тыс. лет в Европе побелел, а в Азии пожелтел. Но просвещённый человек не может в это верить. А историку, не знающему подлинного механизма этногенеза, вообще в истории делать нечего. Поэтому у вас и возникла трудность понимания этногенеза народов Амура, а точнее сказать полное непонимание его. А тем не менее достаточно фактов, чтобы хотя бы поискать ответы на эти вечные вопросы - кто мы, откуда мы? Даже, когда вы осматривали известного сикачи-алянского лося, внутреннее поле которого заполнено богатейшей символикой, тождественной по форме и по семантике символике Передней Азии, Прикавказья, Ближнего Востока, этот вопрос должен прийти в голову. А когда в археологическом музее вы видели великолепную краснолощённую вознесенскую керамику с изображением богинь и орнамента из свастик, должно быть ясно, что диким монголоидным племенам, при примитивной экономике, такие шедевры создать было не под силу. Но всё объясняет теория этногенеза Ю.Д. Петухова: она проста, научна, логична и понятна любому. По мнению Петухова каждый этнос, как и человек, имеет папу и маму. Папой для человечества явился первонарод - белый человек, мамой - древние люди. Ими были различные архантропы: неандерталец, синантроп, человек умелый, прямоходящий и др.виды его, населявшие землю в палеолите - неолите. В результате гибридизации между ними и возникли вначале предэтносы, а затем только ко 2-1 тысячелетию до н.э. этносы, в т.ч. и нижнеамурские. Этногенез происходил в этнококонах, ядром которых был белый человек. На периферии существовали близкородственные, а за ними дальнеродственные предэтносы. Этнококонов в Евразии было 6. Один из них существовал на Нижнем Амуре. Ядру его - белому европеоиду - и принадлежали все известные археологические культуры Нижнего Амура. Со временем, примерно к 1 тыс. н.э., европеоиды здесь были полностью ассимилированы архантропной средой и исчезли, дав сапиентную жизнь северным народностям. Так что о каких-либо монголоидных палеоазиатах и их культуре говорить не стоит - в это время их ещё не было. Были только дикие нецивилизованные предэтносы.Такова упрощённо суть теории Ю.Д. Петухова, и каждый историк и просвещённый человек обязан её знать, а если не согласен с ней, должен привести какие-то аргументы. Но время показало, что их нет. Я с удовольствием подискутировал бы с вами на эту тему... Мой адрес: vad54026357@mail.ru Попов Вадим Владимирович.