Некоторые соображения о природе смеха

Сначала я полагал, что научные исследования природы смеха недостаточно серьезны. Оказалось - ошибался. Попытки разработать теорию смеха, вывести его формулу, исследовать социальные аспекты, "раскассировать" смех по этническим особенностям пытались многие. Но безуспешно. Это о смехе.

Аналогичные попытки по исследованию природы юмора также предпринимались неоднократно. И также безуспешно.

Не верьте претендентам на авторство теории смеха или теории юмора. Они просто описывают некоторые закономерности. Вот, допустим, Константин Глинка. Советский хохол, практикующий в Сиэтле. Он же Игорь Криштанович. Он же Игорь Южанин - автор сетевого альманаха "Белый лебедь".

Сорок лет Игорек мучился вопросом - почему одна ситуация побуждает к смеху, а другая - из тех же слов, с тем же смыслом, оставляет нас безучастными? И даже формулу вывел. И назвал ее разгадкой смешного. И скромно так заявил - ах, какая элегантная формула!.. Простая, при этом,  как все гениальное!   Ай да Глинка!  Ай да молодец!  Ну просто Эйнштейн со своей Е=мс².

Вместо Е(энергии) Глинка поставил ЭЮ(эффект от юмора), полагая, что это тоже энергия, выделяемая нами при смехе. Произведение массы и квадрата  скорости света смехолог наш заменил следующим образом: ЭЮ=(ЛС х С/Т)+ФН,   где  

ЛС- личная  сопричастность Смешимого;

С -сложность ситуации (интриги, загадки, парадоксы и т.д.) ;       

Т- время, затраченное смешимым на осмысление ситуации;

ФН- фон настроения Смешимого.

По мнению автора, эту формулу можно применять для конвейерного изготовления юмористической прозы. А шел  он к такому открытию сорок лет. Как Моисей к земле обетованной.  Из уважения к истоптанным  сандалиям  Подвижника не будем  ехидничать над его заявлением, умничать и критиковать  гениальную формулу. Применим ее на практике - механизируем сочинение анекдотов, пародий, юмористических рассказов и стихов. Уверен, что автор-исполнитель механических смешнюг рассмешит зрителя... собой.

Представьте - пришли вы на оперу. "Руслан и Людмила", допустим. Поднимается занавес, а на сцене -  Глинка. Нет, не Михаил Иванович. Константин. В синем лабораторном халате. Вместо скрипки прижимает щекой полено и елозит по нему ершиком для унитаза... 

Сто миллиардов нейронов нашего мозга умноженные на десять тысяч связей каждого из них!.. Вселенная! Миллионы галактик! И в одной из них, нам неизвестной, зарождается смех. Или не зарождается. А почему происходит это таинство (или не происходит) мы пока не знаем. Наши примитивные познания человеческого мозга не способны препарировать тончайший механизм смеха. Ускользает от нас природа Смешного.

А.Лук заявил: "Сокровенная тайна смеха... лежит за горизонтом современной науки".  Я не знаю, кто такой  А.Лук, но с его заявлением согласен...

Вернемся, однако,  к Константину Глинке. В его лабораторию смеха. Оденем синий халат Учителя, заляпанный местами эффектом от юмора (ЭЮ) и  продолжим его тернистый путь ,.. Да низойдет на нас свет Познания!

Начнем со смехозамеров. Гениально установим, что единицы измерения смеха аналогичны параметрам измерения электричества.    Что тут у Костика? Ага, прибор для измерения смехосопротивления. Типа мегометра. Гудит, значит работает. Нужно избрать единицу измерения. В электрической науке это один ОМ.  В честь физика Георга Ома, сына слесаря, ставшего школьным учителем. Что ничуть не принижает его авторитета. Это сейчас школьный учитель неудачник. А в те времена - ого-го!  Вспомните  Циолковского. Но не будем отвлекаться...

В честь какого  великого сатирика назвать единицу сопротивления смеху? Давайте изберем Михаила Задорнова.  А что?!  Вполне  заслужил. Да и папа его мой земляк. Из Хабаровска.

И так - единица измерения силы смехосопротивления один ЗАД.

Примем формулировку: один ЗАД - средняя заторможенность среднего зрителя на концертах Михаила Николаевича. Середина шкалы. Норма.  

Рассмотрим крайние области шкалы. В левой части - патология. Сверхпроводимость смеха, типа ЗАД-минус100, когда Смешимый начинает истерично хохотать, только прочитав гастрольную афишу М.Задорнова. По мере приближения к концертному залу смех становится все громче, прохожие переходят на другую сторону улицы, а ППС запрашивает по рации два экипажа на подмогу. В зал такого пускать нельзя - сорвет концерт.

                           

Теперь рассмотрим патологию правой части шкалы. Смехонепроницаемость полная. ЗАД-плюс100. Представим образ - Гриша-диалектрик.  Даже голая ж..а Задорнова с татуировкой  "Грише от Миши" не вызовет улыбки на чугунном лице номинанта. Чтобы достичь точку пробоя Гриши-диалектрика  артисту придется двигать  ягодицами. Причем, если Гриша близорукий - в метре от его лица. Но даже раздвигание-сдвигание синих имен, вызывающее сквозняк в теле Мастера, не способно раздвинуть в улыбке Гришины скорбные губы. Нам крупно повезло!  Обнаружен редчайший экземпляр человеческой психики. Реликтовый. Необходимо сберечь его для науки. И непременно застраховать, свозив Гришу в Банк спермы.

Нельзя забывать и о технике безопасности. Эксперимент с ягодицами "Грише от Миши" проводить в зале, где полно нормальносмешливых категорически запрещено. Только в гримерной. А если это зал поселкового Дома культуры - в мужском туалете.

Рассмотрев смехосопротивление, приступим к изучению параметров следующего смехозамера -  смехонапряжения. В честь какого великого назовем эталонную единицу?  Предлагаю в честь Жириновского.     

 Представляете сколько усилий прилагают депутаты фракции, чтобы не хохотать во время политических измышлений Владимира Вольфовича?!

А что? Один ВОЛЬФ, как единица измерения  смехонапряга. Простенько, но со вкусом. Смех прет поносом, а ты снаружи как Гриша-диалектрик...

 

Супрун Александр Петрович – руководитель агентства «Кронверс», член СВГБ по ДВ региону