Эмоциональный интеллект. От чего зависит успешность ребенка в будущем

Рубрика:  

Бытует мнение, что одно из главных условий успеха, - знания и интеллект, так называемый IQ. Набор способностей и навыков, задействованных в обучении важны: концентрация, память, мышление, координация глаз – рука и т.п., но это, по мнению исследователей, не главное. IQ, это лишь вершина айсберга.

Исследователи  придают  большое  значение развитию социальной и эмоциональной  компетентности, и ввели понятия: эмоциональный интеллект EI и социальный интеллект. Гениальное лидерство и управление затрагивает именно наши чувства.Так, например, огорчение способно притупить наши интеллектуальные способности на 15% – 30%.

Надо сказать, что эмоциональным интеллектом обладают не все люди, а только тот, кто умеет воспринимать свои чувства: гнев, страх, радость и т.п.. Человек умеющий идентифицировать их, компетентно, грамотно обходиться с ними, является человеком  с развитым EI. Такой человек обладает высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс. Он способен оптимально использовать свой логический интеллект.

К сожалению, в нашем обществе так сложилось, что хотя люди испытывают весь спектр эмоций, но совсем не осознают их, совершенно не понимают, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Исследователи утверждают, что детство и подростковый возраст (пубертатный период) представляют лучшие возможности для формирования эмоционального интеллекта. Однако, способности эмоционального интеллекта, поддаются развитию даже в зрелом возрасте.

 Итак, что за «зверь» этот эмоциональный интеллект (EI)? Он означает:

1. Знание собственных эмоций. Восприятие собственного состояния - узнавание своих чувств в момент их проявления - основа эмоционального интеллекта. Кто не способен замечать и узнавать свои чувства, тот становится их рабом.

2. Человек умеющий воспринимать и распознавать собственные чувства, способен успокаивать самого себя, избавляться от страха,  мрачного, подавленного настроения,  раздражительности.

 3. Использовать эмоции в деле т.е.  поставить их на службу достижения цели, мотивации, успешной деятельности, креативности. Способность управлять эмоциями, не быть рабом спонтанных импульсов, уметь отказываться от немедленного результата в пользу долгосрочных целей - это основа успеха, умение добиваться больших и лучших  результатов.

4. Эмпатия  - знать о том, что чувствуют другие люди,- ещё одна способность, которая строится на самонаблюдении и является основой знания людей. За отсутствие эмпатии приходится дорого платить в социальной жизни.

5. Способность к отношениям. Искусство отношений во многом зависит от понимания и обхождения с чувствами других людей,  т.е. эмпатии. От этого зависит, как относятся к вам другие и насколько эффективно вам удаётся наладить контакт.

Дети с развитым эмоциональным интеллектом по сравнению со своими сверстниками
- имеют более высокую самооценку,
- быстрее адаптируются,
- демонстрируют более просоциальное поведение (т.е. следуют принятым правилам поведения в обществе),
- более эффективны в обучении
- и пользуются большей популярностью у сверстников.
- Кроме того, они менее тревожны и более способны к эффективному решению конфликтов с окружающими.

Заниматься  развитием эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости у детей и у родителей – очень важно! Это главное условие лидерства, успеха в карьере и бизнесе, счастья и уверенности в мире человеческих взаимоотношений, в умении адаптироваться к обстоятельствам, людям и жизни в целом. Развитый эмоциональный интеллект дает возможность «правильно» проживать чувства – душевную боль, стрессы, неприятности, не застревая в них надолго. Жить полной жизнью, испытывая радость, уважение и любовь к близким, умея принимать и испытывать нежность, страсть, любовь.

"Как научить моего ребенка справляться с эмоциями?",
 "Мой ребенок вспыльчивый и из-за этого конфликтует, как научить его справляться с гневом?",
"Он не очень уверенный, я бы хотел, чтоб он был лидером, нужно развивать уверенность, как научить его не бояться?

Как это банально не звучит, развивать эмоциональный интеллект ребенка имеет смысл, начиная с развития эмоционального интеллекта родителя. Записаться к семейному педагогу-психологу на индивидуальный, или групповой курс Развития Эмоционального Интеллекта, вы можете по тел. 7 (4212) 45-70-37 МАУ ЦРН «Единство», ул.Суворова, 62.

 

Статью подготовила: Кулабухова О.А. - педагог-психолог МАУ ЦРН «Единство»

г. Хабаровск