За советом к батюшке
На вопросы наших читателей отвечает протоиерей Сергий Николаев. Наш священник всем к нему приходящим велит читать утренние и вечерние молитвы полностью, без сокращений. Имеет ли он на это право? Вам повезло, у Вас на приходе служит заботливый священник. Набор утренних и вечерних молитв называют еще молитвенным правилом. Это правило для всех православных, значит и подходит всякому. Прежде для неграмотных делалось исключение, им предлагалось прочесть по четкам Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Молитва коротенькая, но произносили ее три сотни раз утром и столько же вечером. Да еще с земными поклонами. Есть еще правило преподобного Серафима Саровского: трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и единожды «Символ веры». Это краткое правило также для неграмотных и в исключительных случаях, когда человек очень устал. Именно когда устал, а не потакает своей лени и духовной расслабленности. Для любого верующего лучше следовать привычным церковным правилам, а не искать для себя исключительных сокращений. Эти правила не с бухты-барахты взялись, в них заключен церковный опыт. О молитве можно сказать словами Спасителя: Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25,29). Когда мы начинаем сокращать молитву, то неизбежно - совсем потеряем ее. Если Вам трудно читать все правило, и Вы по слабости сокращаете его, то хоть имейте при этом в сердце сокрушение. Ведь все эти молитвы читали и крестьяне, и мастеровые, и рабочие, у которых не было водопровода, стиральной машины, общественных автобусов, центрального отопления и многих других облегчающих жизнь вещей. Это же правило читали занятые государственные деятели. Все. И не настраивайте себя на духовный минимум, на «неодушевленное» Православие, а молитесь - да подаст Господь Вам силы и разум жить благочестиво. Что же касается того, имеет или не имеет священник право заставлять всех читать молитвенное правило, то здесь все просто - его обязанность напомнить Вам об этом а уж как поступить - зависит от Вас. Церковь существует для того, чтобы мы имели возможность спасения, а спасаться или не спасаться - дело личное. Принудить к спасению невозможно. И к благочестивой жизни не принудишь, и к молитве. Невольник - не богомольник. Но Вы старайтесь, молитесь своими словами к Господу, чтобы укрепил Вас в вере, укрепил волю к благочестию - и все получится. Вот прямо сегодня возьмите и прочтите все правило. Увидите, что завтра будет легче. Господь, как говорится, и намерения целует. Желаю Вам успехов в духовном возрастании. Как правильно относиться православной женщине к декоративной косметике? С одной стороны, я знаю, что всякое такое украшательство - это грех, и лучше не краситься. С другой стороны, ведь легкий правильный макияж всегда украшает женщину, а когда, все вокруг красятся, то на их фоне не хочется быть для мужа серой мышкой. Подскажите, как в этом вопросе найти золотую середину. Во всем должна быть мера. Особенно в благочестии. Нельзя брать на себя подвиг сверх имеющихся сил, как говорится, что сверх сил - от лукавого. Но нехорошо и нерадение, попустительство духу времени. Если Ваш муж тоже церковный человек, то можно поговорить с ним, посоветоваться. Может быть, ему вовсе не важно, есть на Вас краска или нет, может быть, ему даже понравится, что жена не хочет исправлять «промахи» Творца с помощью краски. «Вот она у меня какая. А если почувствуете, что муж не готов к такому лишению, и пользуйтесь в меру макияжем. Но замечу Вам, что самое лучшее украшение человека, как мужчины, так и женщины это внутренняя гармония, которая приобретается молитвой и церковной жизнью. Заботьтесь более о душе, и тогда Вам совсем не надо будет рассуждать о макияже. Он станет лишним не только для Вас, но и для Вашего мужа. МОЮ МАМУ ЗОВУТ КЛАРА. СЧИТАЕТ, ЧТО ОНА БЫЛА КРЕЩЕНА, НО СВОЕГО ПРАВОСЛАВНОГО ИМЕНИ НЕ ЗНАЕТ, КРЕСТ НАЧАЛА НОСИТЬ ТОЛЬКО НЕДАВНО. МАМА НЕ ВОЦЕРКОВЛЕНА, В ЦЕРКОВЬ НЕ ХОДИТ. А Я НЕ МОГУ ДАЖЕ ЗАПИСКУ НА ЕЕ ИМЯ ПОДАТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ? В записках о здравии Вы можете писать свое имя и добавлять: со сродниками. Таким образом и мамочка Ваша не будет оставлена без церковной молитвы. МОЖНО ЛИ В ДЕНЬ ПОХОРОН РОДСТВЕННИКА ПОСЕЩАТЬ ДРУГИЕ МОГИЛЫ БЛИЗКИХ И ДРУГИЕ КЛАДБИЩА? Можно. Это как раз удобный случай помолиться и о других ушедших. МОГУ ЛИ Я, НЕ ИМЕЯ СВИХ ДЕТЕЙ И ЖИВЯ В НЕВЕНЧАННОМ БРАКЕ 13 ЛЕТ, ВЗЯТЬ ПОД ОПЕКУ ИЗ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИЮТА РЕБЕНКА? ИЛИ, ЕСЛИ БОГ СВОИХ ДЕТЕЙ НЕ ДАЛ, ТО И НЕ НАДО НАРУШАТЬ ЕГО ВОЛЮ? И ЕЩЕ ВОПРОС: КАК НАПРАВИТЬ МУЖА НА ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАСТИЕ? ОН КРЕЩЕН ОКОЛО 15 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД, НО НЕ ИСПОВЕДУЕТСЯ, Т.К. СЧИТАЕТ, ЧТО ОСОБЫХ ГРЕХОВ НЕ СОВЕРШАЛ. В ВЕЛИКИЙ ПОСТ МЫ ЕЖЕГОДНО УЧАСТВУЕМ В СОБОРОВАНИИ.
Вопрос о том, можно ли взять из приюта ребенка, нужно решать с мужем. Не за одну беседу, а несколько раз обсуждать. Не стоит предпринимать этот шаг, если муж не «горит» желанием, а просто соглашается на него ради Вас. Вообще, решение должно созреть. В разговорах, в молчаливом обдумывании, в советах знающих эту проблему людей. Нужно познакомиться с теми, кто уже взял в семью ребенка, узнать о конкретных трудностях, проблемах. Нам часто рассказывают в СМИ о том, как плохо обращаются с приемными русскими детьми иностранцы, но точно такие же истории есть и у нас дома. Детей берут, не справляются, отдают назад или еще хуже. Надо не только представить, но вжиться в ситуацию. Святые отцы советовали действовать с «пожданием». А что касается греха, то взять дитя в семью - не грех. У меня прадед взял мальчика-сироту. Его мать, к которой он обратился за благословением, сказала: «Не строй семи храмов - призри одного сироту». ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПЕРЕД КАЖДЫМ ПРИЧАСТИЕМ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ? В Русской Православной Церкви принято исповедоваться перед каждым Причастием. Смысл такой традиции понятен - перед тем, как приступить к таинству, принять Тело и Кровь Христовы, мы должны очиститься. Исповедь называют духовной баней. Но чистоту, полученную в Таинстве Исповеди, трудно сохранить. Даже за те несколько часов или минут, что проходят между исповедью и Причастием, мы успеваем нагрешить. Пусть мысленно, или взглядом. А уж если пройдет день или два! Привыкайте исповедоваться как можно чаще, даже тогда, когда Вы не собираетесь причащаться. Исповедь откроет Вам глаза не только на себя, но и на окружающий мир, поможет избавиться от многих сомнений, страхов. Исповедь научит. Не пренебрегайте этим даром Матери-Церкви. МНЕ 42 ГОДА. КРЕСТИЛИ МЕНЯ В ТЕ ВРЕМЕНА, КОГДА ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ ПРЕСЛЕДОВАЛОСЬ, И МОИ РОДИТЕЛИ НА КРЕЩЕНИИ НЕ ПРИСУТСТВОВАЛИ. ЗОВУТ МЕНЯ ИННА, НО Я УЗНАЛА, ЧТО, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЭТО МУЖСКОЕ ИМЯ, А КАКОЕ ИМЯ МНЕ ДАЛИ ПРИ КРЕЩЕНИИ, Я НЕ ЗНАЮ. МОЖНО ЛИ КРЕСТИТЬ ЭТИМ ИМЕНЕМ ДЕВОЧКУ? РОДИЛАСЬ Я 10 ИЮЛЯ. ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ БАТЮШКА МЕНЯ НАЗЫВАЕТ ИОАННОЙ, МОЖНО ЛИ МНЕ НАЗЫВАТЬСЯ ТАКИМ ИМЕНЕМ? И КАКОГО СВЯТОГО СЧИТАТЬ СВОИМ ПОКРОВИТЕЛЕМ? Не могу сказать, с чем это связано, но почему-то у нас мужские имена Инна и Римма стали давать женщинам. Особенно часто они встречаются на юге. Иногда и крестили с этим именем. Святым покровителем в этих случаях считаются святые Инна и Римма, мужчины. В этом нет ничего необычного. Ведь женщинам-монахиням часто дают имена в честь святых мужчин. Есть имя Сергия, Николая и другие. У православных греков также сохранилась традиция называть именем святого независимо от пола. У меня есть знакомая девочка Силуания, ее назвали в честь преподобного Силуана Афонского, есть знакомая девушка по имени Георгия, она носит имя святого великомученика Георгия. Так что Вас могли и с именем Инна крестить. Но Ваш приходской батюшка рассудил, что Вам лучше быть Иоанной, так как уверенности, что Вас крестили Инной, нет, а родились Вы в день памяти Иоанны-мироносицы, к тому же имена очень созвучны. Вы можете быть по паспорту Инной, а церковное имя, по благословению Вашего батюшки, носить в память святой Иоанны. Таким образом, Вашей покровительницей можно считать святую Иоанну и праздновать именины Вы будете дважды в году - 10 июля и в неделю жен-мироносиц. У МЕНЯ ДВА ВОПРОСА. ПЕРВЫЙ: ПОЧЕМУ УРИНОТЕРАПИЯ СЧИТАЕТСЯ ГРЕХОМ? КОГДА НЕ ПОМОГАЛИ ЛЕКАРСТВА ПРИ БОЛЯХ В КОЛЕНЯХ, Я ДЕЛАЛА КОМПРЕССЫ ИЗ МОЧИ И БОЛЬ ПРОХОДИЛА, НУЖНО ЛИ ТЕПЕРЬ ПОКАЯТЬСЯ В СОДЕЯННОМ? И ВТОРОЙ: СЧИТАЕТСЯ ЛИ ХИРОМАНТИЯ ГАДАНИЕМ? В ОДНОЙ ИЗ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ БЫЛО СКАЗАНО, ЧТО О ХИРОМАНТИИ НАПИСАНО В БИБЛИИ (ЧТО ГОСПОДЬ КАЖДОМУ НАЛОЖИЛ ОТПЕЧАТОК СУДЬБЫ ЕГО НА ЛАДОНИ). Я ДУМАЮ, ЧТО ЭТО НЕ ПРАВДА, И ВСЕГДА СЧИТАЛА, ЧТО ХИРОМАНТИЯ - ЭТО ГАДАНИЕ ПО РУКЕ, А ЛЮБОЕ ГАДАНИЕ - ЭТО ГРЕХ. Ответ на первый вопрос: уринотерапия не считается грехом. Что касается хиромантии. Вы абсолютно правы, гадать - грех. Про библейский текст о отпечатке судьбы не знаю, но могу сказать, что гадание по руке и по звездам известно очень давно. Было оно и в библейские времена. Мы знаем, что волхвы «вычислили» рождение Иисуса Христа по звездам. Но знаем и то, что с приходом Спасителя все эти «детские» подглядывания в будущее должны закончиться. Каждый имеет возможность спасения. Для каждого жизнь - это время личного подвига и личной ответственности. И будущее здесь ни при чем.
ИЗ ПРАВОСЛАВНОГО ЖЕНСКОГО ЖУРНАЛА «СЛАВЯНКА» |