Как Геннадий Невельской открыл Амур

Командир транспорта «Байкал» в 1849 году прибыл на восток России для секретных исследований.

151 год назад в Европе были убеждены, что Сахалин - полуостров, вход в Амур с моря невозможен, а устье Амура теряется в песках. Хотя Иван Москвитин и Василий Поярков еще в 1639-1646 гг. вышли в устье Амура, плавание их было забыто.

Недоступность реки Амур с моря

Французский мореплаватель Лаперуз, который в 1787 году попытался войти в Амурский лиман с юга, замечательный русский мореплаватель Крузенштерн, пытавшийся войти в устье Амура с севера, авторитетно заявили, что устье Амура несудоходно, а Сахалин – полуостров.

В 1845 году Николай Iприказал снарядить небольшое судно (от Российско-Американской компании) и специальную секретную (от англичан и французов)  экспедицию для выяснения доступности реки Амур с моря и ее судоходности.

В устье Амура был направлен фрегат «Константин» под командованием поручика корпуса штурманов Гаврилова. Однако Гаврилов не смог выполнить поставленную задачу ввиду непогоды, личной болезни и по причине недостаточного снабжения судна. Он вынужден был вернуться, не достигнув устья Амура. Эта неудача побудила Николая Iнаписать на отчете Гаврилова следующую резолюцию: «Весьма сожалею. Вопрос об Амуре, как о реке бесполезной, отставить».

Однако, как это бывает иногда в истории, на российском флоте появился человек, которому суждено было сыграть главную роль в изучении, освоении Приамурья и Приморья, а также Сахалина и приобретении этих земель для России.

Главная роль

Этим человеком оказался Геннадий Иванович Невельской, 34-летний капитан-лейтенант, окончивший Морской корпус в 1832 году.

После выпуска он ежегодно плавал на разных кораблях, главным образом на Балтийском и Северном морях, хотя бывал в Белом и Средиземном морях.

Еще во время учебы в Морском корпусе Невельской заинтересовался амурским вопросом. Он знал о плаваньях и соображениях Лаперуза, Броутона и Крузенштерна, но считал их выводы неубедительными, ведь никто из них не пересекал лиман ни с юга на север, ни с востока на запад. Он полагал также, что такая большая река, как Амур, не может растекаться по пескам и теряться в них, не имея судоходного выхода к морю.

Эти вопросы не давали ему покоя.

Ответы надо было искать самостоятельно.

Он мечтал попасть на Амур. Можно сказать, что ему повезло. В 1848 году Невельской получает звание капитал-лейтенант, и, несмотря на ожидавшийся перевод командиром на фрегат «Паллада», неожиданно для всех подал рапорт о переводе на небольшой транспорт «Байкал».

Судно после постройки в Финляндии должно было идти на Камчатку. За Невельского ходатайствовал генерал-адмирал, великий князь Константин Николаевич (второй сын Николая I), родившийся в 1827 году, служивший на флоте с 6-летнего возраста, в 1844 году получивший чин капитана 2-го ранга и командование фрегатом «Паллада», где служил Невельской, они совместно плавали на парусных фрегатах «Беллона», «Аврора», линейном корабле «Ингерманланд», поэтому по рекомендации Константина Николаевича командовать «Палладой» должен был после него Невельской. Но… Невельской мечтал попасть на Амур, и случай подвернулся с «Байкалом».

Кроме Константина Николаевича за Невельского высказался адмирал Литке, а  поддержал его кандидатуру главный морской начальник - морской министр Императорского флота России адмирал Меншиков.

Из Кронштадта в Петропавловск за 8 месяцев

Итак, Невельской отправляется в Финляндию, где строится «Байкал» Он торопит строителей, ему дорого время, поскольку Невельской знает, что в Охотском море сложная ледовая обстановка в осенний и зимний периоды, а плавание возможно лишь в летние месяцы. 10 июля 1848 года «Байкал» был спущен на воду.

21 августа 1848 года транспорт «Байкал» (водоизмещение 250 т, размер 23,5 х 7,5 х 3,8 м, сравните с бронекатером БК-302 – памятником в Хабаровске на базе КАФ, его длина тоже 23 м) вышел из Кронштадта. Экипаж транспорта состоял из следующих лиц: командир капитан-лейтенант Г.И. Невельской; лейтенанты Казакевич (старший офицер) и Гревенс; мичманы Гейсмар и Гроте, поручик корпуса штурманов (КФШ) Халезов, подпоручик Попов, юнкер князь Ухтомский и лекарь Берг. Унтер-офицеров – 3, матросов – 22, баталёр – 1, артиллерийский унтер-офицер – 1, фельдшер – 1. Всего  28 человек. Кроме того, для доставки в Петропавловск имелось на борту 14 мастеровых.

22 января 1849 года перешли меридиан – мыс Горн, южная оконечность Америки (Южной).

12 мая 1849 года бросили якорь в Петропавловской гавани.

Начальник Камчатки, капитан 1-го ранга Машин донес князю Меншикову о приходе транспорта «Байкал» в совершенной исправности, с бодрой командой и отличным качеством груза, в том числе продуктов, с запасом на 4 года.

В рекордно короткий срок за 8 месяцев и 23 дня Невельской преодолел расстояние от Кронштадта до Петропавловска через Атлантический и Тихий океаны. Это было невероятным событием! Рекорд плавания для парусных судов.

Таким образом, Невельской выиграл время для плавания в Охотском море.

Дошли до устья Амура

30 мая 1849 года «Байкал» вышел из Авачинской бухты и через неделю был уже в Охотском море. Судно шло к Сахалину, обойдя его с севера, Невельской вышел в лиман Амура. Опасаясь сесть на мель, он выслал вперед плот с лейтенантом Казакевичем и матросам с задачей дойти до устья Амура.

Вскоре со шлюпки Казакевич просигналил, что они дошли до устья Амура.

Вторую решающую экспедицию в устье Амура возглавил капитан-лейтенант Г.И. Невельской.

Поднялись по Амуру более чем на 40 метров до полуострова Куегда, затем возвратились в лиман, шлюпки пошли по течению к югу и достигли того места, где материковый берег сближался с Сахалином. До самого горизонта на север и юг уходили бесконечные гребни волн.

Это был пролив шириной в 4 мили (5 км) и глубиной в 5 сажен (9,1 м), самая узкая часть между Сахалином и материком.

Результат:

1. Устье Амура судоходно,

2. Сахалин – остров.

Это было 22 июля 1894 года.

Научный подвиг совершен

Г.И. Невельской блистательно доказал это своим походом к вечеру 1 августа 1849 года, после 22-дневного плавания на трех шлюпках (шестерка, вельбот и четверка) экспедиция возвратилась на «Байкал».

В экспедиции принимали участие 14  моряков и офицеры - Невельской, Попов, Гейсмар, Гроте. Запомните эти имена, их до сих пор по достоинству не оценили в России.

30 августа 1849 года «Байкал» вошел в Аян, и 3 сентября Невельской встретился с губернатором Восточной Сибири Муравьевым, которому доложил об открытии устья Амура и пролива, ныне носящего имя Невельского.

10 сентября 1849 года «Байкал» пришел в Охотск, Невельской сдал транспорт и 20 сентября с офицерами отправился в Иркутск, где  приводили в порядок журналы и карты.

6 декабря 1849 года за обследование Сахалина и устья Амура Г.И. Невельской был произведен в капитаны 2-го ранга, а его офицеры награждены орденами.

3 февраля 1850 года Г.И. Невельской был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен начальником Амурской экспедиции.

 

Анатолий МЕРЕЖКО, военный историк.

«Приамурские ведомости», №17-2020г.