За советом к батюшке

На вопросы наших читателей отвечает  протоиерей Сергий Николаев.

Наш священник всем к нему приходящим велит читать утренние и вечерние молитвы полностью, без сокращений. Имеет ли он на это право?

Вам повезло, у Вас на приходе служит заботливый священник. Набор утренних и вечерних молитв называют еще молитвенным правилом. Это правило для всех православных, значит и подходит всякому. Прежде для неграмотных делалось исключение, им предлагалось прочесть по четкам Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Молитва коротенькая, но произносили ее три сотни раз утром и столько же вечером. Да еще с земными поклонами.

Есть еще правило преподобного Серафима Саровского: трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и единожды «Символ веры». Это краткое правило также для неграмотных и в исключительных случаях, когда человек очень устал. Именно когда устал, а не потакает своей лени и духовной расслабленности. Для любого верующего лучше следовать привычным церковным правилам, а не искать для себя исключительных сокращений. Эти правила не с бухты-барахты взялись, в них заключен церковный опыт.

О молитве можно сказать словами Спасителя: Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25,29). Когда мы начинаем сокращать молитву, то неизбежно - совсем потеряем ее. Если Вам трудно читать все правило, и Вы по слабости сокращаете его, то хоть имейте при этом в сердце сокрушение. Ведь все эти молитвы читали и крестьяне, и мастеровые, и рабочие, у которых не было водопровода, стиральной машины, общественных автобусов, центрального отопления и многих других облегчающих жизнь вещей. Это же правило читали занятые государственные деятели. Все. И не настраивайте себя на духовный минимум, на «неодушевленное» Православие, а молитесь - да подаст Господь Вам силы и разум жить благочестиво. Что же касается того, имеет или не имеет священник право заставлять всех читать молитвенное правило, то здесь все просто - его обязанность напомнить Вам об этом а уж как поступить - зависит от Вас.

Церковь существует для того, чтобы мы имели возможность спасения, а спасаться или не спасаться - дело личное. Принудить к спасению невозможно. И к благочестивой жизни не принудишь, и к молитве. Невольник - не богомольник. Но Вы старайтесь, молитесь своими словами к Господу, чтобы укрепил Вас в вере, укрепил волю к благочестию - и все получится. Вот прямо сегодня возьмите и прочтите все правило. Увидите, что завтра будет легче. Господь, как говорится, и намерения целует. Желаю Вам успехов в духовном возрастании.

Как правильно относиться православной женщине к декоративной косметике? С одной стороны, я знаю, что всякое такое украшательство - это грех, и лучше не краситься. С другой стороны, ведь легкий правильный макияж всегда украшает женщину, а когда, все вокруг красятся, то на их фоне не хочется быть для мужа серой мышкой. Подскажите, как в этом вопросе найти золотую середину.

Во всем должна быть мера. Особенно в благочестии. Нельзя брать на себя подвиг сверх имеющихся сил, как говорится, что сверх сил - от лукавого. Но нехорошо и нерадение, попустительство духу времени. Если Ваш муж тоже церковный человек, то можно поговорить с ним, посоветоваться. Может быть, ему вовсе не важно, есть на Вас краска или нет, может быть, ему даже понравится, что жена не хочет исправлять «промахи» Творца с помощью краски. «Вот она у меня какая. А если почувствуете, что муж не готов к такому лишению, и пользуйтесь в меру макияжем. Но замечу Вам, что самое лучшее украшение человека, как мужчины, так и женщины это внутренняя гармония, которая приобретается молитвой и церковной жизнью. Заботьтесь более о душе, и тогда Вам совсем не надо будет рассуждать о макияже. Он станет лишним не только для Вас, но и для Вашего мужа.

МОЮ МАМУ ЗОВУТ КЛАРА. СЧИТАЕТ, ЧТО ОНА БЫЛА КРЕЩЕНА, НО СВОЕГО ПРАВОСЛАВНОГО ИМЕНИ НЕ ЗНАЕТ, КРЕСТ НАЧАЛА НОСИТЬ ТОЛЬКО НЕДАВНО. МАМА НЕ ВОЦЕРКОВЛЕНА, В ЦЕРКОВЬ НЕ ХОДИТ. А Я НЕ МОГУ ДАЖЕ ЗАПИСКУ НА ЕЕ ИМЯ ПОДАТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

В записках о здравии Вы можете писать свое имя и добавлять: со сродниками. Таким образом и мамочка Ваша не будет оставлена без церковной молитвы.

МОЖНО ЛИ В ДЕНЬ ПОХОРОН РОДСТВЕННИКА ПОСЕЩАТЬ ДРУГИЕ МОГИЛЫ БЛИЗКИХ И ДРУГИЕ КЛАДБИЩА?

Можно. Это как раз удобный случай помолиться и о других ушедших.

МОГУ ЛИ Я, НЕ ИМЕЯ СВИХ ДЕТЕЙ И ЖИВЯ В НЕВЕНЧАННОМ БРАКЕ 13 ЛЕТ, ВЗЯТЬ ПОД ОПЕКУ ИЗ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИЮТА РЕБЕНКА? ИЛИ, ЕСЛИ БОГ СВОИХ ДЕТЕЙ НЕ ДАЛ, ТО И НЕ НАДО НАРУШАТЬ ЕГО ВОЛЮ? И ЕЩЕ ВОПРОС: КАК НАПРАВИТЬ МУЖА НА ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАСТИЕ? ОН КРЕЩЕН ОКОЛО 15 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД, НО НЕ ИСПОВЕДУЕТСЯ, Т.К. СЧИТАЕТ, ЧТО ОСОБЫХ ГРЕХОВ НЕ СОВЕРШАЛ. В ВЕЛИКИЙ ПОСТ МЫ ЕЖЕГОДНО УЧАСТВУЕМ В СОБОРОВАНИИ.

Вопрос о том, можно ли взять из приюта ребенка, нужно решать с мужем. Не за одну беседу, а несколько раз обсуждать. Не стоит предпринимать этот шаг, если муж не «горит» желанием, а просто соглашается на него ради Вас. Вообще, решение должно созреть. В разговорах, в молчаливом обдумывании, в советах знающих эту проблему людей. Нужно познакомиться с теми, кто уже взял в семью ребенка, узнать о конкретных трудностях, проблемах. Нам часто рассказывают в СМИ о том, как плохо обращаются с приемными русскими детьми иностранцы, но точно такие же истории есть и у нас дома. Детей берут, не справляются, отдают назад или еще хуже. Надо не только представить, но вжиться в ситуацию. Святые отцы советовали действовать с «пожданием». А что касается греха, то взять дитя в семью - не грех. У меня прадед взял мальчика-сироту. Его мать, к которой он обратился за благословением, сказала: «Не строй семи храмов - призри одного сироту».
Спрашиваете про мужа. Мужа не надо слишком уговаривать, даже на доброе. Мужчине вообще трудно признать себя вторым. Вы уж лучше постарайтесь быть хорошей женой, хорошей хозяйкой, иметь ровное настроение, не перечить, а если случится где для пользы дела настоять на своем, то делайте это исподволь, не насильственно, а не получится, то и вовсе - оставьте. Лучше материальный урон понести, чем семейному миру повредить.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПЕРЕД КАЖДЫМ ПРИЧАСТИЕМ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ?

В Русской Православной Церкви принято исповедоваться перед каждым Причастием. Смысл такой традиции понятен - перед тем, как приступить к таинству, принять Тело и Кровь Христовы, мы должны очиститься. Исповедь называют духовной баней. Но чистоту, полученную в Таинстве Исповеди, трудно сохранить. Даже за те несколько часов или минут, что проходят между исповедью и Причастием, мы успеваем нагрешить. Пусть мысленно, или взглядом. А уж если пройдет день или два! Привыкайте исповедоваться как можно чаще, даже тогда, когда Вы не собираетесь причащаться. Исповедь откроет Вам глаза не только на себя, но и на окружающий мир, поможет избавиться от многих сомнений, страхов. Исповедь научит. Не пренебрегайте этим даром Матери-Церкви.

МНЕ 42 ГОДА. КРЕСТИЛИ МЕНЯ В ТЕ ВРЕМЕНА, КОГДА ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ ПРЕСЛЕДОВАЛОСЬ, И МОИ РОДИТЕЛИ НА КРЕЩЕНИИ НЕ ПРИСУТСТВОВАЛИ. ЗОВУТ МЕНЯ ИННА, НО Я УЗНАЛА, ЧТО, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЭТО МУЖСКОЕ ИМЯ, А КАКОЕ ИМЯ МНЕ ДАЛИ ПРИ КРЕЩЕНИИ, Я НЕ ЗНАЮ. МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ ЭТИМ ИМЕНЕМ ДЕВОЧКУ? РОДИЛАСЬ Я 10 ИЮЛЯ. ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ БАТЮШКА МЕНЯ НАЗЫВАЕТ ИОАННОЙ, МОЖНО ЛИ МНЕ НАЗЫВАТЬСЯ ТАКИМ ИМЕНЕМ? И КАКОГО СВЯТОГО СЧИТАТЬ СВОИМ ПОКРОВИТЕЛЕМ?

Не могу сказать, с чем это связано, но почему-то у нас мужские имена Инна и Римма стали давать женщинам. Особенно часто они встречаются на юге. Иногда и крестили с этим именем. Святым покровителем в этих случаях считаются святые Инна и Римма, мужчины. В этом нет ничего необычного. Ведь женщинам-монахиням часто дают имена в честь святых мужчин. Есть имя Сергия, Николая и другие. У православных греков также сохранилась традиция называть именем святого независимо от пола. У меня есть знакомая девочка Силуания, ее назвали в честь преподобного Силуана Афонского, есть знакомая девушка по имени Георгия, она носит имя святого великомученика Георгия. Так что Вас могли и с именем Инна крестить. Но Ваш приходской батюшка рассудил, что Вам лучше быть Иоанной, так как уверенности, что Вас крестили Инной, нет, а родились Вы в день памяти Иоанны-мироносицы, к тому же имена очень созвучны. Вы можете быть по паспорту Инной, а церковное имя, по благословению Вашего батюшки, носить в память святой Иоанны. Таким образом, Вашей покровительницей можно считать святую Иоанну и праздновать именины Вы будете дважды в году - 10 июля и в неделю жен-мироносиц.

У МЕНЯ ДВА ВОПРОСА. ПЕРВЫЙ: ПОЧЕМУ УРИНОТЕРАПИЯ СЧИТАЕТСЯ ГРЕХОМ? КОГДА НЕ ПОМОГАЛИ ЛЕКАРСТВА ПРИ БОЛЯХ В КОЛЕНЯХ, Я ДЕЛАЛА КОМПРЕССЫ ИЗ МОЧИ И БОЛЬ ПРОХОДИЛА, НУЖНО ЛИ ТЕПЕРЬ ПОКАЯТЬСЯ В СОДЕЯННОМ? И ВТОРОЙ: СЧИТАЕТСЯ ЛИ ХИРОМАНТИЯ ГАДАНИЕМ? В ОДНОЙ ИЗ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ БЫЛО СКАЗАНО, ЧТО О ХИРОМАНТИИ НАПИСАНО В БИБЛИИ (ЧТО ГОСПОДЬ КАЖДОМУ НАЛОЖИЛ ОТПЕЧАТОК СУДЬБЫ ЕГО НА ЛАДОНИ). Я ДУМАЮ, ЧТО ЭТО НЕ ПРАВДА, И ВСЕГДА СЧИТАЛА, ЧТО ХИРОМАНТИЯ - ЭТО ГАДАНИЕ ПО РУКЕ, А ЛЮБОЕ ГАДАНИЕ - ЭТО ГРЕХ.

Ответ на первый вопрос: уринотерапия не считается грехом. Что касается хиромантии. Вы абсолютно правы, гадать - грех. Про библейский текст о отпечатке судьбы не знаю, но могу сказать, что гадание по руке и по звездам известно очень давно. Было оно и в библейские времена. Мы знаем, что волхвы «вычислили» рождение Иисуса Христа по звездам. Но знаем и то, что с приходом Спасителя все эти «детские» подглядывания в будущее должны закончиться. Каждый имеет возможность спасения. Для каждого жизнь - это время личного подвига и личной ответственности. И будущее здесь ни при чем.

ИЗ ПРАВОСЛАВНОГО ЖЕНСКОГО ЖУРНАЛА «СЛАВЯНКА»
ЗА МАРТ – АПРЕЛЬ 2012Г
.