ШЕСТЬ ПИСЕМ К ДРУГУ

Послания искусствоведа Валентины Стариковой амурскому художнику Александру Реутову

В детстве Валентину Старикову Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина привлекал в качестве экскурсовода в числе других московских пионеров, увлеченных творческим наследием античного мира. Затем она поступила на графический факультет Полиграфического института – бывших Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), в которых преподавали и учились выдающиеся деятели национальной культуры.

Один из них – ректор ВХУТЕМАС и профессор Полиграфического института, график и книжный иллюстратор Владимир Фаворский, который считал Старикову своей ученицей, переписывался с ней после ее переезда в Хабаровск.

Валентина Гавриловна была принята в штат Дальневосточного художественного музея, исколесила национальную глубинку, постигая творчество коренных народов, написала книгу «Художники Приамурья», стала членом краевого отделения Союза художников РСФСР, войдя в секцию искусствоведения.

«Роль Валентины Стариковой недостаточно оценена. Ведь в ее лице дальневосточная культура получила эталон вкуса», – отмечал хабаровский художник и литератор Александр Лепетухин. «Она была светлый, вдохновенный человек, – писала кандидат филологических наук Валентина Катеринич. – Вот какого, не побоюсь этого слова, святого человека послала судьба в Хабаровск…»

ПЕРВОЕ ПИСЬМО

«Милый Саня! Вчера получила твое стихотворение. Это самый дорогой и вдохновенный подарок, который я когда-либо получала ко дню рождения.

Мне трудно судить, насколько образ соответствует оригиналу. Мне нравится стихотворение безотносительно, само по себе. В нем весь ты: с образным видением, мыслями, интонациями. И возрастным переломом, соответствующим зрелости, когда больше начинаешь доверять своим обобщениям, вынесенным из опыта жизни, чем очередным призывам текущего дня.

Твой подарок еще долго будет согревать мне душу и радовать знакомством с тобой моих друзей. Я с удовольствием переписала его и послала своей маме. Ей 80 лет, она словесница, редкий труженик. Всегда была для меня примером духовной стойкости, выносливости, обостренного чувства долга. Спасибо тебе. Когда так щедро человек раздает свои богатства окружающим, это неизбежно ложится бременем на плечи самых близких. В этом доля их забот о тебе. Желаю взаимопонимания в семье, счастья твоей жене, здоровья твоим детям.

Будешь в Хабаровске – обязательно заезжай!

Уважающая тебя В.Г.»

ВТОРОЕ ПИСЬМО

«Дорогой Саня! Рада, что у тебя зреют новые работы. Наши художники могут только позавидовать той атмосфере творчества, которая постоянно тебя окружает. У нас что-то все выдохлись, разве только может быть летом кое-кто отправится на этюды.

Предстоящая выставка, как и все остальные, будет посвящена юбилею Октября, и месяца за три, как всегда, начнут стряпать тематические полотна. Заранее можно сказать, что все это будет в лучшем случае эффектно и помпезно, но ничего глубокого и искреннего ожидать не приходится.

Я поглощена домом, внуком, школой*. Даже журналы по искусству проходят мимо моих рук. Между прочим, тебе, как мыслящему человеку, будет интересно прочитать статью об удивительном философе Федорове Николае Федоровиче, которого, думаю, сейчас заново открывают. А ведь и Толстой, и Достоевский, и Циолковский его высоко ставили. Даже Маяковский воплощал его идеи в своих стихах. Статья в альманахе «Прометей» в №11 за 1977 год.

Надеюсь увидеть твой триптих «Мореплаватели». Все, что ты пишешь в стихах и режешь в дереве, меня волнует и духовно насыщает.

Желаю успехов тебе и твоей семье.

Твой друг В.Г.»

ТРЕТЬЕ ПИСЬМО

«Дорогой Саня! Одновременно с тобой получила письмо от одного москвича, твоего ровесника, художника без профессиональной школы, но талантливого, одержимого.

 

Он резко отзывается о московских корифеях, которые изолгались и занимаются тем, что создают себе положение, зашибают деньги и не имеют ничего общего с поисками истины.

К сожалению, это повсеместно, от Хабаровска до Москвы. Наверное, всегда так было, может быть, не в таком масштабе. И все же где-то какие-то одиночки бьются, ищут путь к истине. Рано или поздно появится такой большой и талантливый человечище, который сделает решительный шаг вперед и скажет свое веское слово.

Именно культура должна быть рупором нации. Она воспитывает, духовно обогащает. Культура – показатель цивилизованности, а не то, сколько электроэнергии расходуется на душу населения. Есть у нас души, которые горят, а не тлеют. Поэтому я горжусь тобой. Пишешь ли ты стихи, делаешь ли резьбу или живопись – это все прекрасно!

Желаю успехов во всем. В.Г.»

ЧЕТВЕРТОЕ ПИСЬМО

«Дорогой Саня, получила свое фото, сделанное тобой. Ну теперь и умирать можно: никогда у меня не было такого замечательного портрета и вряд ли появится.

Я сейчас читаю «Вверх и вниз по течению» Валентина Распутина. Если эта книга попадется тебе на глаза, возьми и открой. Не пожалеешь!.. Давно я не читала современной прозы, которая своей глубиной, искренностью, душевным настроем произвела на меня такое впечатление.

Всего наилучшего тебе и твоим близким. В.Г.»

ПЯТОЕ ПИСЬМО

«Саня, прости, что задержала с ответом. Сдавала передачу на краевом радио. Тема – изобразительное искусство. Вчера записывали в студии… Как всегда, волновалась, но в этих переживаниях, связанных с недовольством собой, и есть смысл жизни.

Этим летом я опять работаю экскурсоводом. А как хочется отдохнуть, выбраться на природу!.. Или хотя бы в командировку, заехать к тебе в Амурск! Рада, что у тебя растут и множатся творенья, замыслы. И пусть не все равноценно, только в такой дружной поросли может вырасти что-то значительное.

Привет семье. Искренне расположенная к тебе В.Г.»

ШЕСТОЕ ПИСЬМО

«Дорогой Саня, очень жаль, что не увидела тебя в Амурске, когда там стоял «Пропагандист» – теплоход, на котором мы идем в Николаевск-на-Амуре.

Мы – это 11 художников и я, участники фестиваля изобразительных искусств. Правда, я встретила на пристани твоих милых детей – Женю и Настеньку. У меня было дело к тебе, но поскольку разговор не состоялся, излагаю суть.

В Москве есть серьезный искусствовед Татьяна Семенова, которая заинтересовалась твоим творчеством и просила у меня фотографии нескольких твоих работ. Она пишет теоретический труд о корнях и специфике изобразительного искусства, начиная от произведений первобытного творчества и кончая профессиональным.

Изданы две книги, в которых разбираются древняя керамика, народные костюмы, иконопись, лубки. Сейчас Татьяна Семенова готовит третью книгу. Мне хотелось ей помочь и послать фото твоих деревянных скульптур, наиболее самобытных и ярких. Ты бы очень меня обязал, послав ей снимки по прилагаемому адресу.

Если ей это будет интересно и необходимо для книги, она сама напишет тебе и попросит более подробных сведений. Мне кажется, что возможность публикации о тебе в искусствоведческом труде – вещь заманчивая. Хотя, конечно, это не наверняка.

Ты пишешь, что в последние недели не работаешь. Ну что ж, каждой, даже самой большой творческой личности необходимо какое-то время для того, чтобы перестроиться и накопить материал.

А у тебе каждодневная работа на стройке и организационные дела в музее*. Но творческий огонь, заложенный в тебе, все равно вырвется так или иначе, и ты в очередной раз порадуешь своими работами.

Не унывай и верь в свою звезду. В.Г.»

 

Подготовил к печати Михаил КАРПАЧ.

Фото А. Реутов

 

*В.Г. Старикова преподавала историю изобразительных искусств в детской художественной школе

*Рабочий треста «Амурскстрой» А. Реутов был общественным директором городского краеведческого музея

 

ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ № 26 (8364) - 2023

г. Хабаровск