Педагог-организатор – профессия или призвание?

Я не учитель. Я — тот, кто пробуждает вас. © Роберт Фрост

Если обратиться к словарю и посмотреть определение понятия «педагог», то мы увидим следующую информацию.

Педагог – это специалист, формирующий учебно-воспитательный процесс, обеспечивая образовательный, воспитывающий и развивающий характер для личности, на которую направлена его деятельность.

Разбирая понятие «организатор» по словарю, мы  видим, что это тот, кто организует, основывает, налаживает или упорядочивает что-либо, будь то процесс или деятельность.   Совмещая два понятия вместе, мы получаем: педагог-организатор.   Давайте попробуем разобраться,  что же  на самом деле включает себя профессия  педагог-организатор, какими компетенциями должен обладать  этот сотрудник и вообще профессия ли это, каждый ли  может им  стать?

Ответим на вопросы по порядку. Педагог-организатор должен обладать  следующими профессиональными  качествами:

— коммуникабельность;

— умение быстро принимать решения;

— организаторские способности;

— практицизм;

— развитая интуиция;

— любовь к детям;

— психологическая устойчивость;

— жизнерадостность;

— знание иностранных языков:

— развитый эстетический вкус;

— высокий уровень культуры;

— активность.

    Этот список качеств потеряет свою значимость, если у человека нет следующих личностных  качеств, таких как:

— порядочность;

— высокая ответственность и моральная устойчивость;

— честность;

— способность к сопереживанию;

— аккуратность;

— организованность;

— чувство такта;

— сдержанность;

— бескорыстие.

   В чем же заключается работа педагога-организатора и чем он отличается от обычного педагога, ведь педагог ежедневно занимается организацией какого-либо процесса.             

     Деятельность педагога направлена на:

·       повышение качества, эффективности образования, обучения и воспитания;

  • раскрытие и развитие у детей индивидуальных способностей; интереса к обучению, получению новых знаний, навыков, умений, отвечающих новым запросам общества посредством использования современных образовательных технологий и активизации самостоятельной деятельности на уроках теоретического обучения, а также дополнительных внеурочных занятиях;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. 

   Педагог-организатор в  образовательных учреждениях отвечает  за организацию внеклассной и внешкольной работы. Под его руководством работают детско-юношеские клубы и секции, проводятся досуговые мероприятия для учеников, организовываются технические, художественные, физкультурно-оздоровительные, спортивные и краеведческие кружки, культпоходы и экскурсии.  Такой специалист обычно действует совместно с заместителем директора по воспитательной работе, может входить в административный состав школы или детского сада, участвовать в планировании обучающих и воспитательных процессов.  Поддержание культурного, творческого и образовательного уровня подрастающего поколения – это важная задача государства, поэтому к знаниям и образованию специалистов этой направленности предъявляются многочисленные требования.

     Чтобы делать свою работу качественно, педагог-организатор должен:

·       знать педагогику и детскую психологию;

·       отслеживать актуальные педагогические тенденции;

·       ориентироваться в нормативно-правовых актах сферы образования и быть знакомым с требованиями ФГОС;

·       уметь применять свои педагогические способности на практике;

·       владеть методами планирования и организации внеурочной работы;

·       учитывать возрастные особенности воспитанников;

·       обладать навыками публичных выступлений, уметь доступно и интересно преподносить информацию;

·       знать, как работать с информацией и методическими материалами.

Получается, что  стать педагогом-организатором, при желании, может любой  человек, обладающий необходимыми компетенциями и  личностными качествами.  Все ли так просто, как кажется  на первый взгляд? Работа педагога-организатора связана с организацией детского досуга, проведением праздничных мероприятий и раскрашиванию серых будней в яркие эмоции и детские впечатления. Одних компетенций  и качеств характера,  на мой взгляд,  маловато.  Эта деятельность, которая предусматривает  большие эмоциональные затраты, но зачастую отдача, которую получаешь в процессе,  пополняет все затраченные ресурсы.

Остался последний нерешенный вопрос, педагог-организатор – это профессия или призвание?

Каждый из Вас волен решать для себя, кем стать по профессии.   Можно получить  качественное образование, наработать опыт, иметь весомый стаж, зарабатывать большие деньги в определенной сфере. Однако,  если эта сфера не приносить радости  и отдачи, то  у Вас есть риск так и не раскрыть свой потенциал, закрыв себе дорогу в деятельности по призванию. В свою очередь, деятельность по призванию может и не приносить никакого дохода, особенно такое случается на первых порах, когда человек только начинает вставать и делать первые шаги на своем  пути, по зову внутреннего голоса.   Призвание – это то, что заставляет просыпаться по утрам и идти действовать,  это внутреннее влечение, которое требует реализации.  Если выбранная профессиональная деятельность и призвание совпало, то можно с уверенностью сказать, что Вы счастливый человек.

На мой взгляд, педагог-организатор – это профессия, корни которой растут из призвания.  Несмотря на  различные жизненные ситуации и неурядицы,  ты должен  вставать   и приходить на работу и дарить детям радость и  праздник. Когда смотришь на мир через призму радости и  оптимизма, то тогда мир становится лучше и добрее. Дети, которые зачастую находятся в непростых жизненных обстоятельствах,  исцеляются от твоего позитива  и творческие дела непременно лечат от грусти.

Улыбаться  вопреки всему, вот одна из  многих задач педагога-организатора. Ведь как говорил  еще  «Крошка ЕНОТ» из мультфильма:  «От улыбки станет всем светлей».

 

Лукьяница Н.А. - педагог-организатор «МАУ ЦРН ЕДИНСТВО»

г. Хабаровск

Фото: из свободных источников интернета