Адаптация ребенка к школе

Рубрика:  

Первый год обучения для ребенка - невероятно сложный, переломный момент в жизни ребенка. Меняется уклад его жизни, область его ответственности, растет психологическая и физическая нагрузки. На смену играм приходит ежедневная учеба. Они требуют от ребенка напряженного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и удержания правильной позы.

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей. В ответ на повышенные требования к организму первоклассника, в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы на усталость, головные боли. Может возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Случаются и трудности психологического характера (страх, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях).

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации.

Нарушения адаптации могут выражаться в виде активного или пассивного протеста, тревожности и неуверенности в себе, и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Задачей родителей на данном этапе является эмоциональная поддержка ребенка. Не стоит ужесточать дисциплину дома, ведь этого малышу хватает и в школе, но при этом поддержка режима дня необходима. Постарайтесь выслушивать его горести и обиды, ведь то, что взрослым кажется мелочью, в мире маленького человека может быть огромной и страшной глыбой! Как поддержку, многие первоклассники берут с собой в школу игрушки, и родителям не стоит запрещать это. Но необходимо объяснить ребенку, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких и тревожных детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками, поэтому зачастую самым надежным и проверенным островком безопасности становится любимая игрушка, с которой он чувствует себя более уверенным и спокойным.

 

Кравцова Наталья Геннадьевна, педагог-психолог МАУ «ЦРН «ЕДИНСТВО»

г. Хабаровск