Когда летает душа

 Рассказ - притча

У девочки летала душа и делала саму девочку легкой и воздушной. Девочка думала стихами и сочиняла сказки своему благодарному слушателю: младшему брату. Сочинив очередную сказку, она начинала рассказывать другую. Как-то мама невзначай услышала сказки дочери и решила: «Здорово, что девочка сочиняет сказки, значит, будет писать стихи – ведь душа у нее летает».

Но мама была всегда очень занята – ее ждали на работе разные дела, и ей некогда было заниматься девочкой, и думать о том, что у ее дочери – летает душа.

Она доверила летающую душу педагогам: ведь каждый должен заниматься своим делом. Лишь изредка они с дочерью усаживались на диване и писали друг другу стихи. Игра у них такая была. Кто-то играет с детьми «в слова», кто-то «в кораблики», кто-то в шахматы… А они играли «в стихи»: одна напишет что-то в стихах, а другая должна также в стихах ответить. Без исправлений и быстро – как будто разговариваешь обычными словами.  Было забавно. Мама явно проигрывала дочери, подыскивая рифму к слову «лапша». В это время та подыскивала рифмы к словам «виконтессы» да «пианино», «свечи» да «блики».  Мама сразу поняла, что проигрывает – ведь у нее тоже с детства летала душа. В стихах дочери  не хватало последней строчки – как будто она собирается писать продолжение.

Мама писала:
Написать стихи для вас
Я готова хоть сейчас.
Крепким чаем напоить,
Вкусным хлебом накормить,
А ещё тебя послушать
С тобой яблочко покушать,
Телевизор посмотреть
И «со смеху умереть»,
Если  где-то, кто-то, как-то
Скажет что-нибудь не то.

На минутку отлучилась:
Вермишель уже сварилась.
И поэтому прошу:
«Вы откушайте лапшу».

Робкий стук раздался в дверь:
Это бабушка, поверь.
Я впущу ее в квартиру
И подам в тарелке сыру,
Чаем с мятой напою
И частушки с ней спою.
1990г

Дочь отвечала
На старом черном пианино
Стояла древняя картина.
И на картине той прекрасной
Светился взгляд мадонны ясный.

А свечки тАинственный блик
Загадочный мадонны лик
Печальным светом обливал,
Красу любовью уповал.

Но взгляд печален… Почему?
И почему так молчалив?
Уж это ли не потому,
Что день ненастен и дождлив?

А может просто потому,
Что годы всё идут-идут,
А та мадонна остается.
…………………………

Как-то девочка показала маме очередное  стихотворение:
-Смотри, что я сочинила!

Князья, графини, виконтессы,
Бароны, принцы, баронессы.
Наряды с вкусом, без него…
Не ускользнёт здесь ничего
От  зорких глаз прекрасных дам.
Интриги, разговоры, гам, 
Блеск золота, брильянтов, шпаг –
Всё спуталось. Кто – друг, кто- враг…
Шум, шелест платьев, штор.
Блестит начищенный паркет…
Ну, а теперь пойдем во двор.
О, Боже! Сколько здесь карет:
Роскошных, скромных, броских, ярких.
Лакеи все в ливреях марких.
Но, что поделать – тоже шум.
Так помрачиться может ум.
Но долго думать я не стала.
И в этом шуме я узнала
Обыкновенный светский бал!
Теперь вернемся к нашим дням.
Признайтесь, что нередко вам
Хотелось сделать торжество,
Гостей чтоб было множество,
Цветов, улыбок, поздравлений
…………………………….

- Ты, дочь, конечно – просто гений, - закончила мама стихотворение дочери своими словами и задумалась.
- Какое интересное стихотворение – покажи его своему учителю по литературе. Мне бы очень хотелось знать отзыв специалиста. Доченька, я давно заметила, что пишешь ты своеобразно. Пусть литератор посмотрит и оценит твое творчество.

Как-то вечером, уставшая  и разбитая от 1,5 часового путешествия в переполненном автобусе, мама приползла в свою квартирку в спальном районе, где застала грустную и поникшую девочку.

- Что случилось, маковка?

- Зря я тебя послушалась! Я подала стихи учителю и сказала: «Смотрите, что я сочинила!»

- Так. А она?

Девочка молчала. Она лежала на диване, обнимала подушку и смотрела в никуда.

- Что, что она тебе сказала?

- Она сказала, что это – стихи Пушкина! – сердито ответила дочь.

- Ну, так, это же, как здорово! У тебя стиль – Пушкина. Так бывает. Это получилось не произвольно. Со временем у тебя будет и свой стиль. Значит, стихи твои – талантливые!

- Нет, мама, как ты не понимаешь. Она мне сказала, что я взяла стихи Пушкина и выдаю ей эти стихи Пушкина – за свои!

- А она что – не знает стихи Пушкина? Ну, пусть проверит, если не доверяет. Скажи ей…

- Я никому ничего больше говорить не буду. И показывать тоже не буду. Это вообще ерунда – стихи сочинять.

И с тех пор девочка не пишет стихи. Но душа у нее летает. И когда ей совсем невмоготу – она берет гитару, перебирает струны и поет, поет песни Митяева и Кинчева,  переходит к тем песням, которые слышит от Прасковьи и Ваенги, и совсем ей грустно от наших, старых русских песен:

Ой, то не вечер, то не вечер.
Ой, мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось -
Ой, да во сне привиделось…

И  никак не поймет – чего же она хочет от жизни?  А у нее просто летает душа.
………………………..

Опыт: Мама задумалась – почему мы  доверяем воспитание своих детей бездарным педагогам? Что делать? Как это исправить? Но у мамы на работе было много разных дел…

На выпускных экзаменах в школе мама увидела этого педагога.

«Никто не знает русский язык больше, чем на «тройку!» - отчитывала та плачущую одноклассницу дочери. Одноклассница полагала, что она очень хорошо ответила на экзамене, и ей незаслуженно поставили «тройку». Мама девочки вмешалась в учительскую отповедь и задала вопрос тому учителю, благо дочь уже не будет ходить к ней на уроки: «И вы на «тройку» по «русскому» закончили институт,  и вы учите детей русскому языку и литературе?».

Той девочке – однокласснице, оценку за экзамен поставили все-таки иную – на балл выше.

И только, став бабушкой, она, мама из нашей притчи, написала своему внуку стихотворение, в котором есть такие строки:

Иди вперед, не думая о многом,
Не слушая других и не считая бед.
Высокий путь дарован только Богом –
Лишь Он один оценит весь ответ…

Не надо жалеть о том, чего не вернешь. Но, если ещё можно что-то исправить – то надо вмешаться, потому что, когда душа летает - не надо этот полёт прерывать.

Галина Пысина