ХОРОШАЯ ТРАДИЦИЯ - ПОБЕЖДАТЬ

Рубрика:  

На полигоне Прудбой в Волгоградской области завершились Всеармейские конкурсы по полевой выучке «Танковый биатлон» и «Суворовский натиск». Второй раз подряд кубок победителей конкурса «Танковый биатлон» завоевала команда Восточного военного округа.

- Для нас, дальневосточников и забайкальцев, уже существует хорошая традиция - побеждать, - сказал заместитель старшего команды ВВО по работе с личным составом генерал-майор Сергей Долотин перед началом соревнований. - И сегодня мы должны оставить о себе хорошую память.

Легкий бег тяжёлых машин

Под сильнейшим ливнем на танковой директрисе в этот день разыгралась жаркая борьба. Первымв индивидуальной гонке стартовали «южане», а через минуту – забайкальцы. Экипаж под командованием старшего сержанта Михаила Жилинаиз команды ВВО без труда преодолел участок заграждения и маневрирования, и выехал на огневой рубеж. В это времяпо первой мишени уже вёл огонь наводчик-оператор ЮВО.

За стрельбой из вооружения Т-72Б3 лучше всего было наблюдать из пункта управления. Здесь кипели настоящие страсти. «Зелёный, возьми ниже», - прозвучалапо радиостанции подсказка экипажу ЮВО. Южане, казалось, вняли голосу сверху и завершили стрельбубез промаха.

К сожалению, представителям ВВО приходилось рассчитывать только на себя. Наводчик-оператор Восточного военного округа не сумел поразить мишень №12 – «Танк»условного противника. Наша команда заработала 60 секунд штрафного времени, и теперь ситуацию мог исправить только механик-водитель.

Механик-водитель младший сержант Александр Рыбаков – был одним из наиболее опытных представителей команды ВВО. В прошлом году он вошёл в число лучших российских танкистов и принял участие в международном этапе состязаний «Танковый биатлон». Противотанковый ров, курган, эскарп, колейный проход, брод, макет колейного моста, косогор - ни одно из этих препятствий не вызвало у него ни малейших затруднений.

Под крики болельщиков «Трудности нам не помеха, они для нас залог успеха!», «Восточный округ боевой, мы победим любой ценой!» и «В цель попадает каждый снаряд, и мы покажем лучший результат!» наш экипаж на втором круге выехал на огневой рубеж для стрельбы по мишени №25. Танкистыпод красным флагом метко сняли «вертолёт противника», а затемнаводчик-оператор Бато Цыдыповпоразил мишень «РПГ». В результатетанк ВВОобогнал южан на скоростном участке и финишировал первым.

К гонке приступили вторые экипажи военных округов. Вслед за хозяевами полигона стартовалзабайкальскийэкипаж старшего сержанта Александра Табадякова. Видимо, механик-водитель рядовой Максим Паймушкинпросто переволновался - уже на первом круге он задел столб на участке заграждения и маневрирования и получил 10 секунд штрафного времени. Зато наводчик-оператор рядовой Иван Свистун безупречнопоразилтанк условного противника.

К этому времени взял себя в руки и механик-водитель. На втором круге Максим без труда преодолелучасток заграждения и маневрирования. Но в тот момент, когда, казалось, забайкальцы вновь ухватили удачу за хвост, вновь возникла непредвиденная ситуация – после доклада о готовности открыть огонь, мишень №25 не поднималась 17 (!) секунд. Обидно, но впоследствиисудьи заняли жёсткую позицию,и за задержку подъёма мишени экипажу Александра Табадякова компенсировали всего6секунд.

Впрочем, в тот момент военнослужащие не считали упущенное время,они были полностью сосредоточены на выполнении своей задачи. Экипаж мгновенно уничтожил появившийся с опозданием в 17 секунд «Вертолёт». На третьем круге,отстрелявшись по«Расчёту ручного противотанкового гранатомёта»противника, забайкальцы с небольшими помарками на препятствиях вновь финишировалипервыми.

Тяжелее всего в этот день пришлось, на мой взгляд, экипажу ВВО под командованием старшего лейтенанта Павла Мартьянова. Казалось бы,два первых заезда остались за представителями ВВО, а значит, победа была уже практически в наших руках. Но третий заезд оказался не без сюрпризов – «южане» и «западники» оставили на финал самые быстрые свои танки. Вольно невольно, с такими «козырями в рукаве» приходилось считаться всем.

В этом заезде экипажи ЮВО и ЗВО финишировали первыми, и это сильно повлияло на дальнейшее распределение мест. Так, экипажи Михаила Жилина и Александра Табадякова заняли третье и четвёртое места, а экипаж командира танка Павла Мартьянова -шестое место в рейтинговой таблице.

И снова гонка

Как знают любители спорта, никто из спортсменов и судий не застрахован от ошибок. Не стал исключением в этомплане и «Суворовский натиск» - здесь тоже имел место человеческий фактор.

Во второй день индивидуальная гонка была проведена среди экипажей БМП-2. Боевые машины пехоты, по условиям соревнований, так же должны были пройти три круга с теми же препятствиями и мишенями. Но, если в ходе танковой гонки за промахи было предусмотрено штрафное время, то экипажи БМП-2 в этом случае должны были пройти штрафной круг в 500 метров.

Начало гонки для дальневосточников было очень удачным – после того, как механик-водитель старший матрос Михаил Гарный безошибочно прошёл участок заграждения и маневрирования, наводчик-оператор младший сержант Виктор Мысков с первого выстрела поразил мишень, имитирующую БМП противника.Но в тот момент, когда боевая машина пехоты рванулась дальше, с вышки поступила команда вернуться на огневой рубеж. Как позже выяснилось, полевые арбитры не разглядели попадание нашего наводчика-оператора в мишень, а значит, надо было «сбивать»уже «подбитый» «БМП»вновь - уже используя дополнительные боеприпасы.

Командир боевой машины пехоты старшийсержант Пантелей Зверев дал соответствующий приказ. На построение экипажа, загрузку боеприпасов, стрельбу по мишени дальневосточники потратили 7 минут драгоценного времени. Попадания вновь никто не зафиксировал, и механик-водитель уехал на штрафной круг.

К чести судий, в конце концов, они признали, что наш наводчик-оператор поразил мишень с первого раза, а значит, и возврат на огневой рубеж, и штрафной круг, были ошибкой. Время прохождения штрафного круга -  а это 54 секунды,нашей команде впоследствии вернули. Но на этом благосклонность судий и закончилась - остальные потерянные семь минут так и были приплюсованы к общему времени прохождения трассы.

Понятное дело, притакой потере времени, ни о какой борьбе за первые места для этого экипажа в этот день не могло быть и речи. Но ребят этот факт не остановил – под кричалку болельщиков «Морская пехота - Владивосток, за вас болеет Дальний Восток!» они бодро преодолели противотанковый ров, курган, эскарп, колейный проход в МВЗ, брод, макет колейного моста, косогор и выехали на стрельбу по мишени №25. На дальности 900 метров наводчик-оператор младший сержант Виктор Мысков очень точно отстрелялся из 30-мм пушки по «Вертолёту» противника.

Во втором заезде участвовал экипаж сержанта Мурада Магомедова. После сигнала на старт заурчал шестицилиндровый двигатель,и механик-водитель младший сержант Николай Софиенкобуквально сорвал машинус места и легко прошёл участок заграждения и маневрирования. Наводчик-оператор сержант Сергей Касатов мастерски «уронил» мишень №14. Так же метко Сергей вывел из строя «вертолёт противника»во втором круге.

Третьим в индивидуальную гонку влился экипаж сержанта Чингиза Долсонова.Выбиться в лидеры на индивидуальной гонке дальневосточникам помогла не только удача, но и слаженность в действиях, умение понять друг друга с полуслова.

Уверено взял старт механик-водитель старший матрос Дмитрий Богдановский. Как позже пояснили специалисты, хоть БМП ибыстрая машина, но по пересечённой местности разгоняться нужно аккуратно. Дело в том, что из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя приходится на нос, и на неровных участках дороги машина начинает «клевать». Но Дмитрий показал «высший пилотаж» и пролетел 21 километртрассы без задержек.

Идеально провёл стрельбу и наводчик-оператор ефрейтор Лупсан Ринчинов. Он поразил все мишени и,тем самым,сэкономил время экипажу. В итоге дальневосточники занялипервое место в индивидуальной гонке среди машин БМП.

- Не удивлён результатами индивидуальной гонки, - рассказал капитан команды экипажей и десанта БМП-2 Восточного военного округа старший лейтенант Николай Крутиченко. - Сегодня мне приснилось, что лучшим в ходе гонки станет экипаж командира боевой машины сержанта Чингиза Долсонова. Ребята не видели, но перед стартом я на их машине нарисовал цифру 1, обозначающую первое место, и церковный крестик. Помогло – сон оказался в руку.

Со своим уставом в чужой монастырь не ходят

Послепроведения спортивного этапа, вновь соревновалисьэкипажи БМП-2. На этот раз они должны были преодолеть водную преграду - одно из самых сложных препятствий для боевых машин. Для усложнения задачи здесьбыли установлены буйки, имитирующие участок маневрирования на плаву. А после преодоления водной «змейки» экипажам предстояло выбраться на берег в специально оборудованном месте.

В шутку поинтересовалась у Николая Крутиченко, каким на этот раз был его «сон в летнюю ночь». Он без заминки пообещал, что две машины ЮВО с «плавом»не справятся. Оставалось только дождаться конца соревнований и сравнить прогноз офицера с реальным исходом дела.

«Южане»и выехали первыми преодолевать водную преграду. Без инцидентов был пройден плав первой машиной. Не снижая хода, в воду съехала вторая БМП-2. Это стало серьёзной ошибкой механика-водителя - задымил двигатель, машина вышла из строя. Не учтя печальный опыт предыдущего экипажа, вскоре рядом с ней замерла и третья машина ЮВО. Что ж, прав оказался старший лейтенант Крутиченко - обе машины «южан»были отбуксированы в сторону. По идее эти экипажи прекратили борьбу, ведь преодолеть водную преграду они просто не смогли.К плаву приступили другие команды.

Но ни участники соревнований, ни болельщики, ни даже Николай Крутиченко не мог предвидеть, что произойдетпосле того, как сплав завершат экипажи всех команд. В самом конце неожиданно для всех к водной преграде вновь подошли2 новые машины ЮВО! Мало того, экипажам «южан» позволили выполнить упражнение с нуля и в результате они заняли первое место!Что ж, как говорится, со своим уставом в чужом монастырь не суются…

Как бы там ни было, экипаж Чингиза Долсонова показал себя с лучшей стороны.Многие механики-водители при прохождении водной преграды получили дополнительные штрафные секундыза сбитые буи. Многие, но не механик-водитель ВВО старший матрос Дмитрий Богдановский. Да и с поставленной задачей он справился всего за 3 минуты 53 секунды. В итоге экипаж Долсонова занял на этом этапетретье место. Еще два экипажа ВВО стали в рейтинговой таблице шестым и седьмым.

Последний день соревнований

В заключительном этапе «Эстафета» важна была работа всей команды ВВО. Именно этот этап определял чемпионов и призёров состязаний. Победа была возможна только при слаженной работе всех трёх экипажей.

Вначале к эстафете приступили танковые экипажи.Первым три круга проходил экипаж старшего сержанта Александра Табадякова. Преодолев препятствия, - а это противотанковый ров, курган, эскарп, колейный проход в МВЗ, брод, макет колейного моста и косогор, механик-водитель рядовой Максим Паймушкин выехал на огневой рубеж. Далее экипаж отстрелялся с места по мишени №12 «Танк» на дальности 1600, 1700, 1800 метров и заработал один штрафной круг. Выстрелом с места была поражена мишень «Вертолёт». На втором круге танкВВО обошёл боевую машину ЮВО.

Затем забайкальцы передали эстафету своим товарищам по команде. В машину пересел экипаж старшего лейтенанта Павла Мартьянова- поразив три мишени из четырёх, он увеличил отрыв от остальных участников эстафеты. А третий экипаж-старшего сержанта Михаила Жилина, не только не растерялпреимущество своих сокомандников, но и увеличил разрыв. В итоге, со значительным отрывом победила сборная ВВО.

Конечно же, такой успех танкистов зарядил и болельщиков. Группа поддержки на трибунах не жалела сил. Под крики «Поражают цели, разрушают преграды бойцы 155-й бригады!», «Мы сохраняем дальневосточные традиции и будем лучшими на огневой позиции!» «С нами навык, опыт, удача, нам по плечу любая задача!» к эстафете приступили боевые машины пехоты.И, действительно, навык, опыт и удача позволили экипажу старшего сержанта Пантелея Зверева, стартовавшему первым в команде ВВО, уже на первом круге значительно оторваться от остальных боевых машин.

Увеличил отрыв и экипаж сержанта Мурада Магомедова. Под крики с трибун «Юг, давай, до свиданья!» без единого промаха с идеальным прохождением трассы завершил эстафету экипаж сержанта Чингиза Долсонова.Споказателем в 1 час 26 минут 50 секунд команда ВВО заняла первое место на этом этапе соревнований.

- Это мои ребята! - не смог сдержать эмоций заместитель главного тренера, начальник отделения УБП ВВО Вячеслав Жаплов.

Награды для победителей

В этот же день состоялось награждение призёров и победителей. Команду Восточного военного округа награждал начальник штаба-первый заместитель командующего войсками ВВО генерал-лейтенант Александр Лапин.

По итогам эстафеты танковых экипажей военных округов победителями были признаныкоманды ВВО и ЮВО.Они были награждены переходящим кубком «Танковый биатлон-2015».

Кроме того, экипаж командира танка старшего сержанта Михаила Жилиназанялтретье местов личном зачёте среди танковых экипажей военных округов в номинации «Лучший танковый экипаж».

По итогам эстафеты экипажей боевых машин пехоты военных округов,первое место заняла команда ВВО.

В номинации «Лучший экипаж боевых машин пехоты» 1 место занял экипаж в составе командира отделения сержанта Чингиза Долсонова, наводчика-оператораефрейтораЛупсана Ринчинова имеханика-водителястаршегоматросаДмитрия Богдановского. Они получили личные награды в номинациях «Лучший командир боевой машины», «Лучший наводчик-оператор», «Лучший механик-водитель».

Закрывая Всеармейские состязания, главный судья соревнований генерал-майор Александр Перязев поблагодарилучастников за хорошую подготовку и терпение:

- Может быть,судейская бригада не всегда чётко обеспечивала работу и вовремя доводила результаты, - отметил он. - Тем не менее,мы старались, и мы тоже учимся. В первую очередь учимся у вас терпению и настойчивости.

Терпения, настойчивости и удачи танковым экипажам и экипажам боевых машин пехоты ВВОвходе международного этапасостязанийжелает и весь коллектив газеты «Суворовский натиск».

Мария БОТЕЗ,специальный корреспондент газеты «Суворовский натиск»

Фото  автора