Лейба Бронштейн (Троцкий) как активный участник Великой Октябрьской Социалистической революции. Впечатления ветерана КГБ о телевизионном фильме «Троцкий», показанном в ноябре 2023 г. на Первом канале ОРТ

      Появление фильма о Троцком на одном из центральных федеральных каналов российского телевидения явление, можно сказать, неординарное. При Советской власти само имя Троцкого имело сугубо негативную окраску, было синонимом оппортунизма и ренегатства. Вся история Великой Октябрьской Социалистической революции и гражданской войны писалась с этих позиций. Даже демонизация И. Сталина Хрущёвым и последовавший за тем пересмотр политических ролей ряда вождей большевизма, не сильно повлияла на общепринятый в советское время исторический образ Троцкого.

     Что касается сценария фильма, то авторы весьма бережно отнеслись к описанию событий около революционного времени. Они трактуются в духе и букве статьи о Троцком, как она представлена в современной Википедии. В силу художественности  и ограниченности рамками заявленного жанра, в ленте отсутствует последовательная картина исторических фактов. Основная сюжетная линия построена на их преломлении через личностные переживания Троцкого. Поэтому зритель для понимания авторского замысла, по умолчанию, должен быть хорошо осведомлен об исторической ситуации того времени. Если для людей старшего поколения, изучавших историю КПСС, это вполне естественно и доступно, то для молодежи могут возникнуть трудности в восприятии смысла тех или иных сцен.

      Так, например, в «забойной» сцене в начале фильма, где Лариса Рейснер отдается Троцкому в мчащемся бронепоезде, современный юный зритель может принять Рейснер за нимфоманку и развратницу. Однако вспомним, что в советской литературе эта дама послужила прототипом Комиссара в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. А её знаменитая фраза из фильма по Вишневскому: «Ну кто ещё хочет комиссарского тела?». Скорее всего, создатели фильма хотели донести до зрителя, что Рейснер, путешествовала на бронепоезде будучи сотрудником политотдела армии. Бронепоезд, кстати, как выяснилось, был снаряжен и экипирован на американские деньги. Скорее всего, она являлась сторонницей так называемой теории «стакана воды». Эта теория, весьма распространённая в партийной и около партийной среде того времени, якобы отвергала буржуазные предрассудки регулирующие взаимоотношения полов. Считалось, что полюбить товарища по партии так же легко, как выпить стакан воды. Однако эта теория, в итоге, на советской почве не прижилась.

     Удачным можно назвать эпизод, демонстрирующий ораторский талант Троцкого, когда он одаривает часами случайного красноармейца на митинге. Такая практика часто применялась Львом Давыдовичем, на что указали и авторы фильма, через крупный план открытия Троцким целого ящика с ручными часами, скорее всего реквизированными у буржуев.

     Воспоминания современников сохранили описание дежурного награждения часами Предреввоенсоветом легендарного комдива В.И. Чапаева. Троцкий прибыл на своем бронепоезде в чапаевскую дивизию для проверки. Дисциплина там серьезно хромала. Отношения между бойцами дивизии, которые зачастую были родственниками, свойственниками и земляками, были далёкими от требований воинских уставов. Однако сам Василий Иванович пользовался уважением и авторитетом. Направляясь в дивизию, Троцкий планировал отстранить Чапаева от командования. По принятой тогда манере, делалось это публично на митинге всего личного состава дивизии. Будучи искушённым оратором, Троцкий тонко чувствовал настроения толпы. Начав свою речь с критики Чапаева, он увидел, что массы не воспринимают его критические доводы и поддерживают своего комдива. Он понял также, что отдай он приказ о смещении Чапаева, ему самому было бы несдобровать. Тогда он быстро сориентировался, похвалил Василия Ивановича, тут же наградил его часами и срочно отбыл на бронепоезде восвояси.

     Надо сказать, что артист К. Хабенский, сыгравший Троцкого,  воссоздал органичный и цельный образ своего героя, к тому же с существенным портретным сходством. Тщательно подобраны и другие актеры, образы которых хорошо известны массовому зрителю по фото и кинодокументам: Ленин, Парвус, Столыпин, царь Николай Второй. Интерьеры и реквизит начала 20 века также безупречны. Достоверные кинематографические планы способствуют восприятию зрителем образа Троцкого как беззаветного, пламенного революционера, не жалеющего ни себя, ни других ради торжества мировой революции.

     Существенно слабее в сценах фильма,  несколько схематично, даже примитивно, представлены отношения Троцкого со Сталиным. Авторы фильма трактуют их взаимную неприязнь как некую случайно возникшую межличностную особенность. Ещё больше режет глаз карикатурный образ чекиста Агранова. Более реалистичен другой представитель ОГПУ, Рамон Меркадер. Однако характер его взаимоотношений с Троцким, представленный в картине, в значительной степени вымышлен, особенно касательно их постоянных выпивок. Многое из изображенного не находит подтверждения в исторической литературе. Подобное художественное искажение исторической фактуры не способствует  объективной оценке движущих сил событий того времени, снижает познавательно значение картины.

     Правда жизни такова, что после подавления выступлений рабочих масс в Германии и Венгрии, Сталин понял, что мировая революция в сложившихся условиях не что иное, как утопия. Советскому Союзу предстояло построить социализм в отдельно взятой стране, причем во враждебном окружении. Троцкий же продолжал придерживаться своих взглядов на проблему перманентной революции, считая, что Россией и её народом при этом можно пожертвовать. Так и Господь бы с ним, оставался бы при своем мнении, как, например, князь Кропоткин со своим пониманием анархии. Но у Льва Давыдовича и идеи мировой революции было довольно много сторонников из числа членов большевистской партии, зачастую занимавших большие должности и пользовавшихся авторитетом, например, таких, как Зиновьев и Каменев. В начале 20-х годов внутрипартийная демократия предполагала  и допускала ведение дискуссий по важнейшим вопросам политического и хозяйственного развития страны: индустриализации, коллективизации и т. д. Монолитного большинства по многим вопросам не было. Вспомним сцену из фильма о заседании Политбюро ЦК по поводу высылки профессоров на «философском пароходе». Большевики с подпольным стажем подчас довольно упорно отстаивали свою точку зрения, отличную от мнения других партийцев. Несмотря на резолюцию Х съезда ВКП(б), запретившую создание в партии фракций, возникали различного рода «уклоны» и «платформы». Троцкий возглавлял и воодушевлял наиболее влиятельный уклон, так и обозначенный Сталиным, как троцкизм.

     Во второй половине 30-х годов стало очевидным, что войны не избежать. В этих условиях отсутствие единства в партии грозило самыми тяжёлыми последствиями. Сталин был вынужден консолидировать партию и бюрократический аппарат страны. Примером гибельности влияния разброда в политическом руководстве государства стала республиканская Испания. Её правительство было коалиционным, состояло из различных левых партий и течений. Не в состоянии преодолеть внутрипартийные дрязги, часть республиканцев даже подняла вооруженное восстание в Барселоне. Это и послужило одной из основных причин разгрома республиканцев генералом Франко.

     Вероятно, все это и подтолкнуло И. Сталина к началу «большого террора». Был ли другой путь спасения страны? Сейчас и не скажешь, скорее всего, нет. В фильме ясно указано, что Троцкий сам был активным сторонником и исполнителем «Красного террора», не останавливавшимся перед фальсификацией доказательств для убийства политических противников, причем верных революции и трудовому народу. Вспомним, по сути убийство, Троцким  командующего Балтийским флотом в 1918 году. Сталину было прекрасно известно об этом. Поэтому он вряд ли сомневался, что в 30-х годах поменяйся он местами с Львом Давыдовичем, тот быстро бы его ликвидировал. Законы общественной борьбы диктуют, что Троцкий, не ослаблявший политическую активность,  с его 4-м  Интернационалом и большим числом сторонников мировой революции в Совдепии, был обречен. Да что Троцкий и якобы имевшая место вождя народов персональная неприязнь к нему.  Сталин затем и Гитлера во главе со всей Европой  одолел, хотя лично его и не знал.

     Авторам фильма не удалось избежать мифологизированной трактовки  вопроса о финансировании Германией РСДРП накануне революции. Показан проходимец Парвус, якобы получавший деньги от немцев. Парвус действительно собирал средства на нужды партии из разных источников. Он, в частности, присвоил и растратил деньги, которые для большевиков передавал Максим Горький. Давали немцы — видать Парвус брал и от немцев, да и себя не обделял. В какой степени немецкие деньги обеспечивали потребности большевиков, теперь вряд ли можно достоверно установить. Очевидно, что это был не самый главный источник их революционных ресурсов.

      После Октябрьской революции  в западных, прежде всего американских и английских, СМИ, активно продвигался так называемый доклад Сиссона, в котором указывалось, что Октябрьская революция совершена большевиками на  деньги, полученные от  германского Генштаба. Скорее всего этот доклад — тенденциозная фальшивка, за которой маячат «уши» британской разведки, пытавшейся скрыть факт масштабного финансирования из Америки революционных событий в России через Троцкого и его сторонников.

      Сам Троцкий имел давние и тесные связи с американскими банкирами. Его вторая жена Наталья Седова — дочь еврейского банкира Животовского, дальняя родственница Ротшильдов и Шиффов.

     Лев Давыдович, будучи в эмиграции, и сам активно общался с финансовыми воротилами.

Американец Жозеф Недава в своей книге «Троцкий и евреи» пишет, что «Троцкий в период своего пребывания в Вене имел обыкновение играть с бароном Ротшильдом в шахматы в CafeCentral”.

     Историк из США Теодор Трепер в своей книге «Корни американского коммунизма» пишет, что 14 января 1917 года Троцкий и его семья прибыли в Нью-Йорк и, не проходя ни обязательных медицинского осмотра, ни карантина, ни прививок, вьехали в Америку.  Трепер отмечает также, что получить визу в США беглому каторжнику, изгнанному из Франции и Испании было бы крайне сложно без покровительства на самом высоком уровне.

     В 1917 году, после отречения царя, Троцкий встречается с крупным банкиром еврейского происхождения Яковом Шиффом.  Получает чек на 20 миллионов долларов, а также в свое распоряжение пароход «Кристианияфьорд», груженый оружием и военным снаряжением.  Он также набирает команду боевиков из числа еврейских эмигрантов, всего 267 человек, включая Моисея Урицкого, будущего председателя Петроградской ЧК и Володарского (Моисея Гольдштейна), будущего министра печати РСФСР. По французским источникам, только через Шиффа на развитие революции в России было потрачено около 40 миллионов долларов, колоссальная по тем временам сумма. Вряд ли немцы могли выделить подобные деньги.

     В Германии также хорошо знали о финансировании революции со стороны банкирского сообщества США. Командующий  германской армией того времени граф Люндендорф писал в своих мемуарах: «Троцкий прибыл в Петроград из Америки, снабженный иностранными банкирами неограниченным количеством валюты».

     Так что же побуждало весьма прагматичных представителей финансовых кругов англосаксонского мира (известно, что Ротшильды имели огромные активы не только в Америке, но и в Европе, прежде всего в Англии)  вкладывать колоссальные средства в русскую революцию и деятельность Троцкого? Вряд ли потому, что надеялись через него осуществить идеалы мирового еврейства. Известно, что Троцкий негативно относился к сионизму и его руководителю Теодору Герцелю, считая еврейский национализм препятствием к победе мировой революции.

     Скорее всего, империалисты, прежде всего представители финансовых и банковских кругов, уже сформировали в те далёкие годы нечто подобное прототипу мирового правительства. Они планировали достижение глобального господства и разрабатывали соответствующий инструментарий. Естественно, идеи Троцкого о всемирной революции и мировом правительстве были им близки и интересны. Огромные деньги давали не на сами теории, а в ожидании того, что Льву Давыдовичу удастся в том или ином виде реализовать свои мондиалистские идеи в хаосе при крушении Российской Империи или на её развалинах. Видимо, Троцкому удалось убедить своих спонсоров в возможности, при наличии определённых финансовых и людских ресурсов, развернуть революционные события в  пользу мировых правителей.

     Очевидно, что империалистическая верхушка располагает весьма разнообразными рычагами управления мировой политикой и экономикой. Прежде всего, через своих ставленников в правительствах национальных государств и в руководстве международных альянсов, таких как Антанта или НАТО. Однако при эпохальных потрясениях, случившихся в Европе в ходе и после Первой мировой войны, возможности воздействия на события традиционными методами сильно сокращается. Резко возрастает роль спецслужб и персональной работы с влиятельными политическими лидерами. Российская история дает много примеров этого направления попыток вмешательства в наши дела мировой закулисы. Тут и широко известные убийство Распутина, и заговор Локкарта и многое другое. Есть и не столь распространённые сведения. Так, например, в материалах следственного дела по убийству царской семьи следователь Соколов раздобыл и приобщил к материалам дела ленты переговоров по прямому телеграфу между упоминавшимся выше Я. Шиффом, с одной стороны, и Свердловым и Юровским, с другой. Американец высказывался за устранение царя.

     Поощрявшие троцкизм в революционной России глобалистские круги использовали все доступные им средства для поворота политического катаклизма в нашей стране в свою пользу. Одним из таких средств стал и герой нашего фильма. Так или иначе, Лев Давыдович Бронштейн оказался приспешником формирующегося мирового правительства. Вряд ли до бегства в эмиграцию он четко осознавал себя его сторонником. Но, наигравшись в шахматы с видными финансистами, он пришел к мысли, что сможет с их помощью и за их деньги достигнуть мирового господства и разжечь пламя мировой революции. Фильм ясно показывает, что на этом пути Троцкий готов был пожертвовать и Россией, и русским народом и национальными духовными ценностями. Но, к счастью, в своих планах он просчитался.

     Мировая же закулиса почти достигла своей цели. После крушения СССР сделалась мировым гегемоном, сковала земшар долларовой паутиной. При этом, по-прежнему, как и в случае с Троцким, в качестве инструментов использует различного калибра политиков и политиканов, например Зеленского. Однако толку от него ещё меньше, чем от Бронштейна. Видимо, то ли политики мельчают, то ли буржуи. Обращение авторов фильма к неоднозначным, длительное время односторонне трактовавшимся историческим персонажам,  несомненно, будет полезно нашему зрителю для правильного анализа и понимания современных событий. Вот такое кино.

     

Мироненко С.В., полковник КГБ СССР в отставке