Как научить детей не сдаваться?
Моя малышка изо всех сил старалась застегнуть ремни на своем стульчике. «Почти», – бормотала она и пыталась снова и снова. «Почти», – соглашалась я, пытаясь не висеть над ней. Когда у нее получилось, я воскликнула: «Ты это сделала! Это было сложно, но ты продолжала стараться, и ты это сделала! Я горжусь тобой». То, как я хвалила ее усилия, требовало усилий и от меня. Если бы я не знала, то просто могла бы сказать: «Умница!» или даже «Давай я помогу тебе с этим». Что в этом плохого? Кэрол Двек, исследовательница из Стенфорда, с 1960-х годов изучает мотивацию и упорство. И она обнаружила, что все дети делятся на две категории: «Фиксированный» склад ума. «Если надо много трудиться, это оттого, что нет способностей». Такие дети считают, что ум и способности – это то, с чем они родились. Когда что-то у таких детей не получается, они оказываются в ловушке. Начинают думать, что они, наверное, не так талантливы и умны, как им говорили. Они избегают трудностей, потому что боятся, что будут выглядеть неумными. «Растущий» склад ума: «Чем больше проблем решаешь, тем умнее становишься». Такие дети думают, что ум и способности можно развить. Что даже гении должны много работать. Сталкиваясь с неудачей, они считают, что могут ее преодолеть, приложив больше времени и усилий. Они ценят учебу больше, чем возможность выглядеть умными. Они настойчиво добиваются своих целей. Что создает ту или иную веру в детях? То, как мы их хвалим – начиная с одного года. В одном исследовании Двек собрала пятиклассников, разделила их на две группы в произвольном порядке и дала им задачи из теста на IQ (коэффициент интеллекта). Затем она похвалила представителей первой группы за ум: «Ух ты, отличный результат! Вы хорошо в этом разбираетесь!» А вторую группу она похвалила за усилия: «Ух ты, отличный результат. Наверное, вы хорошо потрудились!» Она продолжала проверять детей, давая им выбор между более сложными и более простыми заданиями. Дети, которых хвалили за усилия, обычно выбирали более сложные задачи, зная, что так они смогут научиться большему. У них появилась мотивация к обучению, и сохранялась уверенность в себе и тогда, когда задания становились сложнее. Дети, которых хвалили за ум, просили более простые задания, зная, что так имеют больше шансов на успех. Они теряли уверенность в себе, кода задачи становились сложнее, и чаще стремились повысить свои баллы за тесты, пересчитывая их. Двек и ее коллега продолжили свои исследования вне лаборатории – в домашних условиях. Каждые четыре месяца ученые из Стэнфорда и Чикагского Университета посещали пятьдесят три семьи и записывали в течение девяноста минут, как проходит их обычный день. На момент начала исследования детям было по 14 месяцев. Исследователи считали, как часто родители использовали разные виды похвалы — за усилия, за черты характера или просто нейтральные, вроде «Хорошо!» или «Ух ты!». Это продолжалось пять лет. Затем исследователи провели опрос среди этих детей, которым исполнилось от 7 до 8 лет. Их спросили об отношении к трудностям в обучении. Дети с «растущим» складом ума были более заинтересованы в преодолении трудностей. У каких детей сложился «растущий» склад ума? У тех, кто слышал больше похвал за свои старания, пока они был маленьким. Я получила письмо от учительницы одной школы. «Не слишком ли поздно учить алгебру или правила спряжения, если к четырем годам у ребенка не развился «растущий» склад ума?» – спросила она. Двек задавалась тем же вопросом. Она собрала учащихся средней школы и студентов с «фиксированным» складом. И обнаружила, что студенты смогли повысить свои оценки, когда им объяснили, что мозг как мускул: ум не фиксирован. Так что – еще не поздно. Ни вам, ни вашим детям. Вы тренируете свой мозг, давая ему сложные задачи, упражняясь в различных вещах и обучаясь новому. Причем, как утверждается, мозг растет в основном тогда, когда с задачей справляются неправильно. А не правильно. Поэтому, когда моя малышка пыталась застегнуть свой ремень, я поощряла ее добиться успеха и повторяла: «Почти!» и «Попробуй еще» – вместо: «Давай я сделаю это за тебя». Если общество в целом начнет приветствовать трудности обучения, то всеобщему человеческому потенциалу не будет конца. Так что – передавайте эту информацию другим!
Трэси Катчлоу | 11 февраля 2015 г. Перевод Алены Гаспарян Оригинал статьи: huffingtonpost.com |